Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 24 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 20 мая 2010 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 20 мая 2010 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Неладно что-то с «Ладой»

Версия для печатиОтправить статью другу
Питерцы говорят, что построили уникальную лодку, а морякам она не нужна

8 мая в Санкт-Петербурге наконец-то подняли Военно-морской флаг на уникальном долгострое российского подплава. Впрочем, о долгострое в тот день никто не говорил. Фото
8 мая в Санкт-Петербурге наконец-то подняли Военно-морской флаг на уникальном долгострое российского подплава. Впрочем, о долгострое в тот день никто не говорил. Фото "Navy.ru"

В преддверии Дня Победы корабелы «Адмиралтейских верфей» подписали приемный акт головной подводной лодки 677-го проекта «Санкт-Петербург». Корабль завершил государственные испытания, 8 мая на нем подняли Военно-морской флаг. Генеральный директор предприятия Владимир Александров на торжестве заявил о том, что рассматривается возможность серийного строительства аналогичных подлодок.

КАК водится в России в такие минуты, говорили об уникальности головной подлодки IV поколения, какой признан «Санкт-Петербург». О том, что «уникальная подлодка» являлась уникальным долгостроем, о том, что ранее объявлявшиеся (мыслимые и немыслимые) сроки ее сдачи в эксплуатацию давно прошли, - об этом как-то не вспоминалось. Не вспоминалось и о том, что этот самый долгострой стоил сломанной карьеры главному конструктору 677-го проекта Юрию Кормилицыну. А уж тем более не упоминали о том, что у российского флота, принявшего «Санкт-Петербург», имеются серьезные претензии к 677-му проекту и даже звучит вопрос об отказе от строительства всей серии.

Чудеса, да и только!

Итак, дизель-электрическая (или неатомная) подводная лодка «Санкт-Петербург» проекта 677 (класс «Лада») была сконструирована по проекту ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» с репутацией корабля четвертого поколения. По комментариям специалистов, «Санкт-Петербург» проекта 677 является логическим продолжением лодок проекта 877 (класс «Kilo»), более известных как «Варшавянки». У «Варшавянок», тут нечего возразить, прекрасная репутация. Недаром же 24 подлодки этого класса были в строю советского и российского флота, а 29 охотно были куплены зарубежными заказчиками. У «Санкт-Петербурга», напротив, «подмоченная репутация», очевидно, корабль вообще поставил рекорд долгостроя дизель-электрических подлодок в России – заложили его еще в 1997-м, построили к 2005-му, а затем еще пять лет «испытывали»...

Кстати, сегодня на «Адмиралтейских верфях» ведется строительство еще трех, уже серийных, подводных лодок проекта 677. «Крон-штадт», например, заложили в июле 2005 года, и она должна была вступить в строй в 2008-м; «Петрозаводск» заложили в начале 2006 года и собирались сдать в прошлом году. Но все, включая и третий корабль – «Севастополь», в сроки тоже не уложились. По мнению экспертов, дизель-электрические лодки обычно строятся один год, как исключение – два. «Санкт-Петербург» выплыл за рамки всех исключений – 13 лет!

24 марта этого года Центральный военно-морской портал официально заявил: «Руководство ВМФ РФ рассматривает вопрос о снятии заказа на подводные лодки 677-го проекта «Лада» и его замещении заказом на постройку модернизированных лодок проекта 877 «Варшавянка» (!). На совещании руководителей ОПК с участием президента России Дмитрия Медведева в Реутово в октябре 2009 года начальник вооружений ВС России генерал армии Владимир Поповкин выступил с резкой критикой проекта 677: «Лада» еще и хуже «Варшавянки»…»

Прозвучало это как гром средь ясного неба. Годами (!) нас уверяли, что 677 проект затмит всё и вся, модели «Санкт-Петербурга», а потом и сам корабль несколько лет мозолили глаза на выставках и салонах вооружений, накануне Дня подводника (19 марта 2010 года) начальник Главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев заявлял: «Санкт-Петербург» поступит на вооружение флота в 2010 году, а ВМФ намерен построить в ближайшем будущем восемь таких лодок», а еще через неделю флот готов отказаться от проекта как от неудавшегося эксперимента? Чудеса!

Тлеют слухи и догадки

«Недовольство ВМФ имеет объективные причины, - пишет Игорь Маковкин в своем обзоре на Военно-морском портале. - Стоимость неатомной подводной лодки IV поколения соизмерима с затратами на постройку современного атомохода. При ограниченном финансировании программы военного кораблестроения моряки постоянно ломают голову над тем, как лучше распределить бюджетные средства, а «Санкт-Петербург» отчего-то не могут ввести в строй 13 лет…»

Некий намек на технические причины содержится в словах бывшего начальника комиссии государственной приемки кораблей ВМФ контр-адмирала Дмитрия Островского, который вы-сказался так: «Объективно были ошибки на этапе проектирования. На этапе швартовых и заводских испытаний было выявлено много недостатков в системе энергодвижения, сложной системе вооружения и военной технике нового поколения». Правда, в 2008 году тот же Островский вы-сказался: «Надо продолжать заводские и ходовые испытания, принимать корабль на госиспытания со всеми проблемами, которые существуют уже и будут еще определены в ходе госиспытаний». Эти его слова цитирует тот же Игорь Маковкин.

Голоса критики нет-нет, а пробивались в открытую печать. Сначала разговоры упорно вертелись вокруг так называемого всережимного главного электродвигателя на постоянных магнитах, дескать, хотели сделать лучше, чем у немцев, а получилось по-российски – как всегда. Государственный научный центр Центрального научно-исследовательского института «Электроприбор», который разрабатывал этот самый двигатель, после долгого молчания все же заверил – недостатки исправлены и теперь все будет работать надежно в любых условиях. Потом был слушок о неполадках в системах сразу нескольких боевых радиоэлектронных систем…

Одновременно звучали утверждения, мол, в 677-м проекте конструкторы переборщили с нововведениями. На корабле и в самом деле высочайший коэффициент обновления оборудования (до 70%), внедрено 127 новинок техники. По отдельным высказываниям, как раз это и привело к ситуации, когда одно стало мешать другому.

Наконец, зазвучала главная «крамола»: лодка вовсе не является субмариной IV поколения, как это было изначально обещано российским морякам. «Санкт-Петербург» действительно не оснащен вспомогательной анаэробной энергетической установкой, которая, собственно, и позволяет кардинально увеличить продолжительность пребывания лодки под водой с запасом хода до 700-1000 часов. То есть заявка на то, чтобы опередить или хотя бы стать вровень с новейшими неатомными подлодками Франции, Швеции и Германии в этих показателях у 677-го проекта была. Но так и не состоялась. Может, поэтому и провалился «Санкт-Петербург»?!

Молчание главного идеолога

В то же время многих озадачило и даже насторожило то, что никаких комментариев не позволял себе (и до сей поры не позволил) уже бывший генеральный конструктор «Лады» Юрий Кормилицын. Масла в тлеющий огонек слухов подбросили кадровые перетряски лиц, ответственных за проект. Так, был уволен Юрий Кормилицын, а его, между прочим, и сегодня называют идеологом проекта российской подлодки IV поколения. Уволили и руководителя ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Спасского, а потом и Владимир Здорнов, который увольнял Кормилицына и Спасского, тоже оставил кресло руководителя. Недоумение вызвало и то, что проблемы 677-го проекта не обсуждались на экспертном совете при главкоме ВМФ, что само по себе не просто удивительно, но и недопустимо.

***

В свое время предшественниц «Санкт-Петербурга» - «Варшавянок» прозывали «черными дырами в океане». Прозывали их так за малошумность – для акустиков они будто проваливались, исчезали, как в бездонной дыре. Проект 677, такое впечатление, тоже можно назвать «черной дырой в океане», но не в реальном океане, а в океане недоговоренностей и секретов.

Наконец самое главное. Вся эта история происходит на фоне безрадостной картины одряхлевшего подводного флота России - на замену устаревшим дизель-электрическим лодкам ничего не строится. Вдумайтесь в такие цифры: четыре подлодки проекта 677, будь они сейчас построены, удовлетворили бы только 10 процентов потребности подплава российского флота. Что это, как не катастрофа?!

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ

Тел. 50-80-12



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Без непечатной лексики  |  Злая вода  |  «По морям, играя, носится…»  |
Регион   Неладно что-то с «Ладой»  |  Сдал дешево, но выгодно  |  Гадания одно другого гуще?  |  У всех на устах  |  Не взять ли нам Феодосию? В партнеры  |  У адмирала нет сомнений  |  «Россия» двинулась на Север  |  «Typhoon» пока ждет  |  В несколько строк  |  Из века в век, пока мы люди…  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2010
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com