В самом деле, откуда? Многим неведомо! Хотя наверняка многие наслышаны про викингов и про их дракары? С них, пожалуй, и начнем.
ДРАКАР - от датского drace – «дракон». Вырезанная из дерева голова этого мифического существа украшала форштевневую часть древних парусно-гребных судов в Скандинавии. Не только украшала, но и устрашала – викинги, как известно, миролюбивым характером не отличались. Правда, говорят, при возвращении из удачливого набега упомянутые страшилки воякам полагалось убирать. То ли для того, чтобы не пугать уже своих домочадцев, то ли еще по невесть какой причине - тут этнографы спорят. Обычно дракар, как считают, был до 40 метров в длину, беспалубным, килевым, с почти вертикальными штевнями, на мачте – четырехугольный парус, а в корме – массивное рулевое весло. Специалисты уверяют – очень мореходное судно. Еще бы! По одной из версий, на таком Лейф Эриксон в начале XI века добрался-таки до Америки - полуострова Лабрадор, то есть надолго опередил Колумба. Горделивые испанцы версию эту попытались опровергнуть, но в 1898-м двенадцать норвежцев построили копию дракара, подняли над ним парус, навалились на весла и успешно перемахнули Атлантику в западном направлении. Попробуй после этого усомнись! Но дракары это как бы боевые крейсера раннего средневековья, и, конечно, не одними ими славились викинги. Торговые их суда, большие и малые, но вместительные, крепкие, с проветриваемыми трюмами, назывались кноррами и карфами. На них они хаживали и вдоль морского побережья, и по знаменитому речному пути из варяг в греки. А для озер и малых речек мастерили лодки, тоже разные – долбленки и шитые, наподобие кижанок или же водлозерок, все, как на Руси, где у каждой местности свой пошиб.
Экскурс в историю судостроя вспомнился мне в норвежском городе Тёнсберге. По нашим российским меркам он невелик – всего-то 40 тысяч населения, но для скандинавов это приличный масштаб. От его бухты окаймляемый холмами залив ведет в Балтику, точнее - в южную ее часть. Долго считали, что это удобное в навигационном отношении место впервые глянулось мореходам Ганзейской лиги, и якобы с того и пошла портовая слава Тёнсберга. А там, где порт, там зачастую и верфь. В книжках долго потом писали: мол, отсюда флот норвежский пошел. Вот и ответ на вопрос в подзаголовке.
«Бригадир» норвежских корабелов в средневековом одеянии
По большому-то счету против истины авторы не погрешили, но потом вдруг оказалось, что на корабельную стезю город ступил много раньше Ганзеи. В самом конце XIX века в окрестностях Тёнсберга вдруг раскопали остатки двух древнейших кораблей – не дракаров, а вроде прогулочных яхт, но это и неважно – все равно случилась научная сенсация! Миру археологии находки теперь известны как «осебергский и гокстадский корабли» - самый корень варяжского судостроя.
Прохладным утром вышел я из гостиницы прогуляться к местному яхт-клубу, как услышал от залива стук плотницких топоров, повернул на него. И не пожалел! На вуали прибрежного тумана постепенно проявились контуры клетей деревянных строительных лесов, стропил, раскаты бревен и штабеля грубых досок. Мини-верфь? Еще ближе – кучки щепы и корья, кузнечный горн и наковальня, наконец стенд, а на нем - ладейный изгиб форштевня и надпись «Osebergerskipet». И не норвежцу ясно – она от того самого осебергского корабля. Оказалось, так называется местный клуб любителей древнего кораблестроения. Это они туманным утром расчехлили инструмент тех, варяжских времен. Причем большинство мужчин еще и работали в старинных одеяниях! Вязаные шерстяные чепцы, балахонисто сидящие рубахи и непременно под кожаным ремнем на цепочках – либо связка ключей, либо футлярчик, либо ножны – тоже кожаные. Такая ретро-атрибутика!
Владеть топором викингов юным норвежкам в радость
У каждого своя делянка: кто-то колдовал над килем - делал насечки, кто-то осторожно строгал доски. Топором! Колоритной внешности потомки викингов примеривались уложить внакрой первые ряды борта.
Разных энтузиастов корабельных древностей я встречал, но здесь, на Тёнсбергской верфи, плотничали еще и девушки - нигде такого не видел! Подошел, дождавшись их передышки, представился и сказал об этом. Они смутились и тут же дружно рассмеялись.
Во влажном воздухе витал горьковатый запах.
- Это дуб? – постучал я ладонью по свежему тесу. – Основной материал?
- Дуб, - ответили девушки. - Но не всегда…
Оказывается, со временем жесткому, но ломкому дубу варяги стали предпочитать более пластичный, но прочный ясень – в море ясеневые борта держали удары волн куда лучше. Полюбопытствовал:
- Ваш будущий дракар?
- Нет, это снеккар, - они поправили меня. - Он меньше и подвижнее на ветре.
- Много ли дерева уйдет на один такой корабль метров двадцать в длину?
Девушки перебросились двумя-тремя фразами по-норвежски, прикинули и снова перешли на английский:
- Пятьдесят или чуть больше кубометров…
Были у корабелов-викингов и стамески, и долота, и плотницкие ножи, но топор (несколько видов) был всему голова, а остальное шло в ход, когда дело уже касалось тонкой строжки и отделки. Но огляделся – кругом заготовки для досок, а из инструментов – только топоры. Вроде как несподручно...
- Не легче ли бревно на доски распилить?
Девушки опять перекинулись на своем и снова по-английски:
- Пила рвет волокна. Если бревна колоть на доски клиньями, доски получаются прочнее, меньше потом усыхают, трескаются, их не так коробит.
Выходит, не просто топорами тюкают, а по особой технологии!
Девушки отдохнули, и снова застучали их топоры – продолжили мастерить древнюю скандинавскую лодку. До чего же занимательно и необычно!
В 1922-м в Тёнсберге построили роскошное, напоминающее замок здание школы навигации. Кстати, архитекторы за этот проект даже получили престижный приз. Штурманов она (сейчас в ее апартаментах - музей Haugar Vestfold) выпустила не так уж и много, но на исконно морской репутации Тёнсберга это не сказалось. Все увиденное мною здесь логично сложилось в ярком впечатлении: викинги и дракары, Ганзея и порт, школа навигации и юные норвежки с плотницкими топорами.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!