Он предлагает рубрики и темы, хочет знать о перспективе Штокмана и судьбах моряков. Бывший североморец, ветеран Севмаша Павел Андреевич Шипов, по его признанию, «Корабельную сторону» читает самой первой из комплекта тех газет, которые он выписывает в издательстве «Северная неделя». И всякий раз, когда появляется в редакции, делится впечатлениями от прочитанного. Морской стаж Павла Андреевича немаленький, а читатель он дотошный, и к его мнению всегда есть резон прислушаться.
ИНТЕРЕСНОЙ информацией уже не в первый раз делится с газетой и другой северодвинец - бывший военный моряк Анатолий Гаврилович Ганзий. И не просто информацией, но и уникальными фотоснимками времен своих походов, например, на Кубу и в Экваториальную Гвинею…Цель же этой публикации – суммировать и подвести некоторый итог тех читательских мнений, которые прозвучали за последние полгода. Это принципиально важно для нас, кто работает над выпусками «Корабельной стороны». Почтовый конверт сегодня стоит 10 рублей – для иных читателей это дорого, и потому, скорее всего, в редакцию чаще звонят, чем пишут. А большинство из тех, кто звонит или пишет в редакцию, это те, кто откликается на ту или иную публикацию.Как правило, это жители Северодвинска, реже – Архангельска, любящие море, связанные по судьбе с морской профессией, люди неравнодушные, любознательные и очень доброжелательные. Но порой мы получаем отклики даже из тех мест, куда «Корабельная сторона» не «ходит» по подписке, а попадает иными путями. Например, в Коряжме уже три года нашу газету читает семья Евгения Григорьевича Ананьина, причем в полном составе, включая не только его сыновей Николая и Евгения, которые служили срочную на кораблях, но и супругу Валентину Николаевну – она тоже любит морскую тему и, кстати, читает газету самой первой. А Евгений Григорьевич время от времени звонит и делится с нами мыслями по поводу прочитанного…Или вот в сентябре мы получили письмо от Виктора Александровича Шарапова из Североонежска. Он ознакомился с одной из наших публикаций и живо заинтересовался судьбой Олимпия Ивановича Рудакова – командира крейсера «Свердлов», которого в своей молодости видел на Балтике. Личность Олимпия Ивановича Рудакова и в самом деле уникальна. В 1942 году он, старпом погибшего эсминца «Сокрушительный», предстал перед военным трибуналом, был разжалован, отправлен в штрафной батальон Карельского фронта, а уже в 1944 году стал… командиром североморского крейсера «Мурманск». Сколь головокружительная карьера! После войны Олимпий Иванович действительно командовал крейсером «Свердлов», ходил на нем в Великобританию на церемонию коронации королевы. Будучи виртуозом швартовки, он на Спитхедском рейде, забитом военными кораблями со всего мира (несколько десятков боевых единиц), лихо втиснулся в тесный строй и поставил крейсер на бочку, затратив на уникальный маневр небывало малое время, чем и произвел фурор даже среди маститых моряков. Произвел впечатление он и на королеву, когда на официальном приеме командиров кораблей она предпочла вальсировать именно с ним… По этому поводу и по сей день ходят легенды. А как дело было на самом деле, и как складывалась жизнь командира Рудакова после этого, к слову, мы намерены рассказать в одной из наших будущих публикаций…В ряде случаев читатели сами подсказывают нам темы выступлений, а порой даже предоставляют журналистам конкретный материал для работы.Наша рубрика «У матросов есть вопросы» приглянулась бывшему офицеру Анатолию Петровичу Иванову. Он считает, что рубрика особенно полезна для «юношей, обдумывающих житье», поскольку в краткой и доступной форме поясняет морские термины и понятия. Это особенно важно сейчас, когда утрачен интерес молодежи к морским профессиям, говорит Анатолий Петрович, что и признал недавний общественный форум «Во славу флота и Отечества»…Михаила Сергеевича Жилина привлекла публикация о северных странствиях известного барда советской поры Юрия Визбора. В связи с этим он даже предлагает открыть специальную рубрику, материалы которой рассказывали бы о других крупных творческих личностях, посещавших наш Север, и, в частности, он назвал художника Илью Глазунова, писателя Юрия Казакова, поэта Евгения Евтушенко…Высказывают читатели и другие пожелания. «Больше пишите о том, что и как строят корабелы за рубежом: какие современные технологии применяются, какие тенденции прослеживаются, – советует нам читатель Александр Суханов. - Раньше, когда «Корабелка» выходила на 8 страницах, была постоянная и большая по объему рубрика «Секретный отдел», где печатались и обзоры, и специальная информация по отдельным направлениям. Сейчас ее нет. Поэтому информацию почерпнуть практически неоткуда. Об уровне российского судостроения мы судим только по победным рапортам – там заложили корабль, тут спустили на воду, а достаточно ли этого, в ногу ли идем по технологиям, неизвестно. Потому есть опасность стать жертвами необъективности – пока мы как бы варимся в собственном соку, мировое судостроение, возможно, ушло далеко вперед. Думаю, что такая информация была бы очень полезна в первую очередь преподавателям и студентам втуза и техникума…»Еще один читатель, Геннадий Фролов, тоже высказывает мысль о том, что газете из Российского центра атомного судостроения не следует «замыкаться на одних Севмаше и «Звездочке». Во-первых, считает он, у этих предприятий есть свои многотиражные газеты да еще и пресс-службы, которые обязаны рассказывать конкретно о работе подразделений коллектива. У «Корабельной стороны» несколько иной масштаб, хотя она тоже освещает все основные события на главных верфях Северодвинска, причем делает это по-своему - не просто информирует, а рассказывает о событиях с долей аналитики.Есть и другие пожелания читателей. Самое злободневное из них - постоянно информировать читателей «Корабелки» о развитии ситуации вокруг Штокманского месторождения, поскольку за ним будущее не только газодобывающей отрасли, но и перспектива крупных заказов для Севмаша и «Звездочки». Советуют нам больше писать о тружениках вспомогательного флота Беломорской ВМБ – коллектив здесь немаленький, большинство в экипажах - специалисты гражданского флота, и, к слову, в море они выходят гораздо чаще, чем военные моряки.Отдельное слово о тех, кого читатели хотели бы видеть гостями «Кают-компании» и «Клуба бывалых моряков» - постоянных рубрик газеты. Это, скажем, известный подводник северо-двинец Владислав Владимирович Солнышкин или последний командир прославленного лидера эсминцев «Баку» Сталь Петрович Семераз, который тоже живет в нашем городе. В связи с тем же горожане вспомнили и об известных корабелах Анатолии Васильевиче Рынковиче, Валентине Николаевиче Терехине. Порой из благодарной памяти просят написать нас и о людях, от нас ушедших. Например, о северодвинских капитанах Антоне Михайловиче Кухаркине и Эдуарде Николаевиче Петракове, работнике цеха 22 Севмаша Василии Ефимовиче Шабалине… Из иногородных героев называют ныне здравствующих архангельских капитанов Валерия Сарапунина и Алексея Гуреева, которые водили свои корабли в Антарктиду. К слову, Валерия Алексеевича, и об этом мы писали, совсем недавно наградили орденом «За морские заслуги»...Иными словами, по письмам и телефонным звонкам мы чувствуем, как внимательно читают нашу газету. И пускай, сегодня редакционная почта не столь обильна, как в доперестроечные годы - (тому есть объективные причины), к читательскому мнению мы всегда прислушивались, дорожили им, а за «подсказки» и предложения были благодарны. Нет причин изменять этому правилу и сегодня.
Олег ХИМАНЫЧ, зам. редактора «Корабельной стороны»
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!