Норвежцы не будут ни спорить с Россией, ни интриговать. Они просто уйдут на свой шельф, где у них все о`кей! Фото «КС» |
Скопировать забесплатно?
Компания «Shtockman Development» отвечает только за первую фазу из трех в освоении Штокманского месторождения. Поэтому и технологические решения, предлагаемые ей, условно говоря, предполагают эффективность только для первой трети газа, который будет добыт на Штокмане. Та схема, которую предлагает «Shtockman Development» и которую активно поддерживает французская компания «Total», предполагает более дешевые и безопасные решения, если не брать в расчет 2-ю и 3-ю фазу. Вряд ли можно винить «Total» за то, что они предлагают экономически эффективные решения только для первой фазы. Можно понять и Газпром, который должен думать об эффективной добыче на всем сроке жизни месторождения. Здесь сторонам придется найти взаимопонимание. Французская «Total» и норвежская «Statoil» - это коммерческие компании, их устав, как и положено при капиталистической модели, определяет основные цели в форме получении прибыли. Все их действия будут определяться этим. У них есть свой ценный товар: знания и опыт добычи углеводородов на шельфе. У России (читай – Газпрома, который в данном случае выступает в роли богатого покупателя) такого опыта нет. Возможно, в головах менеджеров Газпрома и их дочерних компаний, таких как «ГазпромДобычаШельф», свербит мысль о том, что можно купить франко-норвежский товар частично, то есть пригласить «Total» и «Statoil» только на первую фазу освоения Штокмана, а затем «скопировать» его забесплатно для второй и третьей фаз. Но до марта следующего года Газпром обязан решить: либо он покупает товар на тех условиях, которые ему предлагают (здесь могут быть вариации с обещанием привлечь французов и норвежцев на следующие фазы), или же опять все отложить. Но если отложить в очередной раз, то запущенный механизм разработки гигантского проекта может и остановиться. А чтобы запустить его вновь, нужно будет потратить очень много средств.Норвежцы спорить не будут
Нужно учесть, что Штокман не единственное углеводородное месторождение в мире, хотя и очень привлекательное, учитывая его масштабы. И мир не пропадет без штокманского газа. Его заменят на мировом рынке дополнительным газом из Катара, Австралии, Туркмении, например. Так что выгодный момент можно потерять, и позже сделать Штокман высокоэффективным будет намного сложнее. Мое личное мнение – проект будет запущен. Может быть, не в марте 2011-го, а чуть позже. Между Газпромом и «Statoil» нет проблем как таковых. Есть разница во взглядах. Но у какой же компании Западной Европы, работающей с Газпромом, нет разногласий?! Я полагаю, что в привязке к Штокману основной спорщик там «Total». Французы намного активнее и опытнее в международных проектах, особенно когда дело касается стран третьего мира. Россия, к сожалению, таковой и является. Вообще, остается только удивляться, сколько «Statoil» тратит денег и усилий на исследования и опытно-конструкторские работы для добычи углеводородов на шельфе, - на порядок больше чем Газпром! А норвежцы, те еще посмотрят, оценят, надо им это или нет. И не станут спорить и интриговать. Во-первых, потому, что спорить не умеют. Во-вторых, интриговать - не в их характере. Третье – в конце концов, у них есть и свой шельф, хотя разведанные запасы нефти там начали падать.Экология им побоку
Газ не нефть, и последствия при ЧП на газовых месторождениях представляются менее катастрофичными. А вот по технике безопасности сложность здесь отнюдь не меньшая, а большая. О возможных экологических последствиях освоения шельфа в Арктике можно писать тома. В связи с последними событиями в Мексиканском заливе изменения с бурением и добычей углеводородов на шельфе обязательно будут. Я думаю «ВР» опубликует отчет через 3-6 месяцев. Американцы, нет сомнений, заставят сделать его публичным, чтобы все могли знать причины катастрофы. У нас не так. «ГазпромДобычаШельф» в этом году в Териберке проводила общественные слушания по 2-й и 3-й фазам Штокмана - организовали все так, чтобы вообще не видеть и не слышать общественное мнение. О Ростехнадзоре. Он находится в некой прострации - не имеет окончательного решения, как контролировать вопросы экологии и безопасной эксплуатации на Штокмане. Это ведь не российская акватория (за пределами 12-мильной зоны) и соответственно не юрисдикция Ростехнадзора. Но другого механизма, кроме существующего, нет и не предвидится. А стандартов и нормального (понятного и однозначно интерпретируемого) законодательства в России по морским объектам на шельфе тоже нет. Возможно, попытаются переложить иностранные стандарты под российскую действительность. Тут остается только надеяться на лучшее. К слову, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС такие, как Ростехнадзор, стали дуть на воду и их отношение во многих вопросах относительно таких сложных гидротехнических сооружений, как платформы, стало жестче. Для Штокмана ситуация запутаннее, так как эта платформа представляет собой плавучее судно и значительная ответственность ляжет еще и на Морской регистр.Газпрому шельф не нужен
Штокман - это как открытие совершенно новой индустрии в нашей стране. Я надеюсь, у руководителей России хватит мужества запустить проект. Конечно, это будет политическое решение. Гадать, какие будут цены на газ через 6-7 лет, - занятие увлекательное, но похожее на рулетку. И соответственно бизнес-план проекта можно составить как удобно, при том что банки, выдающие кредит по этому проекту, также не знают цен на газ в будущем. По большому счету, Газпрому не нужен газ со Штокманского месторождения. Его вообще мало интересуют сложные технологии добычи. Он свои деньги легко заработает, используя монополию на экспортную трубу, советскую газотранспортную систему и административный ресурс. Но Штокман очень нужен Мурманской области, нужен и Архангельской, чтобы улучшить жизнь людей в Северодвинске и в самом Архангельске. Посмотрите, как изменилась жизнь людей на Сахалине после запуска больших проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Они стали жить лучше, чем 7-8 лет назад, до их старта. Штокман - высокотехнологичный проект. Он может стать стартом будущих нефтегазовых проектов на северном шельфе России. Принимая решение здесь, нельзя слушать таких «бухгалтеров», как нынешний министр финансов. Нужно рассматривать вопрос намного шире, чем просто о конъюнктуре одного из секторов рынка. Конечно, можно сказать, что Россия еще не готова к Штокману и продолжить качать нефть на экспорт. Но добыча нефти все больше происходит силами иностранных нефтесервисных компаний с использованием иностранного оборудования. Куда ведет этот путь, несложно представить.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта