Его спектакль начался в конце прошлого века и продолжается сегодня
Прошлым летом атомный ледокол «Россия» и дизель-электроход «Академик Федоров» доставили на Северный полюс экспедицию, чтобы в присутствии множества журналистов с помощью глубоководных батискафов «водрузить» на дне российский флаг.ФЛАГ с риском для жизни акванавты «водрузили», журналисты свое дело сделали, объявив миру: Россия «застолбила» свой участок на арктическом шельфе. Ну, и «награды нашли героев»…Последние пятнадцать лет символические попытки нашей страны вернуть себе державный статус мы наблюдали не раз. Теперь вот претензия заявлена на Северном полюсе: дескать, сходящиеся здесь подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением или даже частью нашей Сибири, выходит, и перспективные запасы углеводородов, потаенные под толщей льдов, воды и дна, тоже наши…Однако в желании прибрать подводные территории Ледовитого океана мы не первые. Претензии есть и у других стран арктического сообщества, и возникли они не в одночасье. О том, чтобы присовокупить приполюсной шельф, Дания, например, заговорила еще два года назад, даже было ее официальное заявление по дипломатическим каналам. Датчане владеют Гренландией и вовсе не прочь, чтобы шельф самого большого в мире острова, к тому же в направлении к полюсу, тоже считался их экономической вотчиной. И Канада с ее огромными арктическими пространствами озадачилась той же проблемой не вчера. Норвегия занялась разведкой нефти и газа в пограничных с нами районах Баренцева моря еще в прошлом веке. А еще Швеция, Исландия, США… В стороне от ресурсов арктических морей они не намерены стоять.Мы любим повторять слова Михайла Ломоносова о том, что могущество России Сибирью (читай – Арктикой) прирастать будет, но почему-то забываем о том, что само собой могущество, конечно же, не прирастает. Чтобы «приросло», нужно и потрудится, а неровен час, и уметь за себя постоять. По силам ли современной России эти задачи?
Иран впереди насПонятно, что одними ледоколами запасы углеводородов Арктики не освоишь, нужны буровые и добывающие платформы, нужен специализированный флот ледового класса – транспортный, научный, вспомогательный, аварийно-спасательный. Его у нас нет, и его не построить за год-два, даже за пять. А каков у российского Судостроя потенциал?В мировом кораблестроении постоянно изучают рейтинг сразу несколько организаций, и в частности «Clarkson Research Servis». По данным, которые опубликованы в издании «Fairplay», безусловными лидерами последних 10 лет являются Южная Корея, Япония и Китай, которые и владеют львиной долей мирового строящегося тоннажа, превосходя всех по количеству судов. Россия, в 2005-м почивавшая на 14-м месте, вывела тогда в море всего 33 (!) судна общим тоннажем 174747 тонн. По этому показателю впереди нас оказались даже… Филиппины и Румыния – страны, как принято считать, с проблемной экономикой. Не изменилось положение и в прошлом году. Лидеры те же, а Россию обошли уже Вьетнам и Иран. Таковы реалии.Тихо едем. Будем ли дальше?Что изменилось в 2007-м? Весной был большой шум. 22 марта президент Владимир Путин подписал указ о создании ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Она, по задумке организаторов, должна сконцентрировать все производственные активы российского судостроя и создать новейший флот, военный и гражданский. У этой затеи есть сторонники, но немало и сомневающихся, есть и те, кто называет ОСК околонаучной фантастикой. И не случайно.По поводу производственной структуры корпорации до сих пор идут споры. В ноябре с грехом пополам определились с руководящими кадрами. Дело идет настолько туго, что вице-премьер Сергей Иванов вынужден был несколько раз «подгонять» ОСК, напрямую жалуясь президенту. С финансированием тоже неясно, кроме общей суммы, которую предстоит освоить, – 140 млрд рублей. Специалисты заявляют: этого явно недостаточно.Эксперты отмечают, судостроительная отрасль пока не очень привлекательна для частных инвесторов. Еще бы! Ведь основные фонды отечественной судостроительной промышленности изношены на 75 процентов! При всем при этом государство, как явствует из деклараций, вкладывать деньги в модернизацию верфей не намерено. По мнению чиновников, задачу «нужно решать посредством государственно-частного партнерства». Но, оказывается, конкретный механизм такого партнерства до сих пор не определен.О буровых и добывающих платформах. В ноябре правительство заявило о планах построить их к 2016 году числом 30-35. Реально ли? И достаточно ли? В Советском Союзе подобные сооружения строили в Выборге и в Астрахани. Эти верфи специально переоборудовали, под них создали мощную сеть поставщиков, обучили кадры. Заводы не имели проблем с финансированием, им помогали все органы власти. При этом цикл создания серийной платформы в Выборге составлял около 3 лет, за 15 лет удалось построить около 15 различных буровых платформ, в Астрахани еще меньше.Теперь предстоит начинать с ноля. Проектант сооружений - севастопольское ЦКБ «Коралл» - ныне в другом государстве. Не то что системы, вообще многих предприятий-производителей специального оборудования нет. Кадров тоже. Наконец, Выборгский и Астраханский заводы уже частные, к ОСК отношения не имеют. Выходит, грандиозные, сложнейшие платформы предстоит сооружать на каких-то новых мощностях, без системы поставок, с неподготовленными кадрами? А тут еще в правительственной комиссии по созданию ОСК сообщили, что ситуация осложняется «отсутствием стратегии развития добычи на шельфе», поскольку «Газпром» и «Роснефть», оказывается, вообще не определились с объемом своих заказов корабелам. Дальше - больше: оказывается, строительство вообще начнется только на вновь построенных верфях, так как действующие мощности ограничены водоизмещением до 70 тыс. тонн…Иными словами, что строить - не ясно, где строить – не понятно, кем строить – тем паче. Если сегодня нет даже видения проблемы, как же ее решить к 2016 году?Его Величество нефтедолларТеперь о русских ледоколах, без которых в Арктике нечего делать. Прогноз специалистов таков – к 2015 году из 12 ледоколов, действующих на Севморпути, свой ресурс выработают 11. Новых линейных ледоколов у России нет даже в проектах, более того, вопрос их создания даже не обсуждается. Какая уж тут перспектива?!Серию новых дизель-электрических ледоколов типа «Москва» сейчас строят питерские корабелы. Однако они вовсе не для работы в Арктике, их статус - портовые, то есть они создаются специально для Финского залива, чтобы зимой не прекращался вывоз русской нефти через Балтику.К слову, если угодно, еще один питерский символ - в минувшем ноябре озвучено решение о передаче Петербургской нефтяной бирже здания Центрального Музея Военно-морского флота. Нет, не биржа труда переедет в залы исторического сооружения на Невской Стрелке, не фондовая биржа, а – нефтяная! Значит, нефтедоллар дороже Флота?Нет даже верыА если России не удастся узаконить свои новые арктические претензии? Не дай Бог, с дипломатических полей споры переместятся на акватории. Отстоять силой свои интересы мы не сможем. Давно пора честно признать, Северный флот утратил способность реально контролировать русскую Арктику. Как он защищает наши суда в спорных районах промысла, продемонстрировал инцидент с траулером «Электрон». Впрочем, и задачи у флота изначально другие – стратегические. Атомную лодку не пошлешь на задержание браконьеров, а ракетный крейсер не отрядишь для патрулирования в районе шельфа. Кораблей же, способных выполнять сторожевые задачи в высоких широтах, у России фактически нет, и в ближайшем будущем появление таковых не предвидится.В Канаде, кстати, в сентябре 2007 года правительство обсуждало конкретный вопрос - о модернизации подлодок «Victoria» - специально для операций в водах Арктики. Это дополнительно к тому, что канадцы уже выделили 7,12 млрд долларов на строительство арктических патрульных кораблей.В минувшем ноябре несколько независимых интернет-сайтов задали россиянам вопрос о перспективах нашего ВМФ. Выяснилось, большинство из них улучшение в обозримом будущем считают маловероятным. Порталу «Северный флот не подведет!» (его посетители - люди, непосредственно связанные с флотом), подобным образом ответили 46,6% респондентов. Получается, и веры у людей нет.Кого кормит СтабфондБьют ли на русском флоте тревогу? Били и бьют все последние пятнадцать лет. И военные моряки, и гражданские. Но всякий раз слышат от правительства один и тот же ответ – «нет денег»…Вот ведь истинный театр русского абсурда! Фантастические суммы Стабилизационного фонда России, разбухшего от продажи нефти и газа, сегодня инвестированы в экономику… США. Не исключено, что на них американцы ведут войну в Ираке и Афганистане, а в недалеком будущем, тоже ведь не исключено, на русские деньги построят себе платформы, ледоколы, танкеры и боевые корабли – чтобы противостоять морским претензиям России, у которой на собственное судостроение «нет денег»…Российский флаг на дне Северного полюса… Это символично, красиво, даже эффектно! Но вовсе не этого ждала и ждет от своих руководителей растерзанная бывшая морская держава Россия, когда ее флот и кораблестроительная отрасль опустились на дно.
Олег ХИМАНЫЧ
К слову30 января 2008 года начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Владимир Шаманов заявил о том, что в прошлом, 2007 году количество выходов российских атомных подлодок в море снизилось на 20 процентов. Причиной, по словам генерала, является «техническое состояние кораблей, хотя они – главная ударная сила флота. Это не позволяет в полном объеме реализовать те возможности по несению боевой службы. В настоящее время средний возраст кораблей ВМФ составляет 20 и более лет».В том же январе 2008 года во время посещения первым вице-премьером Дмитрием Медведевым Мурманска рыбаки траулера «Капитан Моргун» пожаловались ему на отсутствие поддержки российского ВМФ и других морских сил в спорных районах рыболовства с Норвегией. Мурманчане посетовали на то, что норвежские сторожевые корабли постоянно присутствуют в море и «давят на российских рыбаков», в то время как нашего флота там нет.Тогда же выяснилась аналогичная ситуация и с российскими морскими пограничниками. В 2005 году из-за опасений, что их «сторожевой корабль не выдержит шторма» (!) пограничники не взяли под свою защиту траулер «Электрон», преследуемый норвежцами. Этот позорный факт выясняется через три года. Как и то, что у нынешней рыбоохраны России вообще нет судов, пригодных для действий в море!Так в реальности выглядит сегодня «возрождение Российского флота», начатое «прорабом перестройки» г-ном Ельциным более пятнадцати лет тому назад.
Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!