Документальная история о том, как область добивалась контракта на модернизацию «Адмирала Горшкова»
КОНТРАКТ с Индией на ремонт и модернизацию авианосца «Адмирал Горшков» российская пресса дружно назвала крупнейшей сделкой десятилетия. И редкое издание не преминуло сказать, что работа над получением этого контракта растянулась на девять лет. Мы располагаем своеобразной хроникой небольшой части этого изнуряющего марафона, который дает понять, как нелегко решался вопрос о том, кому достанется заказ. В начале 1998 года появилась публикация «Адмирал Горшков: хроника борьбы». Крейсер готовился отправиться в путь на Северодвинск. И вот рассказ о том, какая работа предшествовала этому в течение двух лет в столичных коридорах власти.13 июня 1996 года губернатор Архангельской области А. Ефремов обратился к премьер-министру Черномырдину с письмом, в котором изложил настоятельную просьбу поручить переоборудование крейсера Севмашпредприятию. В. Черномырдин налагает резолюцию: «Прошу рассмотреть вопрос с участием администрации Архангельской области». Минобороны назначает экспертную комиссию, которая призвана рассмотреть предложения предприятий, желающих получить заказ. По заключению комиссии от 16 декабря 1996 года головным исполнителем ремонта крейсера признается северодвинское предприятие. Удалось выбить основные аргументы соперника: стоимость и трудоемкость. Казалось бы, победа в тендере - успех. Однако подключились лоббистские силы, играющие в пользу конкурентов. Борьба переходит на верхний уровень. Повторное рассмотрение вопроса с участием руководителей Росвооружения, всевозможных комиссий. И новая резолюция Черномырдина на обращении тогдашнего руководителя Росвооружения А. Котелкина, отстаивавшего интересы Санкт-Петербурга, противоречила первой. Он поддержал Котелкина. «Почему рассмотрено без нас»? Губернатор Ефремов обращается к министру экономики Якову Уринсону, который резюмирует: «Прошу рассмотреть вопрос с участием администрации Архангельской области и принять решение до 4 апреля 1997 года». Это мало что изменило в расстановке сил. 25 марта А. Ефремов пишет письмо президенту. 18 апреля губернатор повторно обращается к Б. Ельцину. Письма ходят по правительственным кабинетам, порой встречаясь друг с другом, обрастая подписями, иногда залеживаясь в чьих-то папках. 23 апреля Ефремов лично докладывает премьер-министру о ситуации с крейсером. 28 апреля новые обращения к Уринсону и Черномырдину. 14 мая к - председателю Верхней палаты Федерального собрания Егору Строеву. И снова - к президенту.30 мая губернатор пишет первому вице-премьеру Анатолию Чубайсу. Тот удивлен: как могло быть принято новое решение после того, как состоялся тендер! Он пишет резолюцию Уринсону и Кокошину: «Прошу поддержать просьбу А.А. Ефремова. Обеспечение загрузки ПО «Севмашпредприятие» - важнейшая задача для снятия остроты социально-политической ситуации в области». 7 июня Ефремов отдает еще одно письмо лично в руки президенту, побывав у него на приеме. Об этом сегодня уже ходят легенды. Якобы Борис Ельцин сказал в ответ губернатору Архангельской области: «Не царское это дело - расставлять корабли по городам». Однако в архивах хранится письмо с резолюцией президента: «Прошу поддержать решение правительства о ремонте крейсера «Адмирал Горшков» на ПО «Севмашпредприятие». Разумеется, эта работа губернатора велась в тесной связке с командой Севмаша, ее директором Д.Г. Пашаевым. Но важно, что этот контакт существовал, а главное - действовал. Человеческая память - инструмент ненадежный. За последние десять лет не раз менялись премьер-министры, структура управления отраслью. И только здесь, на местах, государевы люди - губернатор, директора предприятий ГРЦАС - знали, что от их настойчивости и, что скрывать, пробивной силы зависит: сделать Северодвинск городом безработных или оставить надежду корабелам и их детям на образование, работу в будущем и просто на жизнь с самоуважением. Сегодня Архангельская область представляется весьма привлекательным регионом с ее нефтью, газом, алмазами. Особый вес ей придает то, что не растерял свой потенциал в дни тяжелейшего экономического кризиса оборонный комплекс. Более того, именно в самые провальные для промышленности дни на предприятиях ГРЦАС был подготовлен нынешний прорыв. Сегодня у всех на слуху знаковые события: подписание контракта на ремонт и модернизацию авианосца «Адмирал Горшков», строительство и ремонт дизельных подводных лодок на экспорт, производство платформ для освоения арктического шельфа. Масштабность задач соответствует возможностям предприятий. Только вот наполнить портфели предприятий этими масштабными заказами было чрезвычайно сложно.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!