Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Понедельник, 29 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 26 февраля 2009 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 26 февраля 2009 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Про уловы писано вилами по воде

Версия для печатиОтправить статью другу
Будем кушать рыбы в два раза больше. Возможно, этой рыбой будет мойва. Рыбу едят все. Кто больше, кто меньше. Рекомендуемая Академией медицинских наук России наша годовая норма потребления рыбы - 23,7 килограмма на одного едока. На заре «демократизации» среднедушевое потребление рыбы и рыбной продукции составляло 20,3 килограмма. С ельцинским «разгулом» рыба почти исчезла из рациона россиян: в 1995 году гражданин «новой» России съедал ее лишь 9 килограммов в год. К 2006 году рацион чуть возрос – 11.

О ТОМ, что эту цифру надо бы удвоить за пять-шесть лет, глава Росрыболовства Андрей Крайний заявлял еще в 2007 году, а теперь на эту цель замахнулась и правительственная комиссия под руководством вице-премьера Виктора Зубкова, добавив к планам: рыба должна добываться нашими, российскими промысловиками. Планам дали название - стратегия развития рыбохозяйственной отрасли до 2020 года и записали: Россия должна довести вылов биоресурсов океана до 6,5 млн тонн, а производство рыбной продукции увеличить до 5,2 млн тонн. В общем, каждый россиянин, включая младенцев и глубоких стариков, ежегодно будет потреблять в среднем 28 килограммов рыбы.

Нормально, то есть согласно потребительским нормам и планам накормить нас рыбой правительство намеревается в три этапа. Сначала (до 2012 года) оно хочет лишь создать условия и предпосылки для развития конкурентных преимуществ отечественного рыбохозяйственного комплекса. С 2013 по 2017 годы возьмется за широкомасштабную модернизацию и техническое перевооружение предприятий, а также внедрение высокотехнологичных производств. И лишь после этого, по мысли творцов вышеупомянутой стратегии, отрасль сможет выйти на лидирующие позиции среди ведущих мировых держав.

«К 2020 ГОДУ мы хотим не только накормить страну, – оптимистично заявляет глава Росрыболовства Андрей Крайний - Мы намерены агрессивно действовать на внешних рынках. Причем продавать будем не сырье, а готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью». В общем, поставлена задача - накормить миллионы человек во всем мире, а пока, правда, даже страну накормить не получается…

Ловить нам нечем. Промысловый флот изношен на 70%. При этом суда, отвечающие современным требованиям, можно пересчитать по пальцам. Да и масштабная модернизация флота, теперь уже понятно, начнется только после кризиса. Чтобы планы не стали в очередной раз красивой декларацией, Россия должна построить около 600 судов рыболовного флота, в том числе и для промысла не только в своей экономической зоне, но и в открытых районах Мирового океана – даже в Перу, Чили и Антарктиде. Как это было в Советском Союзе. В России же цифра 600 при развале отечественного судостроения многим видится мифической.

Заметим также, удвоение уловов за десять лет в истории государства российского происходило дважды – в 50-е годы и второй раз в

60-е. Но это было возможно лишь благодаря мощному государственному участию, когда весь Союз решал задачи создания флота, строительства его береговой инфраструктуры. Полная стоимость новой программы, одобренной правительственной комиссией, - около 450 млрд рублей. На амбициозные планы этих денег явно недостаточно, считают знатоки рыбного промысла, и поставить дело, как в Советском Союзе, по их мнению, не получится.

Стабильный Архангельск

На фоне нескончаемых экономических неудач частных российских рыбодобывающих компаний положение в АБТФ – государственном Архангельском траловом флоте (подчеркнем - единственном государственном морепромысловом предприятии) признается стабильной. Несмотря на экономические трудности, грядущей весной на базе именно АБТФ запланировано создать новую госкомпанию – «Росрыбфлот», которая, по уверению того же Андрея Крайнего, займется освоением биоресурсов Мирового океана. К слову, это ли не повод подумать о том, что в свое время, отказавшись от госпредприятий и засорив голову идеей частного бизнеса, который якобы спасет экономику, мы натворили очередные глупости?

Основная часть доходов архангельских рыбаков - добыча донных пород, в том числе трески и пикши. Продавая их на экспорт, АБТФ покрывала затраты на вылов пелагических пород, скажем, той же путассу, которую еще может купить большинство северян, живущих от зарплаты до зарплаты. Однако прошлой весной спрос на треску и пикшу в Европе резко упал, а к лету 2008-го снизился еще больше. Треска, например, которая в лучшие дни продавалась по 4,5 доллара за килограмм, сегодня упала до 1,7 доллара. Промысел в море стал убыточным. Тогда рыбу повезли в Россию. Но здесь другая беда - кризис неплатежей.

«Рыбак Севера» - многотиражная газета АБТФ - анализирует положение и предрекает опасности - в январе пойдет рыба в счет квоты следующего года. Объемы вырастут, но партнеры из Европы пока что просят отсрочки платежей на два-три месяца. В феврале на российском рынке появится мойва, она потребует складских мощностей, а склады забиты пикшей, которая не востребована торговлей. К тому же с осени прошлого года у АТБФ возникли проблемы с банками. Впрочем, из-за принятой кредитной политики в России страдают все сферы производства.

Тем не менее в АБТФ считают, что пока управление флота делает все, чтобы сохранить экономику предприятия. Экипажи работали с хорошими результатами, выбрали практически всю квоту, и сейчас ведутся ремонты судов, чтобы снова вывести их в море.

В АБТФ не скрывают проблемы с выплатой заработной платы. Директор предприятия Юрий Никулин призывает реально оценить происходящее вокруг и не вести дело снова к банкротству АБТФ. Чтобы помочь людям справиться с ростом цен, было решено не снижать премиальную часть выплат в четвертом квартале. Главное на сегодня - расчеты с экипажами, вернувшимися из морей.

Закрытый Мурманск

Другие проблемы у бывшей советской рыбной столицы – Мурманска. В прошлом году российское правительство приняло постановление, по которому с 1 января вся рыба, выловленная нашими траулерами в своей экономической зоне, должна доставляться на российский берег. Незамерзающий Кольский залив наиболее удобен для захода судов Северного бассейна, рыбакам после выхода постановления даже увеличили квоты на добычу, и поэтому раздавались голоса о том, что складывается ситуация, которая способна вернуть в Мурманск рыбу. Надо лишь изменить систему дотаций для рыбаков, иначе десятки траулеров обойдут Мурманск стороной. Причина - рыбакам придется заплатить около 20% таможенных пошлин и НДС от стоимости приобретенного или модернизированного за рубежом судна. Переделку и реконструкцию за границей прошло большинство судов, и всем им вход в родной порт, по сути, закрыт, ведь без таможенной очистки штрафы им выставят такие, что приведут к банкротству компаний. Вопрос о таможенной амнистии пообещал рассмотреть прошлым летом премьер-министр Виктор Зубков. Но воз и ныне там. Год начался, и современные и рентабельные траулеры, как и ожидалось, отправились на промысел в… зарубежной экономической зоне, чтобы доставлять улов в иностранные порты, а не в Мурманск.

Есть и другая проблема – мурманский порт не рассчитан на запланированный объем рыбы. За год он может переработать 200 тысяч тонн, а Москва «раскатала губы» аж на 600 тысяч.

Наконец, нами недовольна Европа. Она обеспокоена переносом таможенного оформления уловов России на ее границу. Так, министр рыбной промышленности Норвегии Хельга Педерсен сказала, что решение российской стороны нарушает принципы свободной торговли. К спорным вопросам, по ее мнению, добавился принятый Россией закон о доставке российской рыбы в наши порты. Для Норвегии, где все побережье живет за счет рыбопереработки, прекращение доставки российской рыбы - болезненный удар. «Паники пока нет, но эти ограничения представляются странными, – сказала министр. - Рыба должна доставляться туда, где существуют более выгодные для рыбака условия. Нельзя принимать меры, которые нарушают свободу торговли».

Народная мойва

К слову, в ближайший месяц нам сулят нашествие… мойвы, давно прозванной за свою непрезентабельность «народной рыбой». На двусторонней межправительственной комиссии Россия и Норвегия решили возобновить ее промысел после пятилетнего моратория, объявленного в связи с истощением стада мойвы. Правда, у норвежцев есть поговорка: «Кто ест мойву, тот не норвежец», и 200 тысяч тонн ее улова они намерены превратить в рыбную муку на корм семге, остатки продать в Россию. Поэтому цены на эту мелкую рыбешку у нас могут упасть так, что ловить ее будет бессмысленно.

Российская мойвенная квота впечатляет - 152 тысячи тонн, и поначалу многим казалось, мойвы хватит на всех. Чиновники пообещали - прилавки будут ломиться и от мороженой мойвы, и от охлажденной. Называлась и цена – 16-18 рублей за килограмм. Руководство мурманского рыбокомбината тоже обещало - охлажденка будет поступать в порт ежедневно начиная с 15 января...

Увы! Выяснилось, Мурманск и другие города Заполярья мойвенного изобилия пока не дождались, а Мурманск вообще оказался… не готов к приему большого количества этой дешевой рыбы. Лишь однажды с начала промысла 429 тонн мойвы привезли норвежцы. Охлажденная мойва появлялась в «ветеранских» магазинах по цене 17 рублей 50 копеек и была «сметена» мгновенно. Некоторые магазины продавали ее по 24-26 рублей – тот же эффект! А дорогой мойвы (по 45-50 рублей) на городских рынках и сейчас достаточно. Были случаи, когда коммерсанты закупали мороженую мойву, размораживали ее и продавали… как охлажденную.

Перекупщики вправе самостоятельно устанавливать цены - таков закон рыночной экономики. Пока объемы охлажденной мойвы будут малы, она будет достаточно дорогой - спрос на нее очень велик. Доставить охлажденную мойву в порт – тоже проблема. Для этого нет специализированных судов. Вернее, есть только одно, но из-за большой осадки оно не может разгружаться на причалах рыбокомбината. Теперь мурманчане решают: не размещать ли мойву на палубах морозильных траулеров по пути в порт или доставлять ее на берег небольшими судами для прибрежного лова.

С мороженой мойвой дело проще, и чиновники по-прежнему обещают ее поток на Мурманск – начался пик путины. Сегодня магазины закупают мороженую мойву по цене 22-23 рубля за килограмм и продают с наценкой около 20 процентов или выше.

Статистики уже отметили: за 100 лет наблюдений выявлено - в периоды кризисов добыча и потребление рыбы в мире возрастают: наверное, народ массово переходит с мяса на рыбу. Сейчас как раз кризис, и, говорят, у России есть реальные предпосылки для роста уловов. Во-первых, увеличены квоты на лов в Баренцевом море, во-вторых, ожидается небывалый подход лосося на Дальнем Востоке. Глава Росрыболовства Андрей Крайний уверен: флот переориентируется на вылов недорогих сортов, которые пользуются спросом у российских покупателей: «У нас в стране нет кризиса перепроизводства, а значит, есть возможность продать свой товар на внутреннем рынке. Если килограмм мойвы будет стоить 40-45 рублей на прилавке, а килограмм мяса - 200-250 рублей, нашу рыбу будут покупать…» Однако тут же и признался - в течение года цена на рыбу будет понемногу расти из-за инфляции. Знаем мы это «понемногу»!

Пока 50% нашего рыбного рынка приходится на импорт, а в 2008 году общий улов рыбы в России уменьшился на 90 тысяч тонн. Это также признал глава Росрыболовства. Снижение Андрей Крайний объяснил значительным ростом цены на топливо летом. Поэтому 30% нашего флота стало у берега. Когда же цены снизились, наверстать упущенное не удалось. В общем, снова по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…» Не получилось бы так и с новым громадьем рыбных планов!

Читал ценники на рыбу и комментарии специалистов заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Откуда «внук» у Амундсена  |  В Комсомольске сменилось руководство  |  Медали не «клевали»  |  Злая вода  |  Тусклая «Звезда Ломоносова»  |  Подводный щит России  |
Регион   Огнеборец – профессия отважных  |  А денежки врозь  |  На восток «Кометы» не пойдут  |  У всех на устах  |  Посвящение адмиралу  |  В несколько строк  |  На случай беды  |  В союзе с «Samsung»  |  Про уловы писано вилами по воде  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2009
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com