Говорят, у современного человека мышление процентов на десять рационально, остальное, доставшееся от предков – мышление мифологическое. И в 90% случаев мы именно верим или не верим, а не обдумываем и взвешиваем. Это уже давно изучено и используется большой машиной бизнеса.
БОЛЬШИНСТВО таких мифов применяется в рекламе, направленной на женщин. Львиную долю составляет реклама косметики, спрос на которую перед Новым годом повышенный. Всем хочется выглядеть красивыми. К тому же косметика и парфюмерия, по данным статистики, самый популярный подарок. О чем стоит задуматься, выбирая его?1. «Питание» для волос«Новый шампунь для волос питает от корней до самых кончиков!»Питание для волос – это не к нам, это к Медузе Горгоне. У обычных людей волосы состоят из мертвых ороговевших клеток (так же, кстати, как и ногти). И питать их бессмысленно. Доказательство простое: если клетка живая, к ней подходят кровеносные сосуды. У кого из нас во время стрижки текла кровь из волос?Волос напоминает еловую шишку – много-много скрепленных концами чешуек. Если они плотно прижаты друг к другу, волос блестит и радует глаз; если распушены – картина прямо противоположная. Склонность к такому распушиванию зависит от свойств «ёлки»-организма (врожденная предрасположенность, правильность питания) и от того, как с волосами обращаются.Если с волос слишком часто смывать жировую пленку (в коже головы тоже есть сальные железы), постоянно сушить феном, то порча неизбежна. Тогда и настает время «питательных» средств для волос, которые, конечно же, ничего не питают.2. Акцент на научные слова«Крем ночной регенерирующий с коэнзимом Q10».Блондинки делятся на две категории: у одних после школы остался дневник с двойками и стойкое отвращение к науке, у других тоже двойки, но наукой они восхищаются. На последних и рассчитаны многочисленные научные слова типа «протеинов», «хитозанов», «кератинов», «коэнзимов».Сразу вспоминается жевательная резинка с карбамидом. Ну много бы нашлось любителей жевать «Дирол» с мочевиной? А тут всего лишь синоним, а эффект какой! То же и с другими высоконаучными словами. Скажем, протеины то же самое, что и белки, а коэнзимы не более чем банальные витамины.3. Акцент на натуральность«Натуральная косметика для здоровья вашей кожи».Этот миф рассчитан на тех, кто испытывает отвращение к науке вообще и к новым технологиям в частности. Стремясь назад к природе, эти граждане учат йогические асаны и переходят на сыроедение. Причем пища считается тем лучше, чем меньше при ее выращивании использовалось достижений цивилизации. Ближе к корням, одним словом.Таких людей реклама завлекает словами «натуральное», «природное», «естественное», а те и рады тянуться к помеченным заветными ярлыками баночкам. Ведь «экстракт шелка» звучит лучше, «чем изопропанобутанол», правда?С отвращением к сложным химическим формулам все понятно – глубокий и неизгладимый след школьного образования. Продвинутых любителей натурального не особо беспокоит, что все эти «природные соединения» тоже называются по химической номенклатуре формулами на три строчки. Да и степень безопасности веществ совсем не их природностью определяется. Яд бледной поганки – ничего искусственного, а толку?4. Проверено специалистами«Эффективность 98% – доказано результатами клинических испытаний с участием 40 (60, 80) женщин».В рекламе косметических средств часто присутствует подобная фраза: «Эффективность 98% – доказано». Иногда есть и более-менее честное дополнение: «Согласно результатам клинического теста с участием 40 (60, 80) женщин».Они не врут. Действительно, существует тестирование на испытуемых, когда берется от 20 до 100 человек, – так называемый первый тест на людях. С его помощью проверяют, нет ли у новинки какого-нибудь нехорошего побочного действия. А вот оценить эффективность препарата это исследование не поможет. Чтобы выяснить, разглаживает ли крем морщины и улучшает ли цвет лица, добровольцев должно быть минимум в десять раз больше. Так что на указанные в рекламе проценты обращать внимание не стоит.И еще о тестировании. Сейчас стало модно писать, что «мы, сердобольные, не мучаем животных и не проверяем на них новые косметические средства». Сразу в голову приходит анекдот про вегетарианцев: «Вегетарианцы не едят мяса не потому, что любят животных, – они просто ненавидят растения». Так же и тут. Если нет тестов на животных, значит, в конечном итоге новинка будет проверена на людях.* * *Дело не в том, чтобы перестать пользоваться разрекламированной косметикой, - в конце концов, это глупо. Просто не надо крайностей. У продавцов и покупателей косметики совершенно разные цели: наша – выглядеть красивыми, их – заработать денег. Для этого при продвижении товара и используются различные рекламные ходы, рассчитанные на наивного покупателя.Практические рекомендации по противостоянию рекламной мифологии ничего оригинального не содержат. Просто, протягивая руку к флакону с шампунем, стоит спросить себя: а почему именно этот? Потому, что в телевизоре фотомодель красиво трясла густой гривой? Потому, что шампунь «с липидами» (это жиры)? Или по какой-то другой причине?
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!