К 65-летию нынешнего «Корабела» - корпоративного издания Севмаша
Собираясь написать статью к юбилею «Корабела», я мысленно представил 65 газетных подшивок, занимающих длинную полку.65 СОЛИДНЫХ томов. К 30 из них я имею самое непосредственное отношение. Столько лет довелось редактировать газету, жить вместе с нею, быть частицей прославленного предприятия, которое ныне зовется Севмаш. Но вместо статьи о разных серьезных проблемах решил избрать другую форму изложения, рассказав читателю о полусерьезных и курьезных эпизодах редакционной жизни.Что в имени твоем?Все газеты того времени в нашем городе просматривались цензором – работником организации, именуемой обллит. Требования к заводским газетам были особенно строги. Многое же из того, что тогда запрещалось, ныне выглядит странным и курьезным.Посетителям редакции постоянно приходилось объяснять, почему из их заметки придется вычеркнуть, например, названия городов Северодвинск и Архангельск. Не разрешалось упоминать не только название предприятия, но и косвенно показать его дислокацию. А это значило, что ну никак нельзя было допустить проникновения в газету местных географических терминов. Вот и приходилось прибегать к нелепым шифрованным фразам типа «Слет туристов состоится на ближней речке» (читай: на Кудьме) или «на дальней» (то есть на Солзе). Помню, что довольно сильное внушение получил от начальника обллита за то, что в газете промелькнуло название села Копачёво.Однажды цензор потребовал убрать с газетной полосы снимок, на котором он разглядел белую бескозырку военного моряка, сидевшего на трибуне стадиона. Пришлось переверстывать полосу, задержав на некоторое время выпуск номера. А на второй день, узнав об этом, в редакцию прибежал взволнованный автор снимка Юрий Лавров. И выяснилось, что человек, выглядевший матросом, при внимательном рассмотрении оригинала оказался женщиной в белой панамке. Сейчас это кажется смешным. Тогда же нам было не до смеха. По-доброму завидую своим преемникам. Им уже можно назвать корабль кораблем, а не заказом, море – морем, а не «ближайшим водоемом»…И откуда он взял факты?..«Трибуна рабочего» имела много внештатных авторов, именуемых тогда рабкорами. В числе их был и Анатолий Богданчиков.На страницах заводской газеты постоянно печатались его рассказы, очерки. Но еще большей популярностью пользовались написанные им фельетоны и юморески. Время от времени произведения нашего сатирика появлялись и в областной прессе, и даже в центральной. Как-то раз юмореску Анатолия Ивановича напечатал «Крокодил», весьма уважаемый и почитаемый в те времена всесоюзный журнал. Все в ней было в соответствии с жанром вымышленным: и проделки злоумышленников, и действующие лица. Все, кроме фамилии автора с пометкой «Северодвинск». Порадовались мы, конечно, за своего товарища, отметили его творческий рост.А через несколько дней в руководящих кругах области начался легкий переполох. Пришлось и мне отвечать на вопросы: кто такой Богданчиков и откуда он взял факты, неизвестные даже прокуратуре. Все, конечно, выяснилось очень быстро. Оказалось, что один из секретарей обкома партии прочитал тот самый «Крокодил», находясь на отдыхе в Сочи. И, не обратив внимания на рубрику, сразу же позвонил своим подчиненным, распорядившись немедленно разобраться, кто допустил такое безобразие в организациях Северодвинска.Еще один медведь Пуссе!Был еще один очень примечательный рабкор – Николай Поздеев. Его материалы отличались не только интересными фактами. То, что приносил в редакцию этот автор, блистало и культурой оформления.Заметка, написанная четким, каллиграфическим почерком, без единой грамматической ошибки, не требовала ни правки, ни перепечатки на пишущей машинке. Сразу же сдавалась в набор. И еще у Николая Алексеевича было пристрастие к эпиграммам, дружеским шаржам, емким четверостишиям. Что-то попадало в печать, а что-то сохранила память его современников.В 70-х годах, например, в заводской газете неоднократно печатались путевые очерки известного исследователя Беломорья Марка Васильевича Пуссе, занимавшегося к тому же охотничьим туризмом. И вот однажды Поздеев, увидев на редакционных столах оттиски полос готовящегося к печати номера, не замедлил выразить свой восторг репликой: «А на третьей полосе еще один медведь Пуссе!» Героем его эпиграмм была и будущий редактор газеты Раиса Элимелах: «Из-за вас, Элимелах, растерял я всех милах!» Или: «Посмотрел в окно – и ах! Идет сама Элимелах!»Николай Алексеевич оставил богатое журналистское наследие и добрую память в коллективе редакции.
Александр БУРЛОВ, редактор «Трибуны рабочего» в 1961-1991 годах
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!