13 мая 2009 года на уроке физкультуры в старшей группе московского сада № 125 мальчики прыгали со шведской стенки. Многие — на пол: одного мата под лестницей на всех не хватало. Физрук Лариса Фекина не следила за детьми, поэтому не заметила, что случилось с Артемом Нескороженковым: с высоты 2,5 метра шестилетний мальчик упал плашмя на пол и лежал без движения.
Артем Нескороженков, 6 лет
Фекина не бросилась за медицинской помощью, а грубо рванула находившегося без сознания ребенка за руки и, протащив через спортзал, бросила на лавку. После чего продолжила урок. Очнувшийся через некоторое время мальчик плакал, сжимал руками лицо и корчился от боли. Встревоженные дети подходили к Артему, педагог не обращала на него ни малейшего внимания. Все это родители мальчика Игорь и Анна Нескороженковы увидели на записи с камеры наблюдения. Запись вскоре исчезла. И теперь бывшая заведующая садом Анна Столярова утверждает, что ее вообще не было.
Смоченное холодной водой полотенце — вся медпомощь, оказанная Артему в саду. Закончив урок, Фекина отвела детей в группу к воспитательнице и ушла, даже не сказав ей о несчастном случае.
Увидев огромную гематому на лбу Артема, сильно распухшие нос и губу, воспитательница кинулась за медсестрой. Не застав ту на месте, решила вызвать «скорую». Заведующая запретила: не надо портить репутацию детского сада. Ограничились звонком маме Артема.
- Когда я примчалась, сын лежал с полотенцем на лице, — рассказывает Анна. — Он не мог уже сам ходить — к такси я несла его на руках. На руках мы носили его три следующих дня. В саду мне сразу же сунули в руку бумажку с адресом травмопункта — чтобы я не вызывала «скорую». Сейчас я очень жалею, что этого не сделала. «Скорая» увезла Артема в больницу уже из травмопункта с диагнозом «сотрясение головного мозга и травма носа».
Своего обещания «наказать виновных» заведующая не выполнила. Возможно, потому, что виновной была ее дочь. По крайней мере, так говорили Игорю и Анне сотрудники сада. Столярова собиралась решить конфликт по-другому — отчислить Артема.
После полутора месяцев лечения мальчик сходил в сад на один день — на второй его не пустили. Родители, придя за объяснением к заведующей, услышали удивительные вещи. По словам Столяровой, Артем старшую группу никогда не посещал. В том числе и в тот день, когда получил травму. А видеозаписи урока физкультуры, которую они вместе смотрели, не могло быть в принципе, поскольку камера наблюдения в спортзале не работает с января.
Видимо, для убедительности заведующая сообщила родителям, что выдвигалась в депутаты муниципального собрания района от «Единой России» и ее связи позволят ей выиграть любой суд. Своими связями похвастался и муж Столяровой: мол, до работы завхозом в детском саду служил в ФСБ.
- Жаловаться куда-то мы вначале не собирались, — говорит Анна. — Но после такого поворота событий у нас не осталось выбора. Артема не взяли бы в другой сад без медицинской карты, которую отдавать никто не собирался.
Лето для родителей обернулось хождением по инстанциям: ОВД, районная прокуратура, прокуратура Москвы, окружное управление и департамент образования, аппарат уполномоченного по правам ребенка, приемная «Единой России»… И все это — в беспросветных очередях. Но увольнения заведующей детсада, да еще и кандидата в депутаты, настойчивые родители все-таки добились.
Столяровы, видимо, такого поворота не ожидали и были уверены в собственных силах. Представителям департамента образования и ОВД супруги хамили не меньше, чем родителям Артема. А завхоз со связями в ФСБ вообще угрожал засудить милиционеров.
Тем не менее почетный работник образования (это звание Столярова получила в прошлом году) была уволена приказом департамента. Завхоза уволила новая заведующая, учитель физкультуры Фекина ушла «по собственному желанию».
Вопрос о возбуждении уголовного дела против Столяровой решается с 1 июля. С переменным успехом. Есть свидетели случившегося с Артемом — дети, его одногруппники, и их родители. Они давали показания в милиции. Воспитательница и няня Артема рассказали, как на них после происшествия давила заведующая. И все равно — отказ.
В ОВД ссылаются на то, что Нескороженковы не провели судебно-медицинское обследование ребенка. Но им никто не предлагал его проводить. Игорь отнес заявление в прокуратуру Москвы с требованием проверить законность действий сотрудников ОВД, подкрепив его соответствующими документами. Там и заявление, и документы таинственным образом исчезли. Тогда отчаявшиеся родители написали письмо президенту России и получили ответ. В сухом остатке: районная прокуратура должна решить вопрос о привлечении Столяровой к уголовной ответственности до 8 сентября.
Артем сейчас чувствует себя нормально. Но головные боли не проходят, и по ночам он часто кричит от страха.
Светлана БАШАРОВА, «Новая газета»
Воспитание скотчем
По информации СМИ, ежегодно в России против работников детских учреждений возбуждается около 100 уголовных дел. Вот лишь несколько случаев.
В 2006 году была осуждена помощник воспитателя сада № 256 в Челябинске Людмила Шумакова. Няня обзывала детей, используя нецензурную лексику, била кулаком по голове и пинала ногами, если дети оказывались у нее на пути. Она запрещала ходить в туалет во время тихого часа, а тех, кто не выдерживал, хлестала мокрым полотенцем.
В этом же году была осуждена воспитатель читинского детского сада № 59 Алла Трубицина. Однажды, чтобы успокоить шумевших во время тихого часа малышей, она заклеила им рты скотчем.
С той же целью использовала скотч воспитатель детского сада «Антошка» в Сергиевом Посаде Наталья Кузнецова, осужденная в 2007 году. Родителей мальчика из ее группы встревожили изменения в поведении сына, и они зашили в его одежду диктофон, а вскоре прослушали такую запись: «Если ты сейчас же не заткнешься, я отведу тебя в туалет, налью в рот воды и дам по голове лопатой». Это воспитательница поговорила с ребенком. Мальчик заплакал, и она заклеила ему рот.
В этом же году была осуждена воспитатель детского сада «Теремок» в селе Нюхча Архангельской области Галина Буланова. Ребенок смеялся во время тихого часа, за это она стащила его с кровати, поставила на колени и пять раз ударила головой об пол.
Похожим способом убаюкивала детей няня детского сада № 10 в Мичуринске Татьяна Буцких, осужденная в 2008 году. Увидев, что мальчик лежит на одеяле, она приподняла его за ногу, выдернула одеяло, положила ребенка обратно и укрыла. Через некоторое время нога распухла, малыш не мог самостоятельно передвигаться. Диагноз: закрытый перелом бедренной кости.
В 2008 году была осуждена музыкальный руководитель детского сада «Хрусталик» в Улан-Удэ Вера Машанова. Репетируя с детьми танец «Снежинки», она ударила по руке девочку за неверное движение. В травмопункте ребенку поставили диагноз: подвывих головки лучевой кости с растяжением связок лучевого сустава.
На интернет-форумах — тысячи историй о нарушении прав детей в дошкольных учреждениях. Они не доходят до судов: у родителей мало доказательств, поэтому в большинстве случаев они или переводят ребенка в другой сад, или просто тихо терпят.
P.S. Людмила Шумакова приговорена к 3,5 года лишения свободы условно. Суд запретил ей занимать должности, связанные с воспитанием детей, в течение трех лет и обязал выплатить 11 тысяч рублей компенсации за моральный ущерб родителям пострадавших детей.
Алла Трубицина приговорена к шести месяцам исправительных работ.
Наталья Кузнецова — к 180 часам обязательных работ.
Наказание для Галины Булановой — 10 тысяч рублей штрафа и 3 тысячи рублей компенсации за моральный ущерб родителям пострадавшего ребенка.
Татьяна Буцких приговорена к 10 месяцам исправительных работ, лишена права занимать должности, связанные с воспитанием детей, в течение двух лет и обязана компенсировать 12,5 тысячи рублей, потраченных на лечение ребенка.
Вера Машанова приговорена к двум годам лишения свободы условно.
Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!