Размышления автора, ставшего невольным участником событий, показанных в сериале «Охота на изюбря»
Запоем прочитав лет шесть назад роман Юлии Латыниной «Охота на изюбря», я и сейчас не пропустила ни одной серии одноименного телесериала. Обидно, конечно, что из романа сделали что-то мексиканское. Любовь, с треугольниками и без, предательства с раскаяньем и без оного, герой на грани жизни и смерти...КНИГА, которую кто-то назвал экономическим триллером, а я бы еще добавила в жанре капреализма с элементами художественной документалистики, совсем о другом: там сплошная экономика, вся подноготная передела собственности, где четко выписаны правила игры без правил. Очень правильно определено место «мира промышленного капитала», лежащего ровно посредине между «миром банкиров» и «миром бандитов» и даже имеющего с ними много общего в части жизненного стиля, всевозможных привычек, повадок и ухваток, но, вместе с тем, качественно от него отличающегося по своей сути. И если раньше все известные нам бандитские саги повествовали о низовом звене - тривиальных братках, этих рядовых той войны за передел, Юлия Латынина первая, кто поведал, причем, уж поверьте мне на слово, весьма компетентно, не о пешках, а об игроках.В киноЭто рассказ о том, как один крупный московский банк пытается даже не сожрать, а обсосать и выплюнуть некий Сибирский металлургический комбинат, и задействует для этого государство с обеими его ветвями и сучками власти: депутатов Госдумы, губернатора, спецслужбы, налоговую полицию, арбитражный суд, монополистов энергетиков и железнодорожников. Вообще говоря, происходит грандиозная дуэль между финансовым (в определенном смысле виртуальным) и производственным (во всех смыслах реальным) капиталом. Комбинат, тоже не маленький, - пятый по величине в мире, с ежедневным оборотом в 5 миллионов долларов, занимает круговую оборону и пытается отбиться от «московских жирных котов».А с другой стороны, если снять сериал близко к первоисточнику - этот фильм не отрываясь смотрели бы только немногочисленные экономисты. Ну и участники событий, разумеется.Жаль, конечно, что исчезла главная составляющая романа, главное его достоинство - ошеломляюще жизненное правдоподобие. Я знаю, о чем говорю, поскольку с 1996 до 1999 года руководила пресс-службой Западно-Сибирского металлургического комбината, или просто Запсиба, который и стал реальным прообразом вымышленного Ахтарского.Наверное, банально указывать на параллели персонажей с реальными лицами. Ну как не узнать «бывшего первого секретаря обкома партии, коммуниста и вождя областной оппозиции, выигравшего губернаторские выборы в первом туре и с разгромным счетом...»А вот Черяга - фигура абсолютно вымышленная, поскольку никогда зам по безопасности не играл ключевой роли на промышленном предприятии. Самый главный герой Извольский - персонаж собирательный, поскольку сделан он с претензией на нового героя нашего времени. Получилось неплохо: крупный, здоровый сибиряк, жесткий, волевой мужик, да еще и умный, расчетливый, хладнокровный промышленный гений, который всему знает цену: углю, стальному прокату, заму губернатора, федеральному депутату и вице-премьеру. И изъясняется он предельно четко: «Я не банкир. И вообще я не люблю банки... Я производственник. У меня карманные банки. А банкир - это тот, у которого карманные заводы». «Вы просто пауки... вы высасываете завод, как муху, и ползете дальше. Вам каждый год нужна новая муха, у вас такой способ питания».Хотя и сам далеко не ангел. И способ, каким он раздобыл 75-процентный пакет акций комбината, вряд ли сильно отличался от того, каким пользовался в войне с ним московский банк. Но когда тушат пожар - не смотрят, чистая ли вода. Вот и выходит, что единственным маяком в стране распадающейся экономики и морали может служить эффективный хозяин. Ворует для завода или у завода - вот и все критерии. Кстати, у гендиректора Извольского в романе есть прозвище - Сляб. В металлургии это стальной брус - прямоугольная заготовка. Наверное, это еще и намек на то, что сам Извольский - только заготовка в «строительстве» будущей России, так сказать промежуточный продукт. А мы с вами присутствуем при зарождении предельно жестоких и предельно эффективных собственников.В жизниИ хоть не было у Запсиба таких Извольского и Черяги, в реальности все было еще круче. Чтобы завести на комбинат очередного собственника, в области сменили губернатора. Кузбасс пережил рельсовую войну. Запсиб прошел через процедуру банкротства и четырежды переходил из рук в руки, пока не стал частью холдинга «Евразметалл», собственностью уже других «московских жирных котов». И был этот комбинат первой кузбасской ласточкой. Далее в регионе процесс передела собственности с наглыми захватами предприятий, притянутыми за уши банкротствами, арестами имущества и руководителей предприятий шел уже по нарастающей.Между прочим, в книге «Охота на изюбря» упоминается и Северодвинск. Наверное не стоит напоминать, что в годы, описываемые в романе, наш город испытывал нужду во всем: в деньгах, тепле в квартирах и цехах, сытых обедах... Перечислять можно долго. И именно тогда автор книги Юлия Латынина побывала и в Северодвинске, и в редакции «Северной недели». Она собирала материал для книги. Но в Северодвинске было тогда все спокойно. Далее путь ее лежал в Сибирь, и там она нашла все, что нужно.С показом сериала оживилась моя переписка с Новокузнецком. Пишут мне, что теперь планерки на тамошних комбинатах (а их в городе два) начинаются с обсуждения очередной серии. Между прочим, первоначально снимать сериал планировали там же, в Новокузнецке, но слишком далеко от цивилизации, дороговато бы вышло. Поэтому съемки велись в основном на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Этому предприятию, конечно, далеко до Запсиба, но снимать в Нижнем Тагиле очень удобно: на какую бы высоту ни поднялся, с какой бы точки ни посмотрел, везде чувствуется присутствие металлургического монстра, везде его трубы. Хотя кое-что по мелочи все-таки подсняли и в Новокузнецке. Интересно, летчикам так же смешно смотреть «Экипаж», как мне, даже не металлургу, «Охоту на изюбря»? Хотя разве это главное?Главное, что конца переделу, захвату и воровству собственности не видно.Продолжение следуетВзять, к примеру, Северо-двинск - вот уж поистине город непуганых изюбрей. Куча муниципальной собственности, которая не сегодня - завтра обретет хозяев. Кто-то уже облизывается в предвкушении, а кто-то, не будь дураком, уже действует вовсю. Строить что-то новое, вкладывать деньги - зачем этот геморрой, когда можно прийти на все готовенькое. Классический вариант: капля фантазии, чуть наглости, немного терпения да хороший юрист в придачу - и вот уже ресторан «Приморский» меняет хозяина.Или эта непонятная и на первый взгляд безобидная возня вокруг ДК «Строитель» и кинотеатра «Сириус». И еще неизвестно, чиновничьи ли это глупость и рвение или уже созрели далеко идущие планы.Не будем забывать, что в городе есть не просто лакомые кусочки, а целые «оборонные» буханки, которые все еще государственные, а значит, как показывает практика, - ничьи. Надолго ли?
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!