В первой жизни они были обычными кислородными баллонами
Просыпаюсь в холмогорской родительской квартире от телефонного звонка. Подруга выполняет обещание поработать будильником. На часах 7.30. На домашнем термометре «теплых» градусов - чуток. Из крана бежит ледяная вода, другой здесь никогда не бывало. Энергетики и в субботнее утро продолжают плановый ремонт, так что включателем щелкать бесполезно. Щелкаю кнопкой радио. «Посмотрите в окно, - радует бодрый московский голос, - какой сегодня день, таким и все бабье лето будет». За занавеской серое утро, дрожащие от ветров деревья и дождь. По такому случаю в маминых запасах отыскиваю теплый платок. Раньше назвала бы его старушечьим и под пистолетом не согласилась бы повязать на голову. Но что уж теперь молодиться, да и в храм простоволосой не зайдешь. Сегодня, 14 сентября, церковный праздник - Новолетие. Самый старый русский Новый год.С Божьей помощьюНа улицах пусто, село еще дремлет, хотя накануне только и разговоров было, что об утреннем десанте на картофельные поля. Кто ж знал, что погода так подкузьмит. - И у меня все помощники отпросились еще вчера на картошку, - отец Леонтий, настоятель Холмогорского православного прихода, собирает в сумки необходимую утварь. Сегодня у него утренняя служба в селе Курья. В церкви, которую недавно выстроил на свои деньги один человек - бывший северодвинец, а ныне крестьянин Александр Аншуков.По городским меркам путь нам предстоит не дальний, всего восемь километров от райцентра. Но рейсовый автобус ходит редко. В худшем случае, пришлось бы вставать еще раньше и добираться на нем. Но сегодня случай лучший - Аншуков отправил за батюшкой сына с машиной. Пока «карета» не подана, оглядываем церковные владения. Свежим взглядом отмечаю новую ограду вокруг церкви Святого Духа. Откопаны от земли оконца храма Двенадцати Апостолов, стены снаружи отштукатурены, и внутри уже сделан ремонт. А еще недавно все было так запущено... Уже перестала удивляться работоспособности, настойчивости и силе духа отца Леонтия, присланного несколько лет тому назад возрождать веру в древнем селе. Почти с нуля и на развалинах. Сам он подводит итог огромной работы коротко:- Дело движется с Божьей помощью. Только вот народу в храм ходит по-прежнему немного, словно витамина людям какого-то не хватает. Так что мы работаем, опережая время.- С надеждой на лучшее?Отец Леонтий улыбается в ответ, привык к странным вопросам. Помню, как оконфузилась во время первой нашей встречи: «Вы родом из семьи священнослужителей или нормальной?» Потом долго извинялась. Он не обиделся, отшутился. С батюшкой вообще очень легко разговаривать, может быть, потому что он младше. Но опытней его я только в премудростях семейной жизни. Леонтий - монашествующий священник, и как-то сказал, что поэтому иногда бывает сложно говорить с прихожанами, пришедшими за божеским советом относительно семейного несчастья. По поводу счастья вопросов ведь не бывает. Родители Леонтия сейчас живут в Германии, по слухам знаю, что зовут сына к себе, но благодатная заграничная жизнь ему не по душе. В свободное от службы время, засучив рукава робы, он плотничает, работает на церковном огороде. После трудов земных садится за трапезный стол без разносолов и строжит одолеваемых соблазнами трудников. Они прибиваются к храму чаще из-за неприкаянности и полной безнадеги. Сменив рабочую одежду на рясу, отец Леонтий ходит по официальным кабинетам. «Авитаминоза» у холмогорского мирского начальства не наблюдается - помогает чем может. Правда, не скажешь, что изо всех сил старается, может быть, потому что их и без того мало.Открытая зонаВот и машина подрулила. Перед ее открытой дверцей останавливаюсь в нерешительности: обо что бы вытереть измазанные грязью сапоги? Грех пачкать чистенький ковер, что лежит на полу авто.- У курейцев все машины такие, с коврами и зеркалами, - смеется Елена Павлова. Огорода в хозяйстве у нее нет, поэтому будет сегодня петь на клиросе одна за всех.Елена Леонидовна работает психологом в учреждении УГ 42/12. Когда-то о нем, как и о северодвинских заводах, ни полслова нельзя было сказать в газете. Теперь это открытая для обсуждения зона. По дороге узнаю о последних новостях:- Колонию переводят со строгого режима на общий. Труднее будет дисциплину держать, те, кто по первому разу попадают за решетку, к порядку не приучены. А мне, как психологу, с заключенными все-таки легче работать, чем с сотрудниками. Раньше строгий отбор был, служба считалась престижной, хорошо оплачиваемой. Теперь - ничего завидного... Недавно в анкете один молодой человек написал: «Я наконец нашел работу по душе». А занят он целый день тем, что сумки, которые родственники осужденных привозят, проверяет.А если о делах духовных говорить, то скоро на территории колонии тоже будет построен храм. Название у него уже есть. Не нарушили традицию, которая призвана чтить зоновское начальство.Так что в месте, не столь отдаленном от Холмогор, в ближайшем будущем откроется церковь имени Петра и Павла. Точно знаю, что многие северодвинские родственники заключенных тут же вспомнят начальника УГ 42/12 Павла Николаевича Прибыша. Причем с благодарностью к человеку доброму и уважительному. Что не часто встречается среди людей, которые всю трудовую жизнь добровольно провели за колючей проволокой.Деревенька - колхозницаМост через речку Курейку переезжаем, успев раза два глазом моргнуть. И не подумаешь, что, начиная с ледоходной поры и почти до середины лета, он становится главной дорожной преградой. По весне его разбирают, пропуская лед, а потом очень долго отстраивают.На берегу видны останки колокольни храма, возведенного в стародавние времена в честь Сергия Радонежского. Вода речная не один век землю из-под его белокаменных стен вымывала, а время безбожное - веру из древнего села. С торжества советской власти и до нынешнего августа поклониться местные верующие могли разве что развалинам. А о том, что сельский клуб раньше тоже был церковью, теперь мало кто помнит.Сегодняшняя жизнь Курьи не богатая. Правда, по-настоящему бедствует только тот, кто ни на общество, ни на себя работать не хочет, и все неведомо каким путем доставшиеся денежки меняет на спирт. Для трезвых людей и тружеников работа есть в коллективном хозяйстве, в личных дворах - еще больше. Сейчас наступило время получения прибыли - сдают прямо с полей картошку оптовикам по три пятьдесят за килограмм. Возят в Новодвинск и в Архангельск молоко и его производные. Детей зажиточных «творожников» в школе по модной одежде определить можно. Говорят, что учительницам до их нарядов далеко, хотя только две женщины из всего педагогического коллектива не держат скот и не стоят в выходные за прилавками городских рынков.ЕдиноличникДождь еще сильнее припустил, не дает полюбоваться новой церковью. Оглядываюсь уже внутри. Скромно, очень уютно и, пока не задымило кадило, вкусно пахнет деревом. Одно плохо - холодно, печку пока Александр Аншуков не складывает. Ждет в гости архиепископа Архангельского и Холмогорского Тихона. Негоже, говорит, перед его приездом строительную грязь в храме разводить. Места в церкви немного, поэтому забираюсь в уголок. Думаю, что раз дождь отменил страду, то оголодавший народ потянется за духовной пищей и в помещении, рассчитанном человек на пятнадцать, тесно станет.Не стало. Пришла крестить ребенка молодая пара. Смешливая крестная держит на руках двухмесячное чадо, его мама рядышком. Да еще две молодайки, встав спиной к алтарю, битый час шепчутся - не могут выбрать, какие крестики купить.Пока идет таинство крещения, разговариваем с Александром Николаевичем Аншуковым.Журналисты с одинаковыми вопросами ему уже поднадоели:- Почти каждый день приезжают. Вот бы столько помощников было, когда строил церковь.Два года назад его поддержали делом только жена Вера Константиновна, старший сын Юрий и молодой управляющий местным коллективным хозяйством Евгений Захарьин. Словом, советом и хождением по инстанциям с документами - отец Леонтий. Владыка Тихон благословил, местная власть выделила участок в селе, делянку леса для строительства. Обращался Аншуков и к односельчанам:- Разнесли по домам листовки, на почте ведомость специальную завели для пожертвований. Но собранных денег хватило только на паперть. Не получилось, как раньше, миром храм отстроить. Хотя на это Александр Николаевич и не рассчитывал. Решившись взять почти непосильную ношу, надеялся только на свои силы и кошелек. Потому и за малую помощь односельчанам благодарен.Они отвечают Аншукову уважением, благодарят. Конечно, люди разные. Одни искренне недоумевают: неужели мужику деньги некуда девать? Другие в уме делят затраты на главную единицу измерения личного счастья - стоимость пол-литра «шила». Третьи прикидывают, какая бы дача знатная могла получиться из такого крепкого сруба. Ну а кто-то и вовсе ничего понять не может, поэтому в очередной раз допытывается у жены Александра Николаевича: «Сколько твоему мужику в церкви-то платят?» Видимо, надеясь, что однажды соседка потеряет бдительность, проговорится и тогда наконец станет ясно, в чем корысть...Не хлебом единым...Село еще не забыло тот давний случай. Девятилетняя Настенька перебегала дорогу, а навстречу ей неслась тяжелая машина... В страшном для семьи 1990 году Александр Николаевич стал верующим, покрестился. Говорит, что понял тогда главное - в одно мгновение все то, чему, казалось, стоит жизнь отдавать, может стать бессмысленным и пустым. Потом были долгие раздумья, подсчеты, корпения над чертежами, поиск достойных святого дела мастеров, заготовка леса... На все ушло два года. А теперь каждую субботу и воскресенье для всех односельчан он открывает двери «своей» церкви, названной в честь иконы Божией Матери «Умиление». И молится за доченьку, ставит свечи за упокой ее чистой, хотя и не крещеной, души. И, конечно, за здравие жены и двух сыновей.- После трагедии просили у Бога дочку, а он нам сына дал. Десять лет уже парню.Какой он человек, Александр Аншуков? Обыкновенный. Хвалу приемлет равнодушно, на клевету, если таковая доходит до ушей, внимания не обращает. Друзья называют его очень жизнерадостным и не устают удивляться: - Сорок соток картошки в хозяйстве, три коровы. На сенокосе им летом помогали, вернемся домой под вечер - ни ногой ни рукой не пошевелить. А у них с женой рабочий день продолжается до самой ночи. Это при том, что начинается в полпятого утра. Двужильные они, что ли...Наверное. Аншуков - крестьянских кровей. В Северодвинск его сманили армейские друзья. Поработал на Севмаше, не прижился, нестерпимо захотелось в деревню. Работал управляющим отделением. Потом какое-то время числился в «новых русских», конечно, с поправкой на скромные деревенские требования к столь почетному званию. И тогда делом самым благородным занимался - хлебным.- С хлебом у нас в Курье постоянная напряженка была. Один месяц в году вообще отрезаны от дороги, зимой буханки привозили замерзшими, летом - в пыли...Аншуковский хлеб быстро попал в разряд самого вкусного в округе. Еще бы - на дровах, в русской печи пек. Впрочем, все это действительно и в настоящее время. Передал Александр Иванович налаженное дело в руки старшего сына. А сам стал просто крестьянином.И живет теперь по такому распорядку: будни - делу, утро выходных - Богу. В Сийском монастыре подучился на курсах и теперь по воскресеньям, получив благословение, сам читает для немногочисленных пока прихожан молитвы и акафисты.- А полы кто после службы моет? - смотрю я на затоптанные половицы.- Сам и мою.... Перестал лить дождь, потянулись курейцы на поклон земле-кормилице. Кто-то перекрестился, глядя на церковь: «С Богом!» Другой, оглянувшись на колокольный звон, усмехнулся: «Это что за музыка...» А мне она понравилась. Если бы сама не поднялась на звонницу и не поинтересовалась историей рождения ее главных действующих «лиц», ни за что бы не догадалась, что в первой жизни четыре голосистых колокола были обычными кислородными баллонами.
Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!