Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 26 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 4 июня 2008 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 4 июня 2008 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

На первой позиции дым коромыслом

Версия для печатиОтправить статью другу
Мотивы и перспективы инспекторской проверки на главном заказе Севмаша

Всю прошлую неделю на главной северодвинской верфи работали индийские специалисты из группы, которую возглавлял начальник управления производства и закупок кораблей Объединенного штаба ВМС Индии вице-адмирал Дилип Дешпанде. Представители заказчика из Индии на Севмаше не редкость, инспекции проводились и раньше. Однако на сей раз и высокий ранг г-на Дешпанде, и, самое главное, известные события последних месяцев вокруг модернизации бывшего российского авианосца «Адмирал Горшков» говорили о том, что визит далеко не рядовой. В минувший понедельник

г-н Дешпанде уехал, и группа завершала работу без него.

CВОЕОБРАЗНОЙ увертюрой к визиту инспекции прозвучало обращение по дипломатическим каналам Индии к России с просьбой внести авансовый платеж на счет Севмашпредприятия в размере 250 млн долларов. Платеж целевой – для продолжения работ по модернизации авианосца. Оттого становится ясным мотив проверки: в Индии умеют считать деньги и хотят убедиться, что они не будут потрачены впустую. Забегая вперед, скажу - корабль индийцы осматривали придирчиво. Это мое личное впечатление, и оно лишь подтверждает образное выражение генерального директора Севмаша Николая Калистратова, прозвучавшее на пресс-конференции в минувший понедельник: «Индийцы лишнюю трубу не пропустят».

Переломить ситуацию

Многим хорошо помнится, как тяжело достался Севмашу этот заказ – 1143, а тому, в каком состоянии он ему достался, я был прямым свидетелем. В августе 1999-го, когда «Адмирал Горшков» прибыл к Никольскому бую, мы с Валентином Капустиным самыми первыми из журналистов высадились на его борт. Наше везение, а за него нужно благодарить адмирала Николая Пахомова, заключалось в том, что остальные встречающие, включая заводское руководство, прибыли на корабль двумя часами позже и нам выпала возможность «осмотреться». Тогда увиденное в помещениях, особенно в низах корабля, шокировало. Военморы привели в Северодвинск авианосец в той степени разорения и запущенности, какие присущи постояльцам корабельных кладбищ, а не кораблям боеспособного флота. Сегодня бывший «Адмирал Горшков» по-прежнему остается проблемным заказом, хотя уже от других корней.

Николай Калистратов возглавил Севмаш далеко не в лучшее для верфи время. У излома были причины как объективные, так и не очень, в том числе и непомерные амбиции, неумение и нежелание работать в новых реалиях, как итог – серьезный кризис управленческого толка. Поводов для пессимизма хватало на всех, и сегодня ясно, что тревожный расклад событий нужно ломать.

И вот дело с модернизацией «Горшкова» как будто бы сдвинулось с той точки, которую обычно принято, но не хочется называть мертвой. Авансовый платеж в 250 млн долларов, конкретно Севмашпредприятию, с конкретной целью – на модернизацию авианосца, – это все же повод почувствовать поворот к лучшему. Так вот, директор Калистратов сегодня настойчиво стремится, чтобы этот проблеск надежды придал силы всем, кто трудится на заказ 1143. И это, признаться, стало для меня одним из главных впечатлений дня.

Не только числом

С Николаем Яковлевичем мы нацелились на маршрут индийских инспекторов. Их группа уже ушла вперед, а мы неспешно ее догоняли. Останавливались, скажем так, у приметных мест, смотрели, спрашивали, слушали. При этом директор порой сам пояснял или комментировал мне увиденное и, к слову, не упускал возможности расспросить людей, например, о зарплате, которую они получают, работая здесь, на главном заказе верфи. Вопрос этот, между прочим, у Николая Яковлевича стоит в ряду ключевых. Таким был ход и порядок нашего следования.

Еще несколько впечатлений. Чтобы попасть на корабль, нужно подняться по строительным лесам, которыми он сплошь заставлен. Леса у нас известно какие – из досок, коих рубанок не касался. Так вот, неструганые перила лестниц, и здесь без гиперболы, отполированы ладонями. Численность работающих на заказе постоянно растет. Сегодня это 1500 человек, хотя, как признал Николай Яковлевич, нужно бы еще 200 рабочих, и тут же поправился – квалифицированных рабочих. Сравнивать сложность работ на авианосце и на подлодках, которые строил Севмаш, – это из разряда беспредметных сопоставлений, но поправка важная – одним числом, здесь перефразируем известную фразу, на таких заказах, как «Горшков», не воюют.

Позволю себе лишь эмоциональное сравнение. Трудовую биографию я начинал в цехе № 1 «Эры», на заказах 667-го проекта. Серию «аз» уже сменяли «буки», и дым тогда, как говорится, стоял коромыслом. На прошлой неделе внутренние помещения «Горшкова» заставили меня спустя много лет вспомнить отсеки подлодки, перед тем как ее переместить на вторую позицию – под затяжку кабеля и монтаж трубопроводов и оборудования. Сегодня авианосец – это то же обилие временно пустующих пространств, люков и трапов, фундаментов и подвесок, вырезов и сальниковых коробок, переборок и подволоков, испещренных цифирью и аббревиатурой разметки, это кабели временного освещения, гофрированные шланги вытяжной вентиляции, упреждающие аншлаги, кстати, на русском и английском, и, наконец, атмосфера, замешанная на перекаленном металле, сурике, красках и еще бог весть на чем. Ну и тот же образ - дым коромыслом.

Паровые котлы и турбина, турбозубчатый агрегат и дизели – все это еще предстоит смонтировать на мощных фундаментах, а за ними – несметное количество прочего корабельного оборудования и аппаратуры.

После блужданий в коридорах и помещениях – подъем на взлетную палубу. Палуба уже лишилась защитного покрытия, а в носовой части вообще утратила свою изначальную форму – здесь теперь «русский трамплин», впервые внедренный и опробованный на «Адмирале Кузнецове»...

Кораблю уже вернули гребные винты, при нас монтажники колдовали над баллером руля - могучая конструкция, а работа с ней, между тем, тонкая. В районе винто-рулевой группы появился временный понтон. Ниже ватерлинии обращают внимание заваренные технологические вырезы, ведутся работы с забортной арматурой. Кстати, в днищевой части корпуса, так мне пояснили, обошлось без масштабной замены обшивки: металл оказался удивительно прочным и многолетней агрессии воды не поддался. Такой бы запас прочности да нашей экономике!

Зримая перспектива

На сегодня главную задачу можно сформулировать так – как можно скорее дать авианосцу вновь ощутить объятия морской воды. Дальше – достройка на плаву, швартовые и ходовые испытания, многомесячные госы в море Баренца и в 2012 году сдача индийским ВМС. Таковы планы.

Чем важен для нас, северодвинцев, бывший «Адмирал Горшков» - нынешний «Викрамадитья»? Деньги, которые мы можем получить от Индии, – это ближайшее. Есть более отдаленная, но вполне зримая перспектива – самим строить авианосцы. Об этом Николай Яковлевич тоже говорил и, как помнится, не однажды. Как и о том, что авианосцы для нас – во многом принципиально новые корабли, но нынешняя модернизация «Горшкова» уже позволяет аккумулировать коллективу Севмаша определенный опыт. А еще о том, что авианосцы, которые, как известно, одним годом не строятся, могут обеспечить стабильную загрузку наших верфей на много лет вперед.

Настрой или даже нацеленность Николая Яковлевича на авианосные корабли нельзя не приветствовать. Правда, в одном наши мнения все-таки разошлись. Он вел речь о 2-3 новых авианосцах, я же, как минимум, о необходимости иметь пять подобных «Горшкову» кораблей – два для Севера, два для Тихого океана, и еще один – для Средиземки, чтобы российские моряки не занимались краткосрочной показухой под названием «демонстрация флага», а постоянно имели реальную мощь в океане. Хотя оговорюсь, верно, Николай Яковлевич исходил из реалий того, что идея русских авианосцев не всем нравится, даже в самой России.

Слышали звон, а откуда он?

К сожалению, обстановку и вокруг модернизации «Горшкова», и в целом вокруг Севмаша время от времени «подогревают» СМИ. Известно, что журналиста, как и волка, кормят ноги, а потому вытащить сенсационную новость на полосу считается удачей. И все же скакать вприпрыжку за «жареным» больше пристало репортерам бульварной прессы – такая у них работа. Когда же речь идет о сложном исключительно во всех отношениях кораблестроительном заказе, да еще и оговоренном в межправительственном соглашении, подскоки на поверхности факта – верный признак непрофессионализма. Несолидно, не вникнув, откуда информация и что может быть скрыто за ней, лепить аршинные заголовки.

Давно ли нас ошарашивали «новостью» - американский «Kitty Hawk» заменит индийцам нашего «Горшкова»?! Вот и на прошлой неделе мы снова читали а-ля сенсации: «Адмирала Горшкова» хотят загрузить американскими истребителями», «На русский крейсер хотят посадить самолеты США» и так далее… О том, что палубник F-18 «Супер Хорнет» тяжелее и крупнее нашего «МиГа», уступает ему по ряду характеристик, что при трамплинном взлете резко возрастают нагрузки на фюзеляж и шасси, а F-18 на них не рассчитан, что для старта с «Горшкова» потребуется радикально менять компоновку и самолета, и авианосца, что систему ближней навигации тоже придется менять, - об этом не пишут. Но ведь кто-то завел тему и вынес ее в заголовки. Зачем? Впечатление такое, будто не только главный на сегодня заказ Севмаша, но и сама крупнейшая верфь стали предметами азартной игры с большими денежными и политическими ставками. У этой игры, очевидно, есть режиссер, хотя и предпочитающий руководить ею из-за кулис. Впрочем, не исключено, что таких «режиссеров» даже несколько.

В этом месяце в России ждут индийских пилотов - чтобы учить их летать на палубных «МиГах». Первые четыре самолета намерены передать Индии через 2-3 месяца. Американский авианосец «Kitty Hawk», которому не так давно столичная пресса прочила место в составе индийских ВМС, так сказать, взамен «Горшкова», на прошлой неделе, а еще точнее - 28 мая отправился из японского порта Йокосука в США. Это последний поход старого корабля. На смену ему придет атомный авианосец «George Washington». Отставку «Kitty Hawk» американцы запланировали еще в прошлом году, и не только они о ней знали. Но ведь кому-то напоследок нужно было «вклинить» этот корабль между Индией и Россией, причем не раньше и не позже, а именно в трудный момент для их военно-технического сотрудничества.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Силен «Микула», но подчинился  |  Поморы есть и в Болгарии  |  Заработали… уголовную статью  |  И «Ленин» такой молодой  |  Обошлось без криминала  |
Наше дело   На первой позиции дым коромыслом  |
Регион   Возвращение Александровска  |  «Газпром» уйдет в подплав  |  Замминистра обороны в Северодвинске  |  Моряки на Иссык-Куле  |  Переход с плотов на баржи  |  Снова дали Иванова  |  «Санкт-Петербург» сошел на воду  |  MOSS – на воду!  |  Смена структуры и аббревиатуры  |  Дверь в 12 тонн  |  На порт повесили замок  |  В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июнь 2008
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com