Экранизирована Троянская война
Голливудские блокбастеры нередко упрекают в мелкости содержания. Мол, это зрелище, но не более того.Mысль, в общем, справедливая, однако вот о чем стоит вспомнить. Первоначально кино было в чистом виде развлечением, как, например, комната с кривыми зеркалами. Далеко не сразу оно стало искусством, и даже тогда сохранилось кино-аттракцион. Оно развивалось, особенно в Голливуде, и в итоге превратилось в эти самые блокбастеры - нехитрое развлечение, устроенное с размахом, за пятьдесят, сто или двести миллионов долларов. Такова природа этих фильмов. Упрекать их в несодержательности все равно что плохо относиться к курице за то, что она не орел. Ведь она и не должна быть орлом, она курица и по-своему замечательна. Впрочем, на птичьем дворе может появиться «гадкий куренок» - среди блокбастеров встречаются настоящие произведения искусства, содержательные, глубокие, какие хотите. Но это исключения; обычный же голливудский блокбастер надо оценивать, имея в виду его природу, исходя из нее.Так надо оценивать и фильм режиссера Вольфганга Петерсена «Троя». Создатели фильма явно ставили целью суперзрелище, в какие-то моменты приятное глазу, в другие - волнующее кровь. Цель была достигнута. Строительным материалом послужили древнегреческие мифы о Троянской войне и «Илиада» Гомера. Приятна глазу величавая Троя (в разных ракурсах), бесчисленные корабли ахейцев, заполонившие все море (вид сверху). Волнуют кровь битвы армий и поединки героев. Троянец, эллин - колет, рубит, режет. Очень эффектно, каким-то ягуарским прыжком нападает на врага Ахиллес - Брэд Питт. Отдельное спасибо за отсутствие в картине восточных единоборств, уже несколько утомивших.Кровь некоторых зрителей взволновало также искажение мифа, и тут действительно можно поспорить с авторами фильма. И даже не с тем поспорить, что Гектор убил Менелая, а Брисеида - Агамемнона, - пусть будет и такая версия мифа. Но смущает его разбожествление: богов-олимпийцев нет ни в кадре, ни за кадром; вера в них показана как глупая традиция, приносящая одни только беды, и наиболее продвинутые персонажи, Ахиллес и Гектор, уже почти совсем разуверились. Таким образом, если в «Илиаде», в троянском мифе героев направляют боги, то в фильме «Троя» люди сами выбирают пути и полностью ответственны за то, что делают. Возможно, это изгнание богов, утверждение человека как абсолютно свободного существа совершено только ради Брэда Питта - звезды фильма. Его киношный имидж - одиночка, отторгнутый от мира или отторгнувший себя от него, не подчиняющийся ему (вспомним «Интервью с вампиром», «Легенды осени», «Бойцовский клуб»). Зачем боги такому герою? Они ему решительно ни к чему.Но ради кого бы ни изгонялись боги, фильм от этой депортации скорее потерял, чем приобрел. Потеряло в эффектах суперзрелище, ведь боги и их деяния - это сплошь эффекты. Сюжет потерял свою возвышенность, ведь участие богов хоть как-то оправдывало войну, она для чего-то была нужна мирозданию, а теперь, в фильме, война ведется из-за одной лишь алчности Агамемнона, который хочет захватить Трою. В финале ахейцы выглядят геростратами на фоне сожженного города.Картина Петерсена - это «бессмысленный и беспощадный» круговорот битв и похорон. Интересно, что главный герой прозревает этот круговорот. Когда Брисеида говорит ему: «Мой брат убил твоего, а ты убил моего брата. Доколе это будет продолжаться?» - Ахиллес отвечает: «Это будет вечно». И после всхлипывает над телом убитого им Гектора: «Мы скоро встретимся, брат мой» (не гомеровская сцена, как и приведенный обмен репликами).Создатели картины прекрасно знают, что «есть упоение в бою». Они извлекают доход, показывая публике упоительные сражения. Но они показывают также изнанку этого упоения - как всхлипывает могучий Ахиллес. Он бессилен помешать круговороту войны, на которую пошел за великой славой и от которой до поры до времени получал удовольствие.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!