8 мая в Санкт-Петербурге наконец-то подняли Военно-морской флаг на уникальном долгострое российского подплава. Впрочем, о долгострое в тот день никто не говорил. Фото "Navy.ru" |
Чудеса, да и только!
Итак, дизель-электрическая (или неатомная) подводная лодка «Санкт-Петербург» проекта 677 (класс «Лада») была сконструирована по проекту ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» с репутацией корабля четвертого поколения. По комментариям специалистов, «Санкт-Петербург» проекта 677 является логическим продолжением лодок проекта 877 (класс «Kilo»), более известных как «Варшавянки». У «Варшавянок», тут нечего возразить, прекрасная репутация. Недаром же 24 подлодки этого класса были в строю советского и российского флота, а 29 охотно были куплены зарубежными заказчиками. У «Санкт-Петербурга», напротив, «подмоченная репутация», очевидно, корабль вообще поставил рекорд долгостроя дизель-электрических подлодок в России – заложили его еще в 1997-м, построили к 2005-му, а затем еще пять лет «испытывали»... Кстати, сегодня на «Адмиралтейских верфях» ведется строительство еще трех, уже серийных, подводных лодок проекта 677. «Крон-штадт», например, заложили в июле 2005 года, и она должна была вступить в строй в 2008-м; «Петрозаводск» заложили в начале 2006 года и собирались сдать в прошлом году. Но все, включая и третий корабль – «Севастополь», в сроки тоже не уложились. По мнению экспертов, дизель-электрические лодки обычно строятся один год, как исключение – два. «Санкт-Петербург» выплыл за рамки всех исключений – 13 лет! 24 марта этого года Центральный военно-морской портал официально заявил: «Руководство ВМФ РФ рассматривает вопрос о снятии заказа на подводные лодки 677-го проекта «Лада» и его замещении заказом на постройку модернизированных лодок проекта 877 «Варшавянка» (!). На совещании руководителей ОПК с участием президента России Дмитрия Медведева в Реутово в октябре 2009 года начальник вооружений ВС России генерал армии Владимир Поповкин выступил с резкой критикой проекта 677: «Лада» еще и хуже «Варшавянки»…» Прозвучало это как гром средь ясного неба. Годами (!) нас уверяли, что 677 проект затмит всё и вся, модели «Санкт-Петербурга», а потом и сам корабль несколько лет мозолили глаза на выставках и салонах вооружений, накануне Дня подводника (19 марта 2010 года) начальник Главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев заявлял: «Санкт-Петербург» поступит на вооружение флота в 2010 году, а ВМФ намерен построить в ближайшем будущем восемь таких лодок», а еще через неделю флот готов отказаться от проекта как от неудавшегося эксперимента? Чудеса!Тлеют слухи и догадки
«Недовольство ВМФ имеет объективные причины, - пишет Игорь Маковкин в своем обзоре на Военно-морском портале. - Стоимость неатомной подводной лодки IV поколения соизмерима с затратами на постройку современного атомохода. При ограниченном финансировании программы военного кораблестроения моряки постоянно ломают голову над тем, как лучше распределить бюджетные средства, а «Санкт-Петербург» отчего-то не могут ввести в строй 13 лет…» Некий намек на технические причины содержится в словах бывшего начальника комиссии государственной приемки кораблей ВМФ контр-адмирала Дмитрия Островского, который вы-сказался так: «Объективно были ошибки на этапе проектирования. На этапе швартовых и заводских испытаний было выявлено много недостатков в системе энергодвижения, сложной системе вооружения и военной технике нового поколения». Правда, в 2008 году тот же Островский вы-сказался: «Надо продолжать заводские и ходовые испытания, принимать корабль на госиспытания со всеми проблемами, которые существуют уже и будут еще определены в ходе госиспытаний». Эти его слова цитирует тот же Игорь Маковкин. Голоса критики нет-нет, а пробивались в открытую печать. Сначала разговоры упорно вертелись вокруг так называемого всережимного главного электродвигателя на постоянных магнитах, дескать, хотели сделать лучше, чем у немцев, а получилось по-российски – как всегда. Государственный научный центр Центрального научно-исследовательского института «Электроприбор», который разрабатывал этот самый двигатель, после долгого молчания все же заверил – недостатки исправлены и теперь все будет работать надежно в любых условиях. Потом был слушок о неполадках в системах сразу нескольких боевых радиоэлектронных систем… Одновременно звучали утверждения, мол, в 677-м проекте конструкторы переборщили с нововведениями. На корабле и в самом деле высочайший коэффициент обновления оборудования (до 70%), внедрено 127 новинок техники. По отдельным высказываниям, как раз это и привело к ситуации, когда одно стало мешать другому. Наконец, зазвучала главная «крамола»: лодка вовсе не является субмариной IV поколения, как это было изначально обещано российским морякам. «Санкт-Петербург» действительно не оснащен вспомогательной анаэробной энергетической установкой, которая, собственно, и позволяет кардинально увеличить продолжительность пребывания лодки под водой с запасом хода до 700-1000 часов. То есть заявка на то, чтобы опередить или хотя бы стать вровень с новейшими неатомными подлодками Франции, Швеции и Германии в этих показателях у 677-го проекта была. Но так и не состоялась. Может, поэтому и провалился «Санкт-Петербург»?!Молчание главного идеолога
В то же время многих озадачило и даже насторожило то, что никаких комментариев не позволял себе (и до сей поры не позволил) уже бывший генеральный конструктор «Лады» Юрий Кормилицын. Масла в тлеющий огонек слухов подбросили кадровые перетряски лиц, ответственных за проект. Так, был уволен Юрий Кормилицын, а его, между прочим, и сегодня называют идеологом проекта российской подлодки IV поколения. Уволили и руководителя ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Спасского, а потом и Владимир Здорнов, который увольнял Кормилицына и Спасского, тоже оставил кресло руководителя. Недоумение вызвало и то, что проблемы 677-го проекта не обсуждались на экспертном совете при главкоме ВМФ, что само по себе не просто удивительно, но и недопустимо. *** В свое время предшественниц «Санкт-Петербурга» - «Варшавянок» прозывали «черными дырами в океане». Прозывали их так за малошумность – для акустиков они будто проваливались, исчезали, как в бездонной дыре. Проект 677, такое впечатление, тоже можно назвать «черной дырой в океане», но не в реальном океане, а в океане недоговоренностей и секретов. Наконец самое главное. Вся эта история происходит на фоне безрадостной картины одряхлевшего подводного флота России - на замену устаревшим дизель-электрическим лодкам ничего не строится. Вдумайтесь в такие цифры: четыре подлодки проекта 677, будь они сейчас построены, удовлетворили бы только 10 процентов потребности подплава российского флота. Что это, как не катастрофа?!Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта