Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Понедельник, 25 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 30 марта 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 30 марта 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Жертвы «Петра Великого»

Версия для печатиОтправить статью другу
Первым погиб матрос-первогодок Николай Болбат

Высоким давлением перегретого пара разорвало трубопровод, идущий в носовом машинном отделении от главной турбины к предохранительному клапану. Обжигающая 300-градусная смесь пара, асбестовой и стекловолоконной пыли начала заполнять сверху вниз пространство котельной.

МАТРОС Коля Болбат погиб мгновенно. Он стоял очень близко к лопнувшей трубе. Молодой матрос Сергей Луценко, специалисты Балтийского завода Николай Белюсов, Александр Плетнев и Юрий Смирнов погибли позднее. Об этом происшествии 27 октября 1996 года мировые СМИ рассказывали не очень широко. Тогда только что построенный на Балтийском заводе крейсер проекта 1144.2 находился в Балтийском море на ходовых испытаниях. «Петр Великий» отдал швартовы под флагом первого заместителя главнокомандующего ВМФ России адмирала Игоря Касатонова (запомним это имя) еще 1 октября. От Питера до Кронштадта он дошел на нефтяных котлах, которые позволяют «Петру Великому» совершать тысячемильный переход. В Кронштадте запустили реакторы. И до Балтийска шли уже «на атоме». Этот первый поход, как сообщал несколько лет назад журнал «Стрелковое оружие России», использовали по полной программе. «Крейсер разгоняли до максимального хода, определяли маневренные элементы - инерцию, выбег, диаметр циркуляции. В борьбе с подводными лодками или надводными кораблями без максимального использования скоростных и маневренных возможностей не обойтись. И командир обязан знать, на что реально способен корабль, в каком состоянии сдает его Балтийский завод». Трагедия и случилась во время одного из таких маневров в 21 час 27 минут на скорости хода 25 узлов, когда корабль фактически подходил к Балтийску.

ПОСЛЕДНИЙ скандал случился на прошлой неделе, когда главком ВМФ России Владимир Куроедов имел неосторожность заявить в присутствии журналистов, что у него вызывает опасение состояние флагмана флота - тяжелого атомного крейсера проекта 1144.2 «Петр Великий». Как водится, мировая общественность увидела в этом сенсацию: еще бы, угроза ядерной безопасности мира из уст старшего морского начальника страны звучит весьма страшновато. Затем начались исправления сказанного. Даже печально известная своими нападками на Россию экологическая организация «Беллуна» почему-то поспешила всех успокоить. Дескать, ничего страшного. Надежные русские ядерные реакторы находятся в надежных руках профессионалов. Отечественные ответственные лица также были категоричны в комментариях.

«Не может быть!»

- Это нонсенс, - сказал в интервью мурманскому корреспонденту ИТАР-ТАСС Василию Белоусову технический директор атомного флота Мурманского морского пароходства Сергей Перевощиков. - Все атомные корабли - как военного, так и гражданского назначения - спроектированы одним конструкторским бюро и одинаково надежны.

Главный инженер Северного ПКБ (проектная организация Санкт-Петербурга) Владимир Спиридопуло рассказал «Коммерсанту», что специалисты КБ посещали крейсер трижды, в последний раз - перед учениями, прошедшими в январе этого года. «С технической точки зрения корабль находится в хорошем состоянии».

Начальник группы технического сопровождения Балтийского завода на «Петре Великом» Hаиль Гафаров также подтвердил «Российской газете»:

- Крейсер находится в хорошем состоянии и с технической точки зрения способен выполнить любую боевую задачу. Однако уровень технической подготовки выпускников военных институтов крайне низок.

Генеральный директор ОАО «Балтийский завод» Олег Шуляковский на страницах «Коммерсанта» подтвердил, что ядерные силовые установки на крейсере находятся в безопасном состоянии: «Hесмотря на то, что гарантийный срок на выпущенный нашим предприятием корабль истек, наши специалисты до сих пор ведут сопровождение крейсера. Мне еже-дневно докладывают о состоянии всех систем корабля: я с полной уверенностью утверждаю, что «Петр Великий» находится в нормальном техническом состоянии».

Только во всем этом единодушии можно уловить едва заметный момент: о состоянии какого еще корабля, находящегося в эксплуатации несколько лет, ежедневно докладывают руководителю предприятия, его построившего? Состоянием какого корабля так пристально интересуется проектировщик? На каком корабле уже после окончания гарантии будут находиться представители строителя?

Все рождается в муках

Крейсер строился тяжело. Его заложили четверым в серии на стапеле Балтийского завода в апреле 1986 года. Первое имя корабль получил в честь Юрия Андропова. Главным конструктором кораблей этого проекта был Борис Купенский. Он умер еще до закладки «Юрия Андропова» в 1982 году. Главным конструктором «Петра» стал Вилор Перевалов. К моменту развала Советского Союза крейсер был готов уже на восемьдесят процентов. Но почти три года, как отмечают наблюдатели, никаких работ на нем не проводилось, - не было денег и комплектующих. А большинство заводов в Казахстане, Грузии, Армении, Латвии, Молдавии, Украине их перестали выпускать или вообще прекратили свое существование. Да и не было решения о дальнейшей судьбе корабля. Помогла настойчивость руководства Военно-Морского Флота, Министерства обороны. Президент Борис Ельцин дал распоряжение изыскать средства на достройку «Петра» и к 300-летию Российского военного флота поставить его в строй. С большой натугой это задание было выполнено.

У России тогда имелось три подобных крейсера: «Адмирал Ушаков» (до 1992 года «Киров», стал в строй в декабре 1980 г.), «Адмирал Лазарев» (раньше «Фрунзе», январь 1984 г.), «Адмирал Нахимов» (первое название «Калинин», декабрь 1988 г.). Строился еще один - «Дзержинский», но в 1992 году его разобрали.

Общая стоимость крейсера, по некоторым оценкам, составила около 1 миллиарда долларов. Как отмечают наблюдатели, его строительство было все-таки завершено по той причине, что это было дешевле, чем разобрать его на стапеле. Видимо, та трагическая авария осени девяносто шестого уходит корнями как раз в эти постперестроечные усилия во что бы то ни стало выполнить указание президента. Некоторые комментаторы в ту пору поспешили связать происшествие с развалом отечественного ВПК. Но, как оказалось, злополучный трубопровод заводчане установили в машинном отделении еще в «советском» 1989 году. Любопытное заявление о том, что стало причиной аварии, на страницах «Стрелкового оружия России» сделал в ту пору уже упоминавшийся выше генеральный директор Балтийского завода Олег Шуляковский: «Небрежное или наплевательское отношение к делу, небрежное или наплевательское отношение к контролю за работой специалистов». Как выяснилось, продолжает корреспондент журнала, «тогда рабочие приварили трубу «не родную» - ее сталь оказалась не того сорта, да и не той толщины. Вместо 5 мм, как положено было по чертежу, в месте разрыва было всего 2,2 мм. Этого не обнаружили в свое время ни мастер, принимавший работу сварщиков, ни ОТК, ни военный представитель Министерства обороны. Более того, такую же непотребную, «утонченную» до 3 мм, трубу поставили рабочие завода и в кормовом машинно-котельном отделении крейсера. Это моряки выявили после аварии. Ее тоже пришлось срочно менять на внешнем рейде Балтийска, чтобы трагедия не повторилась»...

На страницах газеты «Московские новости» №44 за 1996 год была помещена предварительная оценка комиссии, проводившей расследование причин аварии. Специалисты высказались, что, «скорее всего, причина разрыва паромагистрали - обычный процесс старения металла и отчасти несовершенство устаревших паротрубопроводных систем высокого давления. Затяжное строительство не прошло даром». По признанию специалистов, на «Петре Великом» имелось немало механизмов с уже истекшим гарантийным сроком. Их надо было либо менять, либо продлевать сроки гарантии. Заметим, подобная авария на паропроводе с гибелью личного состава произошла и на борту авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».

«Атомная яхта президента»

По сообщениям информационных агентств, можно констатировать, что новый российский атомный крейсер «Петр Великий» прошел все испытания и был официально принят в боевой состав флота в конце 1997 года. Ввод крейсера в эксплуатацию занял почти полтора года. «Петр Великий» сразу же стал не только флагманом флота, но и главным презентационным кораблем - эдаким воплощением военно-морской мощи Российского флота. Из-за этого моряки-североморцы прозвали его «президентской яхтой» и «атомным посыльным катером». «Петрушка», как его еще зовут, - главный выездной корабль для любых флотских проверок и первых лиц государства. Для этого на его борту оборудовано несколько фешенебельных кают, в том числе специальная - для президента.

В то же время независимые военные эксперты посчитали, что флот не будет иметь возможности успешно эксплуатировать «Петра Великого». На Севере отсутствовала необходимая береговая инфраструктура для обслуживания кораблей такого типа. Это в большей степени явилось причиной фактического вывода из боевого состава двух подобных атомных крейсеров такого же класса, базирующихся на Северном флоте. Не имея возможности проведения ремонта и выгрузки отработавшего ядерного топлива, флот последние два года был вынужден держать эти два корабля в акватории Североморска, не выводя их на боевое дежурство. Сейчас «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» находятся в Северо-двинске на акватории Севмаш-предприятия и «Звездочки».

Однако в конце прошлого века военно-морское командование не торопилось прислушиваться к мнению сторонних экспертов. Первый заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов, под чьим флагом «Петр Великий» вышел в свой первый поход, отметил, что базирование «Петра Великого» на Северном флоте выгодно. Испытание некоторых систем и механизмов корабля будет завершено в течение ближайших лет. А так как научный и промышленный потенциал страны сконцентрирован в ее европейской части, приписка крейсера к Северному флоту поможет снизить затраты в будущем.

Впрочем, по некоторым сведениям, ВМФ России перечисляет Балтийскому заводу за «сервисные услуги» по содержанию флагмана до 20 миллионов рублей ежегодно.

Владимир ВОЛОДИН. Окончание следует



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Культура   Сборник журналистских расследований  |
Происшествия   SOS прошлой недели  |  Трое на плоту  |  Поднял руку на командира  |  Голоса К-159 слушали на крейсере  |  Жертвы «Петра Великого»  |
Экономика   Идеи наши - деньги ваши  |
Политика   У всех на устах  |
Мир   Ловила девочка акулу  |  Тысячный «Odyssey»  |  Новости Мурмана  |  На очереди «Кисловодск»  |
Северодвинск   Родные причалы  |  У матросов есть вопросы  |  Когда автобусы были большими  |  Тайны кораблей и корабелов  |  Продолжение фамилии Егоров  |  Состязание без соперников  |
Россия   Робот-акванавт-фотокор  |  Протокола не нарушил  |  «Елизавету» продали. Кто следующий?  |  Старый трудяга «Металлист»  |  Очередная премьера Кэмерона  |  Предтеча Цусимской трагедии  |  А детей потом называли Оюшминалями...  |  На морский широтах  |  Военное обозрение  |  Информация с верфей  |  Рыбацкий меридиан  |  Вологжане нас затопят?  |  Водники без офиса  |  «Авангард» не хочет быть в отстающих  |  На поверке личный флот  |  Главный моряк - Рукша, главный рыбак – Ильясов  |  Первый президиум  |  Речников весна торопит  |  Бегущая строка  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Март 2004
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com