Колледжи станут вузами, а академии займутся дополнительным образованием Общественность активно включилась в обсуждение закона «Об образовании в Российской Федерации». Сегодня мы публикуем лишь отдельные мнения и комментарии, которые опубликованы в Сети. Вы тоже можете присоединиться к обсуждению: http://zakonoproekt2010.ru/edu/01-12-2010. Текст законопроекта будет доступен для комментирования до 1 февраля 2011 года. А «Самое интересное» будет следить за дискуссией и дальше.Среди новых норм задекларировано равенство между государственными и частными учебными заведениями. Однако нормы финансирования будут произвольно устанавливаться правительством. Установлено лишь ограничение: госказна будет оплачивать высшее образование только 9% населения в возрасте от 17 до 30 лет. Газета «Коммерсант» отмечает, что перестройка системы образования, так же, как и в случае с МВД, готовится теми же ведомствами, которые должны быть этими законами реформированы.
ЗАКОНОПРОЕКТ содержит ряд довольно серьезных новаций, касающихся высшей школы. Прежде всего, он делит вузы на три типа. Если раньше колледжи воспринимались как нечто среднее между школой и ПТУ, то теперь у них полноценный статус вуза: в колледжах будут готовить бакалавров по прикладным, техническим специальностям. Институт имеет право готовить бакалавров (как по прикладным, так и академическим дисциплинам) и специалистов. Университет, кроме этого, получает право готовить магистров и аспирантов. Однако университеты, помимо образовательной деятельности, обяжут всерьез заниматься наукой. В свою очередь, аспирантуру предлагается выделить в категорию послевузовского профессионального образования.
В высшей школе больше не будет академий. В Мин¬обрнауки пояснили, что академии будут заниматься дополнительным образованием, например повышением квалификации. Правда, реформа коснется, скорее, самоименования вузов. Например, Финансовая академия при правительстве РФ уже переименовалась в Финансовый университет.
Также авторы предлагают отменить большую часть льгот при поступлении в вузы. Как говорится в концепции, сейчас нормативными документами предусмотрено в общей сложности более 200 категорий лиц, имеющих право на льготу. Теперь преимущественное право зачисления на бюджетные места будут иметь не больше десятка категорий граждан: сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, «чернобыльцы» и некоторые другие. Причем они смогут воспользоваться льготой только при условии успешного прохождения вступительных испытаний, то есть не провалив экзамены. Взамен Минобрнауки предлагает право сокращенным льготникам бесплатно заниматься на подготовительных отделениях при вузах.
Проект провозглашает равенство между государственными и частными образовательными учреждениями, дает возможность создавать образовательные госструктуры и в виде казенных предприятий, а не только автономных учреждений. Однако право определять все подробности нормативов госфинансирования предоставлено правительству РФ - поэтому непонятно, как именно будет организован доступ частных школ и университетов к деньгам местных и федерального бюджетов. Единственным ограничением является норматив финансового обеспечения высшего образования в целом: его должно хватать на 9% от каждых 100 тысяч населения региона в возрасте от 17 до 30 лет.
Эксперты отмечают, что проект реформы не выглядит исчерпывающим сводом законов об образовании. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, к примеру, отметил, что закон состоит в основном из заголовков и пока выглядит сугубо рамочным.
Президент Медведев предложил гражданам оставлять на госсайте исправления для закона - по аналогии с законом «О полиции». Однако общественное обсуждение реформы МВД оказалось лишь популистской мерой - лишь малая часть предложений граждан была учтена в новой версии закона, почти не поменяв его суть. Зато эти поправки были представлены как личная инициатива президента, отмечает «Коммерсант».
ИА «Амител»
Сергей53 (комментарий на сайте infox.ru):
- Вы выйдите на сайты образования и почитайте отзывы о ЕГЭ и реформах Фурсенко. Увидите массовый крик души учителей. Действия Фурсенко вызывают массовый протест учительского корпуса - и ему наплевать - власть у него. Что такое Болонские соглашения, ЕГЭ, что такое массовое закрытие сельских школ - все знают и даже на Западе откровенно критикуют. А уж внедрение министерством Фурсенко понятия учитель - это человек, оказывающий образовательные услуги за деньги - просто оскорбление учителей страны. Потому что, в отличие от Запада, учитель в России всегда имел особый, уважительный статус.
Член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов:
- На мой взгляд, самое ужасное то, что фиксируются все благоглупости министерства за последние годы: узакониваются и ЕГЭ, превращающие школу в институт натаскивания, и никуда не годные стандарты, и минимизация расходов на образование. При этом государство еще болтает о модернизации страны.
Заместитель председателя Комитета по образованию Государственной думы Олег Смолин:
- Новый законопроект, ликвидирующий начальное профобразование, 700 академий, также способствует понижению интеллектуального уровня нации. Социальное напряжение при претворении такого законопроекта в жизнь только усилится. Отбираются льготы даже у инвалидов. А как может инвалид быть частью общества, если его лишают образования? В Советском Союзе работало 22% инвалидов, сейчас – 8%. Этот процент, согласно законопроекту, будет снижаться.
Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!