Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 27 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 18 марта 2010 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 18 марта 2010 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Оснований для подвига нет

Версия для печатиОтправить статью другу
Помнит ли флот своих героев или же советских старается не вспоминать?

Новогоднее всплытие в Норвежском море АПЛ К-278 «Комсомолец», 1 января 1986 года
Новогоднее всплытие в Норвежском море АПЛ К-278 «Комсомолец», 1 января 1986 года

Мы любим, когда нашу страну называют державой, - это тешит патриотические чувства. Иных порой тешит настолько, что лишает трезвого взгляда. Таким держава представляется великим, сильным, но общим понятием, без конкретики. Это не так. Держава – от слова «держать». Держать первенство, лидерство, мощь, авторитет, свою национальную марку, если хотите… Поэтому держава - это вовсе не обширная территория или огромное население, а прежде всего люди, чьим трудом, талантом, а порой и отвагой создается то, чего нет у большинства других государств.

РЕЧЬ СЕГОДНЯ об уникальном корабле, каких не было и нет ни у кого в мире. И об отважных людях в его отсеках. А еще о короткой памяти России, которой все еще любо именовать себя морской державой.

Дальше всех боевых подлодок в толщу океана проникла советская атомная К-278 «Комсомолец». Глубина была ее главным преимуществом - так можно сказать. Потому что хождение ее в запредельной для других подлодок океанской толще было изначально заложено в проект. Это был суперкорабль с корпусом из титанового сплава. Построили его в Северодвинске. Правда, сегодня не о том речь. Как и прародительница семейства советских титановых подлодок К-222, прозванная «Золотой рыбкой», К-278 разом меняла многое в тактике морской войны. На своих глубинах «Комсомолец» был невидим, неслышен и неуязвим – обычным оружием его было не взять. Зато сам он мог атаковать из океанской бездны!

Шли только добровольцы

Первый командир «Комсомольца» каперанг Юрий Александрович Зеленский, человек крепкой воли, большого ума и удивительной скромности, рассказывал мне:

- В экипаж «Комсомольца» набирали только желающих. Предъявлялись очень высокие требования к здоровью. Так, из 75 добровольцев половину за¬браковали медики. Сформированный экипаж больше года учился в Сосновом Бору, а когда учились, офицеры изучали техническую часть будущего корабля на заводах-изготовителях оборудования. Уровень подготовки был очень высоким…

А на то погружение 4 августа шли добровольцы – никто никого не принуждал. Одного офицера все же пришлось заменить. Он сказался больным. Правда, позже были разговоры, мол, он испугался. Не знаю, может, и в самом деле болел. Я не придал этому значения…

Точка истины

4 августа 1985-го «Комсомолец» пришел в точку (это в Норвежском море) без спасателя. Для обеспечения связи ему придали еще одну подлодку, а на поверхности моря – никого. Они погрузились сразу на 300 метров – для титанового «Комсомольца», образно говоря, это не глубина. Здесь осмотрелись, приготовились и пошли на поэтапный спуск. Сначала по 50 метров, и так до 500, а дальше уже по 25 - в бездну!

На рекордной глубине 1020 метров «Комсомолец» работал 1 час 15 минут, затем было всплытие, постепенное, согласно испытательной программе. От мгновения, когда рубка атомной подлодки К-278 исчезла с поверхности моря, и до того, когда снова показалась из воды, прошло порядка 12 часов.

1020 метров – глубина, доступная не всякому исследовательскому аппарату. А тут боевая атомная подлодка! Между прочим, конструкторы «Комсомольца» заложили в проект его корпуса полуторный запас прочности. Глубину погружения рассчитали так, чтобы на рожон не лезть. Выходит, был еще запас, могли и глубже! Даже знаток скажет - фантастика! И будет прав. Я бы еще добавил: 1020 метров океанской толщи - это и наивысшая оценка русской храбрости, русской мысли и созидательного труда корабелов.

Не имею ни малейшего желания обидеть подводников нынешней российской поры. Однако справедливость требует сказать – до подвигов своих предшественников большинству из вас, господа, еще далековато. Не ваша вина, конечно, но так уж теперь случается, Героев дают за то, что раньше считалось обычной автономкой. Но это к слову.

А «Комсомолец» тогда благополучно вернулся в базу. Лодку на пирсе встречал командующий Северным флотом Иван Капитанец. Как положено, говорил хорошие слова, обещал представить экипаж к наградам. Отдел кадров флотилии после этого оформил наградные листы. Но и поставить текущие задачи Капитанец не забыл - последующие три года экипаж «Комсомольца» 150 суток провел в море, где и завершил опытную эксплуатацию уникальной лодки. И снова, уже во второй раз, отдел кадров 1-й флотилии составил представления к награждению моряков К-278…

О наградах не думали

Из письма капитана I ранга запаса Юрия Александровича Зеленского, бывшего командира перволинейной глубоководной АПЛ 685-го проекта К-278 6-й дивизии, 1-й флотилии Северного флота, к главкому ВМФ В.В. Масорину:

«Командование соединения и объединения высоко оценивало службу экипажа. Подводной лодке по итогам боевой подготовки было присвоено звание «Отличный корабль», а командующий Северным флотом адмирал И.М. Капитанец, встретивший корабль, возвратившийся с успешных глубоководных испытаний, перед строем назвал экипаж экипажем героев и объявил, что весь экипаж будет представлен к правительственным наградам.

Представление к наградам состоялось, а награждение – нет. Прямо скажу, что в то время несостоявшееся награждение мало кого в экипаже беспокоило. Служили в то время мы действительно не за награды, да и некогда об этом было думать… Но трагическая гибель подлодки со вторым экипажем на борту, а затем и распад страны, которой мы служили, на мой взгляд, помешали реализации представлений. Прошло два десятка лет, у нас выросли дети, растут внуки, но мы по-прежнему чувствуем себя экипажем, чтим память погибших наших товарищей, помогаем по мере возможностей друг другу и сейчас не можем понять, почему наш труд в глазах высшего флотского командования перечеркнут действиями других людей и событиями, на которые мы, как экипаж, повлиять не могли…»

Без бумажки ты…

Из ответа Министерства обороны (войсковая часть 20864):

«Сообщаю, что по разъяснению Комиссии по государственным наградам при президенте Российской Федерации вопросы награждения за прошлые заслуги в настоящее время не рассматриваются, за исключением случаев, когда гражданин представлялся к награждению, но по каким-либо причинам наградные документы реализованы не были. Центральный ВМ архив и архив СФ не располагают данными о представлении командованием того времени к награждению государственными наградами членов экипажа подводной лодки К-278, отличившихся при проведении глубоководных испытаний в августе 1985 года… Возбуждать ходатайство о награждении государственными наградами членов экипажа подводной лодки К-278 за отличия при глубоководных испытаниях в августе 1985 года оснований нет».

Откуда эта военно-бюрократическая коллизия? Из какого кодекса чиновничьего крючкотворства?

Честь имеем?

То, что 4 августа 1985 года в Норвежском море состоялось испытание, – это, значит, мы признаем. И мировой рекорд – 1020 метров – тоже признаем – попробуй-ка кто усомниться?!. Как признаем и наличие в составе флота уникальной лодки К-278 и тех 53 моряков да еще нескольких гражданских специалистов (не будем о них забывать), кто пошел в бездну. Между прочим, пошли они туда с риском для жизни, чтобы прославить Отечество. И этот факт в летопись флота вписали. Чтобы затем помощники командиров по воспитательной работе воспитывали, говорили - вся наша держава должна гордиться мировым рекордом этого корабля! А подвигом людей?! На деле-то выходит - по чьему-то умыслу, нерадению, а может быть, и случайно бумажка затерялась – и нет никакого подвига!

Страшно все это, господа офицеры! Щелкать каблуками и рапортовать по праздникам – это вы умеете, гражданские уже вдоволь насмотрелись - мол, честь имеем, подвиги отцов и дедов помним, державу не посрамим. А на деле, выходит, чести не имеем, поскольку подвигов не помним, а героев не чтим. То, что героев здорово наловчились строго под строку подгонять, – это правда.

Оттого и по поводу ваших «Державу не посрамим» как-то сомнения берут.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

Тел. 50-80-12



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Ушел по своей воле  |  «Принцесса Мария» - первая ласточка  |  «Петрозаводск» раскололся  |  Злая вода  |  Без сомнений в профессионализме  |
Регион   Оснований для подвига нет   |  Подсчитаем ресурсы  |  Заказ топливо сдал  |  И в подплаве «Мистраль»  |  Прощай, «Лепсе»!  |  У всех на устах  |  Вторая «Вавчуга» соломбальцев  |  Лодку – на выход!  |  В союзе с французским «Total»  |  В несколько строк  |  Торгу конец. За работу!   |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Март 2010
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com