Почему россияне не могут отказаться от одежды депрессивных цветов. Наконец-то пришла весна. Настоящая, а не календарная. Но визуально города практически не изменились. Одежда, конечно, стала легче, но цветовая гамма осталась прежней: вместо темных пуховиков народ щеголяет в черных куртках...
ДЕСЯТЬ лет назад, когда страна находилась в глубоком кризисе, а большая часть населения - в депрессии, специалисты Фонда «Общественное мнение» провели социологический опрос на тему цветовых предпочтений россиян. Тогда же выяснилось, что более 30% респондентов носят в основном черное, около 20% – серое, чуть меньше народа – темно-синее или грязно-коричневое. Желтый, розовый и другие яркие цвета занимали последние строчки рейтинга.Бандитская курткаЧеркизовский вещевой рынок издалека напоминает копошащийся черно-серый муравейник. Главным хитом сезона были и остаются черные кожаные куртки. «Они составляют 80% нашего ассортимента. Последние несколько лет мы закупаем только их. В этом месяце взяли на пробу светло-коричневые куртки, так их никто не покупает», – пояснил «НИ» продавец Армен.«Если не вспоминать «кожанки» комиссаров, нынешняя страсть к черным кожаным курткам осталась нам в наследство от бандитских 90-х, – рассказала историк, специалист по костюмам Анна Дудник. – Авторитеты различного уровня их просто обожали. Черная «кожанка» одновременно указывала на достаток, внушала уважение и страх. Кроме того, была удобна в «разборках». Поскольку в современном обществе любовь к криминальной культуре очень сильна, то и черные куртки по-прежнему популярны».Как на похороны вождяВо многих столичных бутиках складывается похожая ситуация. Но даже в тех магазинах, где основная ставка делается на яркие тона, российский потребитель первым делом покупает то, что потемней. «Я специально задержался в «Бенеттоне», чтобы посмотреть на пристрастия москвичей, – поделился с «НИ» немецкий дизайнер Пауль Вартенберг. – Висят на вешалке две футболки – одна голубая, другая темно-серая. Первая выглядит гораздо привлекательней, но почему-то примерять берут исключительно вторую».«Да что говорить! Когда я первый раз спустился в метро, то решил, что сегодня, видимо, похороны вождя, – замечает его спутник Михаэль в ярко-синем пиджаке. – В вагоне все до одного пассажиры были в черном. В моей стране такого нет. У нас носят и белое, и голубое, и розовое. Я вот прекрасно себя чувствую в своем наряде».Стройнит и не пачкается«НИ» решили расспросить московских покупателей об их цветовых пристрастиях. Первое, что приходило на ум опрошенным, это то, что темная одежда немаркая.Кроме того, по мнению директора Психологического центра на Пятницкой Елены Бабиевской, у большинства людей сложился стереотип, что в темном они выглядят элегантней и стройней. «На самом деле это далеко не так, – поделилась с «НИ» дизайнер и художник Елена Теплицкая. – Темные цвета идут не всем. Они подчеркивают любой недостаток кожи. Черный и коричневый могут визуально старить человека. Темный цвет узких вещей четко фиксирует линии фигуры. Поэтому облегающие черные наряды подойдут обладателям хорошей и гибкой фигуры, но не рекомендуются людям с расплывшимися формами и тяжелой походкой. Серый без добавления других цветов смотрится неинтересно, скучно, блекло».Уйти незамеченнымВпрочем, по мнению специалистов, у желания одеваться в темное есть и более глубокие причины. «Мимикрия, то есть стремление стать незаметным, и заставляет большинство россиян покупать черные «кожанки» и серые свитера», – сказал «НИ» историк моды Александр Васильев. За 70 лет «совка» нам так упорно навязывали ширпотреб, пропагандировали безликость и типичность, что подсознательное стремление слиться с толпой сегодня живет чуть ли не в каждом россиянине. Желание «не высовываться» связано также и с криминальной обстановкой в стране.Ограниченность в выборе цветов у россиян уходит корнями в предрассудки. «Практически 90% нашего ассортимента составляет одежда черных тонов, – сообщил «НИ» владелец мужской торговой марки BOS BISON Павел Котин. – Российские мужчины более закомплексованы, чем западные. Они считают, что, одеваясь в яркие цвета, будут выглядеть со стороны как лица нетрадиционной ориентации». По мнению Елены Теплицкой, россияне чересчур консервативны и серьезны: «В яркие цвета одеваются в основном представители творческих профессий – актеры, режиссеры, художники. Деловые люди ходят в черном и сером. Почему-то считается, что бизнесмен в стильной желтой рубашке не может вызывать доверия. Я думаю, это потому, что мы, в отличие от европейцев, до сих пор не научились иронизировать над собой».Дурной симптомВ том, что россияне предпочитают в одежде темно-серую гамму, большинство опрошенных специалистов не видят ничего хорошего. «Эти цвета говорят о тоталитаризме, апатии общества и сумерках сознания, в которых находятся предпочитающие такой стиль одежды люди», – считает Александр Васильев. «Серость и темнота в одежде – это серость и темнота на улице, серость и темнота в сознании, – добавляет социальный психолог Валерия Микулина. – Подобные цветовые предпочтения указывают на нестабильность общества, высокий уровень тревожности россиян, они говорят о душевном упадке. Словом, симптомы не самые лучшие». На то же, по мнению г-жи Микулиной, указывает и символика цвета. Черный – цвет скорби, душевной опустошенности. Серый говорит о бедности и скудоумии. Одежду этих цветов носили беднейшие крестьяне, у которых не было либо денег на окраску ткани, либо желания выглядеть хорошо.Какие вещи надеть с утра, на 80% зависит от эмоционального состояния человека. «Люди в плохом настроении скорее выберут одежду депрессивных тонов, – полагает Елена Бабиевская. – В течение дня эти цвета «давят» на человека».Чтобы избежать депрессии, психологи рекомендуют оставить темные вещи в шкафу. «Не стоит ничего бояться, стесняться. Не стоит идти на поводу у своего уныния. Стоит надеть оранжевый свитер или розовую кофточку, и настроение сразу чуть-чуть улучшится», – убеждена Микулина.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!