Есть в Севастополе памятник погибшим кораблям. Будет ли в Украине памятник погибшим верфям? |
Воссоздать невозможно?
Если доверять заявлению представителей ассоциации «Укрсудпром», то есть опасения, что уже через пять-десять лет на Украине останутся лишь два-три судостроительных предприятия, причем на грани выживания. Сейчас «более-менее выживают» лишь керченский «Залив», николаевский «Wadan Yards» (бывший «Океан») и Херсонский судостроительный. Последний за полгода поставил два якореукладчика норвежской компании «Kleven Maritime», николаевцы строят… баржи и буксиры для компании «Нибулон», а «Залив» худо-бедно выручают заказы голландцев. Знаменитые на весь мир, в том числе созданием авианосцев и крейсеров, николаевские верфи имени 61 коммунара и Черноморский практически стоят. Оптимизма не внушают киевская «Ленинская кузница» (известный поставщик судов для рыболовного и малого научного флота) и севастопольский Севморзавод. Портфель заказов всей отрасли - всего 16 единиц на 210 млн долларов. При этом весь зарубежный заказ составляет контракт с феодосийским заводом «Море» на производство десантных кораблей на воздушной подушке для Китая. Уже признано: за двадцать лет украинский судострой растерял свой кадровый потенциал (впрочем, и России здесь похвастать нечем. – Прим. О.Х.). Таков сегодняшний день некогда процветавших верфей Украины. Первый вице-президент «Укрсудпрома» Виктор Лисицкий признает, что «ни одно из предприятий за годы независимости Украины не продемонстрировало оптимистичных результатов самостоятельного развития и уж тем более какого-то процветания. В условиях, когда большинство политиков Украины самое тяжелое, что держали в руках, — это взятки, воссоздать подобное попросту невозможно».«Путинский абордаж»
И вот настроенного явно антироссийски Виктора Ющенко сменил Виктор Янукович. Прозвучали его заявления о намерении поддержать такие сектора украинской промышленности, как судостроение и авиация. С помощью России. Сама Россия тоже сделала шаг навстречу: весной этого года глава ОСК Роман Троценко сообщил о намерении интегрировать в состав корпорации николаевского производителя газотурбинных двигателей «Заря-Машпроект» и феодосийскую ФСК «Море». Его поддержали на самом верху, и это было похоже на прорыв. Затем аппетиты вообще выросли, и стали поговаривать о том, что российская ОСК не прочь приобщить к себе Черноморский и Херсонский судозаводы, выкупив акции и создав совместное предприятие. При этом считалось, что «планы Кремля загнать украинские судозаводы в судостроительный государственный холдинг сейчас реальны как никогда». Хотя была и обидная украинская оговорка: наведите порядок у себя в ОСК, а потом уже зарьтесь на нас. Устремления России к украинским верфям в прессе называли «путинским абордажем», открыто говорили, что российские политики давно заражены идеями некоего «государственного постсоветского капитализма», управляемого из Кремля. К слову, автором самой идеи внешней политики ОСК, как утверждали, является не Путин, а вице-премьер Игорь Сечин. А затем вдруг стали просачиваться мнения о том, что, заявляя о своих планах, Россия… «сама не знает чего хочет», то есть общая концепция приобретения зарубежных верфей для ОСК не совсем продумана. Сначала хотели николаевскую «Зарю-Машпроект» и феодосийское «Море», а потом вдруг заговорили о Черноморском заводе, потом президент ОСК Роман Троценко вознамерился создать единый российско-украинский судостроительный кластер, чтобы отказаться от приобретения комплектующих за рубежом и самим (совместно с Украиной) разрабатывать и производить их. (Как известно, Россия уже давно озадачилась созданием замкнутых производственных циклов в судострое. Значит, потребность в Украине лишь только временная? – Прим. О.Х.) Еще в СМИ проскакивала информация о том, что Украина готова строить и ремонтировать рыболовный флот россиян, а также поставить для ВМФ РФ 15 военных кораблей для обновления ее Черномор¬ского флота (вот уж действительно дельная экономия для РФ. – Прим. О.Х.). Наконец, намерения России о достройке ракетного крейсера «Украина» с последующим вхождением его в состав флота РФ (Верховная рада Украины уже расстаралась и успела вернуть крейсеру прежнее название – «Адмирал Лобов». - Прим. О.Х.). Топ всему: в сентябре появилась информация о планах России разместить на Черномор¬ском заводе заказ на строительство корпуса авианосца с его конечной доводкой на мощностях… Севмаша (?!). Однако по большому-то счету все это и по сей день ограничивалось заявлениями, причем, с явным политическим подтекстом. Реальных соглашений не было подписано ни одного!Стоп машинам!
Идея объединить судостроительные комплексы России и Украины, бывшие в СССР единым целым, безусловно, рациональна. Но вот самый последний гром средь словесной идиллии: переговоры о создании совместного российско-украинского судостроительного предприятия приостановлены. Об этом официально заявил премьер-министр Украины Николай Азаров. По его мнению (цитата): «Главная трудность в переговорах о создании судостроительного СП связана с невозможностью загрузить его на полную мощность, в то время когда и российские верфи работают максимум на треть своих возможностей. Сначала мы вроде загорелись, Владимир Путин дал команду разобраться в этом вопросе, и оказалось, что российские судостроительные заводы загружены на треть». Вот тебе раз! Что же, Россия не знает о своих простаивающих верфях?! Или правы те, кто говорит: «Россия сама не знает чего хочет»? Тут же заговорили о неготовности России к серьезным переговорам, припоминая, что после посещения представителями ОСК крупнейших украинских верфей никаких конкретных предложений от них так и не поступило, тем более – долгосрочных гарантий. А ведь тот же авианосец за год или три не строится. То же и о программах строительства других судов, например рыболовного флота. Впрочем, говорят и о другой причине. Смысл в объединении с Россией украинские корабелы видели в том, что это поможет обеспечить их верфи заказами, а потом сильно засомневались в желании россиян обеспечить их работой. Быть может, в этом причина? А может, возобладало мнение тех, кто и вовсе опасается иметь дело с современным, не всегда честным российским бизнесом? Председатель правления Таврического института регионального развития Андрей Клименко прямо заявил: «Можно было бы обезопасить страну от зависимости от России, сбалансировав инвестиции от разных стран, например: 30% российских, 30% европейских и 30% китайских или каких-нибудь саудовских...» В целом внезапное торможение на переговорах о создании совместного украинско-российского предприятия по судостроению разочаровало. Президент «Укрсудпрома» Виктор Лисицкий заявил: «Украинское судостроение на грани вымирания, и надежды судостроителей были связаны именно с Россией. Совершенно очевидно, что никакой американец не придет в Украину строить, предположим, хайвей, зато россияне, вполне вероятно, придут». Бывший начальник управления кораблестроения и вооружения ВМС Украины Николай Сердюк признался: «В судостроительном комплексе Украины осталось лишь два государственных предприятия. Практически все судостроительные заводы Украины парализованы. Поэтому от объединения с кем-либо вреда не будет». К слову Россия и Украина в ближайшее время подпишут нормативно-правовой документ о замене вооружений, военной техники и корабельного состава Черноморского флота России, сообщил министр обороны РФ Анатолий Сердюков на 59-м заседании совета министров обороны стран СНГ. «Этот документ позволит Черноморскому флоту поддерживать численность личного состава и техники на уровне базовых соглашений по Черноморскому флоту от 1997 года», - сказал министр. Как бы и эти намерения не оказались словесами.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта