Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Вторник, 30 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 20 ноября 2007 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 20 ноября 2007 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Кронштадтский излом

Версия для печатиОтправить статью другу
Старейший Морской завод как пример перестроечных авантюр

В будущем году кронштадтскому Морскому заводу исполнится 150 лет. Это одно из старейших предприятий отрасли. Однако поводом для моей командировки сюда стал не только профессиональный интерес историка. Сегодня, когда созданием холдингов, объединенной судостроительной корпорации (ОСК) страна мучительно ищет выход из кризиса, побывать в Кронштадте вовсе нелишне, ведь в ситуации с местным заводом, будто в зеркале, отразились и пагубность ельцинской безответственности, и последствия гайдаровской авантюры для всей кораблестроительной отрасли России.

О САМОМ Кронштадте 2007 года. Ныне это уже бывшая столица Балтийского флота. Самобытный город-цитадель долгие годы по известным причинам жил за ведомственным шлагбаумом. После того как истерзанный реформами флот ушел в Балтийск, в гаванях Кронштадта осталось несколько сторожевиков и базовых минных тральщиков. В черте города уцелели также некоторые морские части и ведомства второстепенного значения, в их числе - мореходная школа специалистов вспомогательного флота ВМС. Она, кстати, может служить показателем бытия. В пору Союза здесь ежегодно получали профессии 600 человек. В этом году был план - 230 учащихся. С грехом пополам набрали 90. Кстати, местный кадетский корпус, как поговаривают, в силу разных обстоятельств может вообще закрыться. Так что перспектив у оплота русской Балтики, похоже, нет.

На военных моряков Кронштадта в ЖКХ и в так называемой социалке трудилось практически все гражданское население города. Впоследствии кто-то был вынужден уехать, но большинство осталось, всего - 37 тысяч. Ежедневно на работу в Санкт-Петербург выезжает около 5 тысяч человек, а приезжают сюда с той же целью - порядка 500-700. В эпицентре проблем Кронштадта - Морской завод. Он и раньше-то не был на вторых ролях, теперь же от ушедшего флота ему достался статус градообразующего.

Глядя на «Ферсмана»

Долгое время этот завод представлялся мне со стороны, точнее - с борта парома, идущего на Ораниенбаум. Паром ложился на выходные створы Купеческой гавани, и пока вахта неспешно целила на фарватер, с верхней палубы хорошо просматривались и строения, и акватория предприятия. В этой панораме сразу выделялись старые приземистые цехи из буро-кровавого кирпича, своеобычные конструкции сухих доков и прочих объектов дореволюционной промышленной архитектуры. И, конечно, удивляли корабли, годами прикованные к причалам. А на рейдовой бочке покорно и обреченно стоял «Геолог Ферсман» - крупное судно, на какие невольно обращаешь внимание. К тому же был он окрашен в белый цвет - как лайнер. В Кронштадте я появлялся ежегодно. «Ферсман» все так же маячил на рейде, немало удивляя меня незыблемой точкой своей стоянки. Естественным образом судно из года в год становилось все более неухоженным, и, в конце концов, прожорливая ржавчина превратила его в страшилище, от вида которого строгого боцмана хватил бы инфаркт. Так вот, «Ферсмана» я воспринимал как некое олицетворение обстановки на заводе, и, как выяснилось недавно, образ этот оказался достаточно точным - дела на Морском и в самом деле шли хуже некуда.

Парадоксальный пат

В советское время, как и северодвинские верфи, Кронштадтский жил государственным оборонным заказом: принимал на ремонт практически все виды кораблей - от крейсеров и БПК до вспомогательной мелочи; подлодки - те ждали очереди борт к борту, несколько десятков. Ледоколы и суда торгового флота являлись постоянным довеском в заводском портфеле заказов. Была мастеровая слава, были трудовые династии…

Шоковую терапию г-на Гайдара пережили далеко не все. Авантюра с постулатом: рынок сам все расставит по местам привела к экономической и социальной катастрофе. Но если в лихие 90-е Северо-двинск сумел-таки перебиться кое-какими заказами гражданского назначения и даже найти свою нишу в нефтегазовом направлении, то с Кронштадтом такой вариант не прошел. К тому же за спиной наших верфей все время стояло государство, а перед кронштадтцами ставили вопрос о смене собственника. Собственник, на которого уповали гайдаровские кабинетные фантазеры, пришел, но занялся, разумеется, не производством, а распродажей основных фондов. Излагать перипетии его жульнической многоходовой комбинации нет смысла. Итоговую ситуацию иначе как патовой и парадоксальной не назвать: трудовой коллектив теперь числится в составе некоего ОАО, а все имущество осталось у предприятия. Так, по крайней мере, решил суд, точнее - целая серия судебных процессов.

Сейчас завод перебивается случайной работой, долговременной перспективы нет. Видов на оборонный заказ также не имеется - на Балтике военные, как и у нас, гадают, нужен флот России или нет? Если в лучшие годы численность коллектива достигала 9 тысяч, ныне едва ли составит тысячу. Средняя зарплата - 10-11 тысяч рублей. В те времена, когда думали не о дележке, а о флоте государства, рабочие кадры Морскому заводу поставляло профильное ПТУ. Теперь профтеха нет - тоже знакомая северодвинцам ситуация. Зато есть конфликт на выживание, в смысле - кто кого с территории выживет. Поэтому мало сказать, что на предприятии непростая ситуация, она трагична - для нескольких поколений местных корабелов.

Пролетарский стержень

Кронштадтскому Морскому заводу впору придать статус государственного исторического памятника - из-за наличия здесь промышленных строений и объектов XIX века. Док Митрофанова, Док Трех эсминцев, здание заводского управления… Неоднократно модернизированные, они действуют и сейчас, порой поражая знатоков технической и архитектурной мысли.

Полное и правильное название предприятия - Кронштадтский ордена Ленина Морской завод. Наличием ордена, как мне показалось, местные корабелы гордятся и нарочито включают его в аббревиатуру заводского наименования - КОЛМЗ. На территории, сразу за турникетами проходной, в окружении голубых елей - скромный бюст Владимира Ильича, а на его постаменте надпись - «Ленину от мартыновцев». Первым руководителем профсоюзной организации металлистов, это еще в годы Гражданской войны, был М.И. Мартынов. К слову, и заводскую многотиражку в память о нем назвали «Мартыновец». Каким же реальным авторитетом должен обладать человек, чтобы затем на долгие десятилетия его фамилия стала нарицательной?!

В постперестроечной России не много осталось заводов, где люди помнят свои истоки, гордятся причастностью к истории страны и чтят свои традиции. В Северодвинске, надо признать, приметы былого пролетарского стержня многие коллективы уже растеряли, а вот у кронштадтских корабелов таковые сохранились. Они и в роскошно оформленном информационном стенде, повествующем о коллективе (его видит всякий, кто входит на территорию завода), и в сохранившемся монументе Рабочего и Работницы, который установили к 100-летию предприятия, и в мемориальных досках Героев войны и труда на парадном фасаде. Но это лишь внешние проявления мартыновских начал. Самое ценное из них в том, что профсоюз кронштадтских корабелов смог стать оборонительным бастионом Морского завода.

Профсоюзный бастион

Руководит профсоюзом Светлана Шихова. Сергей Максименко - глава Межрегиональной профсоюзной организации судостроителей, с которым мы приехали в Кронштадт, рекомендовал ее как боевитого рабочего лидера. Действительно, Светлане Леонидовне энергии не занимать. На время ее председательства выпали главные сражения за собственность предприятия. В них коллектив рабочих, без преувеличения, отстаивал не только свое право на труд, но и на жизнь, ведь противостоящая сторона меньше всего думала о заказах, производстве и людях, которых производство кормит. Главной ставилась задача - сбыть заводское имущество. Делалось это скрытно, за спиной корабелов, и для достижения цели не гнушались даже подделкой подписи профорга в графе документа - «от имени трудового коллектива»…

Главной опорой Светланы Леонидовны стали люди, для которых 54 гектара заводской территории не просто зона промышленного производства. К слову, с объектами завода нас знакомил Игорь Куцков - начальник охраны предприятия. Уроженец Кронштадта, отслужив на Севере и поработав в Мурманске, он вернулся на родину с большим желанием наладить ныне бездумно разоренное дело. Здесь, на Котлине у Игоря Сергеевича, как и у многих заводчан, семья. От трудностей люди такого склада не бегут, работы не боятся и могут заставить новых «хозяев жизни» считаться со своими намерениями.

Есть у заводчан и союзники. Но сначала о Кронштадте будущего. В мэрии утвержден план развития этого города. На клочке балтийской суши под названием остров Котлин сегодня хотели бы разместиться многие предприимчивые и небедные господа. Правда, планы у них разные. Как и чувство ответственности перед страной. К счастью, таковое есть и у мэра Кронштадта Александра Горошко, и у главы городского профсоюза Григория Жиляева. Верно, потому они и не видят перспективы своего города без Морского завода.

Городской профсоюз в этой связи я упомянул не случайно. Коллизия времени и места: он оказался той организацией, где объединилась практически вся общественность Кронштадта. Руководитель ее Григорий Митрофанович Жиляев - один из ветеранов питерского профсоюзного движения, неспешный на решения, житейски мудрый человек просто убежден, что «растаскивать завод нельзя ни в коем случае…» И, конечно, в трудовом коллективе Кронштадтского Морского сегодня ищут поддержки у общероссийских профсоюзов. Ищут и, как мне показалось, все больше склоняются к решению войти в состав Межрегионального профсоюза судостроителей, иными словами - стать в единые ряды с корабелами Северодвинска.

Кронштадт. В любви к этому удивительному городу я готов признаваться бесконечно. Потому что все живое и неживое здесь - от самого сурового камня, от самой беззащитной травинки насквозь впитало терпкий и пьянящий дух моря. Кронштадт будто рожден его созидательной стихией, и потому без военного флота выглядит сиротливо, представить Кронштадт без моряцкой символики трудно, а без Морского завода Кронштадт немыслим вообще. Это, если хотите, такой же его символ, как Морской собор или форты на рукотворных островах. Последние сегодня варварски разбиты, но не пришлыми иноземцами, а разрушителями из своего Отечества. А корабелы Кронштадтского ордена Ленина Морского завода и сегодня держат от них оборону.

Олег ХИМАНЫЧ Северодвинск - Кронштадт



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Злая вода  |  Морока с фата-морганой  |  Русский швед на Неве  |  От Порт-Артура до Порт-Саида  |
Регион   Огонь бежал по трассам корабля  |  У всех на устах  |  Офицеры в белых халатах  |  От крейсера до моторки  |  За прогресс в технологиях  |  В несколько строк  |  Кронштадтский излом  |  Мы дружили - и будем дружить  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Ноябрь 2007
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com