В этом убежден конструктор неатомных подлодок Юрий Кормилицын
Проект 677 «Лада» - лодка, споры вокруг которой не утихают. Фото «КС»
В номере за 20 мая «Корабельная сторона» опубликовала аналитический материал о судьбе новейшей российской неатомной подлодки проекта 677 «Лада» под заголовком «Неладно что-то с «Ладой». Первый техпроект ее утвердили еще в 1993 году, окончательный - в 1997-м, головной корабль «Санкт-Петербург» заложили в декабре 1997-го, на воду спустили в 2004-м, и затем шесть лет подлодка достраивалась, доводилась до ума, испытывалась.
ЭТОТ долгострой стал притчей во языцех, и, наряду с понятным недоумением по данному поводу, появились и критики самого проекта. Ими утверждалось не только то, что он безнадежно устарел, но и ставился вопрос ребром: а нужны ли флоту такие корабли вообще? В своей публикации мы высказали сожаление, что в разгоряченной дискуссии среди множества не прозвучал голос главного создателя «Лады» Юрия Николаевича Кормилицына. На эту ремарку одним из первых откликнулись наши коллеги из Москвы и внесли поправку: главный конструктор в сентябре 2009 года высказал свою точку зрения в журнале «Арсенал XXI века». Сегодня мы публикуем это интервью с некоторыми сокращениями чисто технического порядка.
– Юрий Николаевич! Некоторые специалисты задаются вопросом, не устарел ли корабль.
– Некоторые горе-специалисты говорят, что «Лада» – это «Запорожец», а нам нужно «Феррари». Но эти специалисты либо забыли, либо не знают, что, во-первых, между первым и окончательным техпроектом мы резко повысили основные тактико-технические показатели лодки. Это прежде всего количество и качество оружия, скорость и дальность плавания, снижение акустического поля, усиление шумопеленгаторной составляющей гидроакустического комплекса (ГАК). Улучшили и ряд других параметров, что превратило лодку из прибрежной, предназначенной только для внутренних морей в субмарину с неограниченным районом действия. Во-вторых, не может корабль, для которого выполнено более 180 новейших конструкторских решений (и большинство из них внедрено), так вдруг взять и устареть! «Лада» была задумана как пилотный корабль XXI века, для нее разработаны и внедрены передовые научно-технические достижения, и это одна из причин довольно длительной ее сдачи. При этом я бы добавил, что русские медленно (основательно!) запрягают, а затем быстро скачут. «Лада» не может устареть!
– А можно конкретизировать, о чем идет речь?
– Все - от материалов корпуса и до оборудования, радиоэлектронного вооружения и оружия – новое, порядка 70% новинок по отношению к подлодке III поколения «Варшавянка». Практически ничего не взято в чистом виде, кроме развития и совершенствования заложенных в III поколении идей. Это касается формы и конструкции корпуса, акустического поля, гидроакустики, обитаемости, резервирования, надежности. Все это развито на новом уровне требований нового века.
Проанализируем ряд составляющих нового корабля. Первое - обтекатель ГАК непривычно больших для неатомных субмарин размеров. Созданию комплекса уделялось первостепенное внимание. Разработать его нами было предложено «Океанприбору». Но, к нашему удивлению и разочарованию, «Океанприбор» предложил нам комплекс, по массо-габаритным параметрам соизмеримый с проектным водоизмещением перспективной неатомной подлодки! Тогда генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» академик Игорь Спасский добился разрешения Минсудпрома выйти из кооперации традиционных судостроительных поставщиков оборудования и договорился с московским разработчиком радиоэлектронного оборудования - НПО «Волна» о создании ГАК на основе научно-технических достижений авиакосмической (!) отрасли. Согласие «Волны» нужно отнести к геройскому поступку. Время было сложное, но дело пошло. Когда же пришел момент дело «Волны» подхватить организационно более сильной, выжившей при перестройке фирме, снова проявился талант и напор академика Спасского. Он договорился о передаче проекта ГАК для перспективных лодок санкт-петербургскому НПО «Электроприбор». Передать тему от одной фирмы к другой всегда непросто. И здесь возникли трудности. В таких случаях необходимо взаимопонимание и поддержка, но, к сожалению, вместо этого трудности усугублялись, в какой-то мере искусственно. «Электроприбору» пришлось поднимать тему практически в одиночку. Но ГАК отнюдь не устарел, он развивается, доводится и в настоящее время успешно проходит морские испытания. Вместо помощи по существу, в том числе в вопросах финансирования, кое у кого возникли предложения изменить разработчика и отдать все «Океанприбору», что могло бы только затянуть решение задачи.
– Для выигрыша в дуэли подлодок нужна еще и мощь вооружения.
– У «Лады» шесть торпедных аппаратов, вновь разработанный ракетно-торпедный комплекс с полной автоматизацией. У комплекса уменьшены весогабариты, установлены шесть аппаратов вместо четырех, боезапас стал 18 единиц оружия вместо 12, экономится воздух при стрельбе, повышена надежность комплекса в целом. Комфортность главного командного пункта корабля стала возможной благодаря разработке принципиально новейшего радиоэлектронного оборудования и непроникающих выдвижных устройств.
Комплекс автоматизированного управления кораблем и его боевыми и техническими средствами «Литий» задуман и исполнен с модернизационными возможностями для совершенствования при серийном изготовлении. Непроникающие выдвижные устройства является для нашего кораблестроения революционным прорывом, хотя этот отказ от традиционных проникающих выдвижных устройств был непростым.
– Третий отсек на «Ладе» традиционно жилой?
– Да. Но при этом условия размещения команды не имеют себе аналогов в плеяде наших неатомных лодок. Мы пошли здесь еще дальше, чтобы улучшить обитаемость. В отсеке, по существу, создана своего рода гостиница «каютного типа» со всеми удобствами и наличием персональных коек для каждого моряка, есть и резервные койки. Впервые кают-компания вмещает одновременно половину экипажа. Такого еще не было!
– А «сердце» лодки – ее энергетическая установка?
– В четвертом и пятом отсеках расположены агрегаты энергетической установки. У неатомной лодки IV поколения «Лада», так же как и у «Варшавянки», она построена на полном электродвижении. Но есть два принципиально новых решения: разработка и внедрение дизель-генераторов постоянного тока и создание всережимного электродвигателя на постоянных магнитах. Преимущества дизель-генераторов постоянного тока известны и не требуют пояснений. Создать для подлодки вместо двух типов двигателей - главного и малошумного экономического - один всережимный электродвигатель с высоким КПД – это настоящая революция для подлодок. Это резкое уменьшение необходимых объемов и весов, которые всегда были для подлодок проблемой, это беспрецедентная маневренность управлением электродвигателем, а значит и кораблем, наконец, это снижение шумности.
Мы искали разработчика этой новинки, но шла перестройка. Традиционные разработчики, как и многие другие, переживали системный кризис. И здесь проявилась неуемность академика Спасского. Игорь Дмитриевич договорился, чтобы за разработку взялся НИИЭФА имени Ефремова. Опытный образец всережимного двигателя успешно прошел испытания, но у него была небольшая мощность. Понадобились серьезные разработки и многочисленные испытания. Но сроки поджимали. На полные стендовые испытания ряда оборудования лодки не было ни средств, ни времени. Были приняты смелые решения о переносе стендовых испытаний ряда оборудования на головной корабль, в том числе и гребного электродвигателя.
– Известные сложности с электродвижением – это последствия переноса отработки двигателя на корабль или ошибки разработчиков?
– Нет речи о принципиально ошибочных решениях. Есть неизбежные, объективные сложности при внедрении принципиально новой техники. В создавшихся условиях необходимо помогать разработчикам, а не «менять лошадей на переправе». Не все это понимают, и обычные, закономерные трудности, с которыми всегда сталкивается головной корабль каждого нового поколения, возводятся в разряд «фатальных конструктивных неудач и ошибок в расчетах». Прославленная «Варшавянка» прошла не менее трудный путь. Наивно предполагать, что немецкие лодки типа 214, а также 212, а во Франции «Скорпена» не прошли те же или даже еще большие трудности. Они хорошо известны в узких кругах, хотя и не афишируются. Просто головные корабли и у немцев, и у французов создавались в благоприятных условиях - они обеспечиваются всем спектром государственной поддержки и лоббирования. А что было у нас в 90-е, помните?
– Вам не кажется, что за кампанией против «Лады» и лично вас может стоять «нероссийский» интерес? Ведь можно «двух зайцев убить» – и поправить свое финансовое положение закупкой для нашего флота импортных лодок, и нашу школу неатомного подводного кораблестроения прихлопнуть! Как реального конкурента!
– Вот что я вам скажу на это: не зря в НАТО боятся этой подлодки, а их специалисты внимательно следят за нашими успехами... Мало кто знает, что немцы на одной из международных выставок ознакомились с нашим экспортным вариантом «Лады» – «Амуром» и были шокированы тем, что их лодка 212-го проекта не может с ним конкурировать. Ни на рынке, ни в реальном морском бою. Выводы они сделали: менее чем через два года появилась лодка проекта 214. Ее уже можно сравнивать, но «Амур» по оружию и ряду других параметров все равно сегодня превосходит любую лодку IV поколения.
Что касается закупки за рубежом хороших кораблей, то нужно понимать, что, с одной стороны, никто и ничего хорошего нам не поставит, а с другой – мы что же, хотим уничтожить свой бесценный опыт создания лучших в своем классе неатомных лодок и оставить нашу науку, конструкторов, поставщиков оборудования и верфи без работы? Это не государственный подход.
Задержка с проектом «Лада» связана с общей ситуацией в России, но это не должно давать повода для неправильной, тенденциозной информации о качестве проекта и о состоянии корабля. Нельзя делать скоропалительные выводы. Испытания уже подтвердили - корабль состоялся, и ближайшее будущее покажет, на что он способен.
Беседовал Александр ЧЕРНОВ, журнал «Арсенал XXI века»
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!