По заявлению командующего ВМС Индии адмирала Сюреша Мехты, окончательная стоимость модернизируемого на Севмашпредприятии авианосца «Викрамадитья» будет согласована в течение ближайших дней. Об этом на прошлой неделе сообщило агентство IANS. После проведения правительством страны аудита переговорный процесс с российской стороной вышел на заключительный этап.
Каждая инспекция индийцев в Северодвинске отличается дотошностью. Фото Максима Воркункова
В НАЧАЛЕ ИЮНЯ этого года Индия предоставила Севмашу 102 млн долларов, в августе - 122 млн долларов. Итого, как подсчитано индийской стороной, с начала работ на верфь поступило почти 724 млн долларов. В июле, правда, ситуацию обострил доклад контрольно-ревизионного управления Индии, в котором прозвучало опасение, что стоимость модернизированного авианосца может на 60% превысить цену строительства нового корабля. ВМС Индии с таким утверждением не согласились. Последовал упомянутый аудит.
3 сентября президент РФ Дмитрий Медведев принял в Кремле президента Индии Пратибху Патил. Из комментариев СМИ следует, что главным итогом переговоров стало то, что «Москва и Дели, похоже, продвинулись в споре о модернизации авианосца». Никаких документов по итогам встречи президентов подписано не было, и новые соглашения, скорее всего, должны быть заключены в декабре во время визита в Москву премьера Индии Манмохана Сингха.
В тот же день глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов заявил, что «переговоры о покупке Индией российского авианосца еще не закончились», а начальник Генштаба РФ Николай Макаров подтвердил, что «...все принципиальные вопросы определены, в том числе по деньгам. Переговоры будут завершены к середине октября».
Однако, как выясняется, не все настроены так оптимистично. Газета «КоммерсантЪ», например, приводит слова анонимного собеседника, «близкого к переговорам»: «Согласованы не все вопросы, подписание документов в октябре не гарантировано. К декабрю должны успеть».
Неувязки по финансированию модернизации авианосца давно уже вышли на уровень международных отношений, причем в них Россия оказалась в роли оправдывающейся стороны. В начале июля президент РФ Дмитрий Медведев посетил Севмаш и высказал неудовольствие положением дел, мол, проект превратился, по сути, в единственную проблему российско-индийских отношений. «Надо считать, что это первый и очень трудный опыт, - сказал он. - Надо заканчивать его, сдавать корабль. В противном случае, это будет иметь тяжелые последствия». Тогда же Медведев раскритиковал российских участников проекта за то, что они взяли на себя ряд заведомо невыполнимых обязательств: «Зачем подписывали? В результате всем приходится оправдываться: вам - передо мной, мне - перед индийскими коллегами».
Некоторые эксперты объясняют прогресс на последних переговорах тем, что Индия оказалась загнанной в безвыходное положение. «Если Дели сейчас откажется от проекта, то останется без авианосца, и даже возврат Россией денег и уплата штрафов не компенсирует потерю времени», - заявил газете «КоммерсантЪ» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - Закупка нового авианосца обойдется Индии дороже».
Напомним, сегодня российская сторона берется поставить авианосец не позднее 2012 года. Сейчас готовность корабля составляет около 50%, и заводские испытания в Баренцевом море планируется начать в следующем году.
Олег АНДРЕЕВ Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!