Он появился как призрак в штормовую ночь, а исчез ясным днем. Осенью 1965 года в северной отдаленной части острова Ягры неожиданно для многих появилось судно. Поскольку этот мелководный район никогда судоходным не считался и вообще лежал на приличном удалении от входных фарватеров и архангельского, и северодвинского портов, на корабль сразу же обратили внимание. И чем больше он пребывал в недвижности, тем больше разгоралось любопытство многих.
СТИХИЙНЫЕ «экспедиции» к судну были безуспешны, поскольку пресекались военными, которые в ту пору квартировали своей частью на севере Яндовой губы и острове Кумбыш. Между тем наступили холода, стал лед, а силуэт парохода так и оставался чернеть на пустынном побережье. Так он и промаячил всю зиму, а потом весну, лето и еще... два года.И все это время судно, как помнится, притягивало взгляды всякого выходившего на ягринский берег, будоражило воображение множества северодвинцев, а поскольку подлинную историю его появления на песчаной отмели знали очень немногие, то постоянно рождались разнообразные «народные легенды», порой самые невероятные...Поговаривали, что это приобретенный нами старый греческий пароход, что в его трюмы закачали некую ядовитую смесь. Другие утверждали, что это судно гружено американскими сигаретами, о вкусе которых советские люди тогда знали только понаслышке... Им возражали, дескать, пароход арабский и был нарочно посажен на мель, чтобы получить страховку от Ллойда...А действительно, что же произошло осенью 1965-го и почему пароход без движения простоял три года на Яграх, вблизи закрытого тогда Северодвинска? История такова...На ложный огонекОсень 1965 года на Белом море выдалась на редкость ненастной. И вот во время одного из свирепых штормов на подходе к Архангельску потерпел аварию греческий пароход «Эмерти-Диотисса», шедший под ливанским флагом. Капитан его принял огонь кумбышевского маячка за свет белой башни на Мудьюге и направил судно правее, прямо на Ягринские кошки. Когда же ошибка обнаружилась, было безнадежно поздно: сильный порывистый ветер и накат с моря не дали пароходу возможности развернуться и уйти из опасного района. Начался отлив, и корабль прочно застрял на мели...Послать ему на выручку мощные буксиры тоже не смогли, поскольку они в то время неподалеку спасали еще одно судно - пассажирский теплоход «Вацлав Воровский», его штормом выбросило за так называемую бровку Мудьюгского канала. Вызволить же его удалось не без труда, и лишь на пятые сутки. Только после этого все силы бросили к греческому пароходу...«Копнуть» рядом...Вспоминает бывший начальник службы мореплавания Северного морского пароходства Валерий Петрович Коковин:- Сначала думали завести становые якоря, гини, размыть канал к аварийному судну. Но его уже так далеко занесло на мель, что эта задача оказалась трудновыполнимой. К тому же начинался октябрь, осенние штормы усиливались, время поджимало.Поговорил я с капитаном «Эмерти-Диотиссы», и мы пришли к выводу, что судно надо покидать.Судовладелец тоже понял ситуацию и сообщил, что он отказывается от всех прав на «Эмерти-Диотиссу». Таким образом, двенадцатитысячный в тоннах пароход стал нашей собственностью. Судно шло за лесом в Архангельск, и трюмы его были пусты.Три года простоял на отмелях «Эмерти-Диотисса», перестав удивлять своим необычным положением местных рыбаков.И все же мы решили прибрать его к своим рукам. Год прикидывали и планировали, как управиться с этой горой железа. Сначала хотели разрезать его автогеном на куски прямо на месте происшествия. Но потом решили обратиться к нашим дноуглубителям: нельзя ли подкопаться под «грека»?Товарищи из Архморпути подумали, подсчитали и сказали, что под «грека» подкопаться нельзя, а около можно...И началась грандиозная работа. Земснаряд прорыл канал сначала к судну, а затем, двигаясь вдоль борта, вырыл котлован, в который общими усилиями буксиров, еще подмывших грунт винтами под корпусом, и стянули злополучного «грека».Это только сказка быстро сказывается, а дело делалось тогда долго и трудно, больше месяца. Операция была уникальная, во всяком случае, я не помню подобных способов снятия с мели судов здесь, на Севере. Спущенный в котлован пароход стал на ровный киль, водотечности у него почти не было, и по каналу, прорытому ранее земснарядом, он был выведен на глубину.Ну а дальнейшее уже было, как говорится, делом техники. Буксиры притащили «грека» в Архангельск, на завод «Красная кузница», там его разделали на части и сдали «Вторчермету».Эта история почти сорокалетней давности получила для меня продолжение, когда в конце прошлого года архангельский моряк Иван Паролов, боцман ледокола «Капитан Чадаев», предоставил мне фотоснимки, которые были сделаны в момент операции по снятию «Эмерти-Диотиссы» с Ягринских кошек.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!