Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 26 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 25 февраля 2010 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 25 февраля 2010 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Надо знать закон победы…»

Версия для печатиОтправить статью другу
Завтра исполняется 100 лет флотоводцу Сергею Горшкову

Северный флот. 1981 год. Главком Горшков на борту крейсера «Мурманск», который он признавал как лучший артиллерийский крейсер Советского Союза. Фото из архива Олега Химаныча
Северный флот. 1981 год. Главком Горшков на борту крейсера «Мурманск», который он признавал как лучший артиллерийский крейсер Советского Союза. Фото из архива Олега Химаныча

Бесспорная заслуга Горшкова в том, что он первым вывел наш флот в океан, критики же он заслуживает за то, что оставил своим последователям не самое лучшее наследство. Такую оценку я слышал не раз, в том числе и от уважаемого мною Георгия Костева, контр-адмирала, профессора, члена-корреспондента Академии военных наук. И все же я убежден – в первом десятилетии XXI века, наблюдая державные политические амбиции России на фоне катастрофического состояния ее ВМФ, деятельность Сергея Георгиевича нынешней череде безликих главкомов нужно ставить исключительно в пример. В конце концов, известна аксиома - деяния любой крупной личности оцениваются неоднозначно. Так и здесь.

И В МЕМУАРАХ сослуживцев Горшкова все же преобладают положительные моменты. Лишь после 1985 года, когда он сдал свои главкомовские дела Владимиру Чернавину, некоторые принялись бросать в его адрес упреки – мол, упустил то-то и то-то, тянулся к внешнему блеску и наградам, был нетерпим к инакомыслящим, не выдвинул ни одного молодого комфлота, не держал в своем окружении талантливых преемников. Но никто и нигде не укорил Горшкова в слабом уровне его подготовки, в непрофессионализме. Даже намекавшие на его принадлежность к высшей партийной элите вынуждены признать – ее Сергей Георгиевич использовал во благо флота.

Горшков родился вдали от моря – в Хмельницкой области, в семье учителя. Во флоте он с 1927 года, учился в легендарной Фрунзенке, в 1937-м окончил курсы командиров миноносцев, перед самой войной - курсы при Военно-морской академии. Семь лет служил на Тихом океане: от штурмана и до комбрига. С 1939-го – Черноморский флот: комбриг эсминцев, комбриг крейсеров, на третий месяц войны он в звании контр-адмирала командует Азовской флотилией, в 1944-м - Дунайской, уже вице-адмирал. Блестяще проведенная Горшковым операция по высадке десанта в Герьене обеспечила полное окружение Будапешта. С января 1945-го он командует эскадрой Черноморского флота, затем - начальник штаба флота, с августа 1951 г. – командующий. В июле 1955 года - он первый зам главкома ВМФ, а с января 1956 го – главком, на этом посту он сменил Николая Кузнецова. И далее – 30 лет – небывалый для главкомов Союза и России срок. Эти три десятилетия стали для нашего флота самыми лучшими, если иметь в виду его боевой потенциал и возможности.

Феномен адмирала

Этот горшковский феномен и сейчас обсуждается историками. За 30 лет в нашем государстве пять раз менялись первые лица. А главком ВМФ оставался. Ясно, что неспроста. Таким долгожителем мог стать только человек, который обладал и профессиональными знаниями, и недюжинным политическим, дипломатическим опытом, и даже даром психолога.

«Наивысший вес», а именно возможность прямо выходить на генсека и некоторую независимость от министра обороны, Сергей Георгиевич набрал с приходом Леонида Брежнева, с которым его связывали новороссийские события Великой Отечественной. К тому же воюющий Новороссийск связывал его и с главой военного ведомства Андреем Гречко. Меньше говорят о роли знаменитого адмирала Николая Кузнецова в судьбе Горшкова. По утверждению некоторых, именно Николай Герасимович отвел от него большую беду, когда в ноябре 1938-го на Тихом океане потерпел катастрофу новейший эсминец «Решительный» - подсудное дело по тем временам. Капитан III ранга Горшков командовал эсминцем на переходе. И позже именно Кузнецов рекомендовал Горшкова на свой пост, когда в 1955-м по болезни вынужден был уйти в отставку.

Откровенным везением называют иные историки и то, что после гибели линкора «Новороссийск» в октябре 1955-го Сергей Горшков не оказался в числе наказанного адмиралитета. Менее чем за четыре месяца до трагедии он покинул пост командующего Черноморским флотом, передав его Владимиру Пархоменко, которого и сняли с должности.

Были ли у Горшкова серьезные конкуренты на пост главкома? Говорят об Арсении Головко, Александре Чабаненко, Виталии Фокине, Федоре Зозуле. Наиболее подходящими считали первых двух. Но Головко не отличался крепким здоровьем, а у Чабаненко не было столь богатого боевого опыта, как у Горшкова. Вдобавок к этому уже ушли по возрасту те, кто командовал флотами в Великую Отечественную: Владимир Трибуц, Филипп Октябрьский, Иван Юмашев, Лев Владимирский. Так что же: опять повезло? Вряд ли! Дело тут не в одном везении. Сергей Георгиевич и во время войны проявил себя, и после нее. Он был эрудированным человеком, знал военно-морское искусство, свободно владел военно-морской теорией, разбирался в истории флота. Все это он и употребил во благо флота в должности главкома.

Золотой век

В год, когда Горшков возглавил ВМФ Союза, он уже был вторым в мире по суммарному водоизмещению и числу боевых кораблей, однако оставался… прибрежным, Мировой океан был ему не по зубам. Политики тогда уверовали, что исход новой мировой определится тем, кто первым нанесет ядерный удар, и решающую роль отводили РВСН. Борьбу на суше, в воздухе и на море считали делом третьим, а флот якобы утратившим свое значение. Почти десять лет Горшков доказывал обратное. И доказал.

К концу его главкомовского срока советский флот стал одним из сильнейших в мире, и самое главное - океанским. Он насчитывал 83 стратегических атомных подводных ракетоносца второго поколения и 367 многоцелевых подводных лодок, из них 113 атомных и около 250 дизельных. Общее число надводных кораблей океанской и дальней морской зоны - 160 единиц, морские стратегические и силы общего назначения насчитывали более 100 эскадр и дивизий, общая численность моряков - 450 тысяч человек. Флот, не на словах демонстрируя державность, проводил крупнейшие в мире учения, и о реальных морских претензиях Советский Союз заявил весной 1970-го после маневров «Океан».

Известное изречение Горшкова «Чтобы выигрывать войны, надо знать закон победы» впервые прозвучало за три года до этого. Выходит, Сергей Георгиевич хорошо знал слагаемые этой самой победы. В состав флота ежегодно вводилось по 3-4 подлодки, и не так, как сегодня мы вводим «Юрия Долгорукого». Авианосному козырю вероятного противника адмирал Горшков противопоставил сначала отдельные ракетные корабли, а затем и целые их соединения. Затем, хотя и не сразу, не вдруг, этот самый авианосный козырь появился и у нас. Тридцать лет с той поры минуло, и что-то не очень преуспела здесь нынешняя Россия, хотя и мечтает иметь такой.

Горшковым было организовано непрерывное и скрытное управление флотом на всей акватории Мирового океана. Главный штаб ВМФ управлял подводными лодками в районах боевого патрулирования, осуществлял управление всеми морскими силами державы по всему свету. Теперь наша «держава» с гордостью отправляет единичные сторожевики на «потешные бои» с пиратами Сомали. Главкомом Горшковым были созданы морские десантные силы, по сути возрождена морская пехота, сохранена береговая артиллерия и создан новый род войск – береговые ракетно-артиллерийские. Новое развитие получили морская разведка и тыл ВМФ. Маневренное базирование флота в Мировом океане, его океано¬графические исследования – это все из эпохи главкома Горшкова.

В списке 100

Предложение стать помощником Горбачева главком Горшков вежливо отклонил. За год до своей кончины Сергей Георгиевич написал свою концепцию развития ВМФ. Как вспоминают, заключил при этом: «А все-таки нам это удалось! Наш флот стал таким, что теперь возврат к прежней морской политике невозможен. Впрочем, ее у нас и не было». Знал бы он, что произойдет с флотом и со всей его страной всего через три года!

Еще при жизни адмирал Сергей Горшков был включен в «Список 100 крупнейших политических и военных деятелей XX столетия». В мире он был самым популярным советским военачальником, его известность на Западе превосходила любого из первых лиц Минобороны Союза.

Американский адмирал Э. Замуолт: «Адмирал Горшков выступает как русский Мэхэн XX века, убежденный защитник морской мощи как жизненно важного и необходимого атрибута статуса великой державы…» Главкомом устрашающей эффективности назвал Сергея Георгиевича командующий 6-м флотом США Тернер Фредерик. Французский аналитик Ж. Ноли: «Адмирал Горшков с острым всевидящим взглядом принес такую мощь советскому Военно-морскому флоту, о которой цари в свое время только мечтали». Британский историк Г. Ли: «Если говорить, кто превратил Россию в сверхдержаву на море, то это адмирал Горшков. Он завещал России современный Военно-морской флот, имеющий только одного соперника – военно-морские силы США».

***

Никто не спорит – войны надо похоронить. Но пока что, к великому сожалению, мы видим, кто и как диктует порядки в мировом сообществе. Поэтому, оценивая дела главкома Сергея Горшкова, иные аналитики вспоминают… Карибский кризис. Мне это не кажется странным. В 50-х Никитой Хрущевым судьба советского флота ставилась под вопрос, авианосцы называли орудиями агрессии, крейсера – плавучими мишенями, офицеров массовым порядком увольняли в запас, корабли резали, хотя и не такими ударными темпами, как сейчас. Только известные события 1962-го отрезвили кремлевских пацифистов. Видимо, и сегодня разграбленная униженная Россия, самовлюбленно присвоив себе статус мировой державы, ждет нового «карибского кризиса».

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

Тел. 50-80-12



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Проект газеты «Корабельная сторона» и Центра судоремонта «Звездочка»   НТЦ «Звездочка» приглашает  |  Все начиналось с будки…  |  Фронт позвал  |  Путешествие в алмазную кладовую   |  Экологический контроль в сети  |  Впервые в мировой практике  |  Случайностей не бывает  |  «Гепард» идет в моря  |  Рундуки для индийских моряков   |  Таким, как Бренчукова!  |  Дипломы морских инженеров  |  Штокман. Надо меняться   |
Постскриптум   Балкер бронзового века  |  Голь на выдумки хитра   |  «Аврора» - крейсер № 1   |  Злая вода  |  Адмирал, который создавал   |
Из века в век   «Надо знать закон победы…»   |
Регион   Как здоровье, причал?  |  Спасти Севдормаш от собственников   |  У всех на устах  |  Главнее мойвы рыбы нет   |  Еще раз о сроках  |  Готов у «ДОРИС» бизнес-план  |  «Янтарь» вместе с нами  |  В несколько строк  |  Мороз крепчал. Лед тоже   |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2010
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com