Прежняя система государственной поддержки северян себя изжила, новая - не создана
С сестрой, живущей на краю света, в заполярной Хатанге, мы не виделись несколько лет. Всякий раз в телефонном разговоре она обещала: этим летом уж точно тебя навещу, и всякий раз на исходе сезона отпусков печально оправдывалась: не получилось. Не достала билета.ПОНАЧАЛУ я удивлялась: «Неужели из Хатанги в Москву столько народа летает, что нет мест в самолете?». «Мест полно, - объясняла она, - только бесплатные билеты на работе не дают, а на свою зарплату я даже в один конец не улечу». «Но тебе же по закону о госгарантиях положен бесплатный проезд раз в два года!» - недоумевала я. Она только вздыхала в ответ: «Какой закон, о чем ты говоришь! Кому мы здесь нужны!»...А ведь еще недавно северян у нас считали едва ли не привилегированным классом общества. Конечно, жизнь в экстремальных климатических условиях легкой и приятной не назовешь, однако все связанные с этим тяготы и лишения государство компенсировало с избытком, создав мощную и стройную систему социальной защиты жителей Севера. Районные коэффициенты, надбавки к заработной плате, досрочные пенсии, оплата проезда и провоза багажа, льготные путевки и так далее - все это обеспечивало достаточно высокий уровень жизни населения.Сегодня система государственной поддержки северян рушится буквально на глазах. Относительно большие по российским меркам заработки здесь, на Севере, зачастую не обеспечивают даже прожиточного минимума. На сотнях предприятий не выплачиваются районные коэффициенты и надбавки, не компенсируется проезд в отпуска. Продолжается массовое бегство людей «на материк». С 1992 года неласковые края покинули более 1,5 миллиона человек, еще 3 миллиона мечтают выехать, но государство не дает им такой возможности.На этом безрадостном фоне северян то и дело будоражат слухи о грядущей реформе или даже отмене государственных гарантий. Люди просто в панике, ибо для жителей дальних регионов «северные льготы» - это святое. Это то, что дает силы жить и надеяться.Как известно, основные составляющие господдержки - районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы - изначально привязывались к заработной плате. Чем более холодной и необжитой была территория, тем выше устанавливались районный коэффициент и сумма надбавок за периоды работы. В советское время разница в зарплате у людей была невелика. К примеру, следователь прокуратуры получал 140 рублей, уборщица - 100-110. Когда на эти близкие по значению суммы «накручивались» северные коэффициенты и надбавки к заработной плате, то государственная поддержка людей, живущих в одинаково тяжелых климатических условиях, в целом получалась одинаковой.Как действует эта система сегодня, когда уровень зарплаты северян, работающих на одной и той же территории, в одной и той же организации, стал различаться в разы? Возьмем для примера суды. Оклад судьи - в среднем 10 тысяч рублей без учета надбавок за выслугу лет и квалификацию. Значит, максимальная государственная поддержка судьи в Магадане достигает 15 тысяч рублей к зарплате, итого - 25 тысяч. В том же суде работает уборщица, ее ставка - 1 тысяча рублей. Соответственно, она получит от государства прибавку в размере 1,5 тысячи рублей, и ее окончательный заработок составит 2,5 тысячи. Выходит, чем выше доходы у человека, тем большую дотацию дает ему государство в виде северных надбавок и коэффициентов. Наименее обеспеченные, бедные, напротив, получают от государства крохи.Между тем изначально смысл государственной поддержки северян заключался совсем не в том, чтобы одаривать богатых и обездоливать бедных. Задача была иной - компенсировать людям дополнительные материальные и физиологические затраты, обусловленные проживанием в неблагоприятных климатических условиях. Тем самым государство гарантировало северянам, что их уровень жизни будет не ниже того, который бы они имели в центральных регионах. Причем гарантировало всем в равной степени. Сегодня же судья и уборщица находятся в одном климате, покупают продукты в магазине по одной и той же цене, затраты на теплую одежду у них одинаковые, но государственную компенсацию за то, что живут на Севере, они получают абсолютно неравную.- Совершенно очевидно, что при нынешней диспропорции в окладах привязка северных льгот к зарплате становится социально несправедливой, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по законодательству, депутат от Магаданской области Владимир Буткеев. - Конечно, оплата труда судьи объективно должна быть выше, чем уборщицы. Но если государство дотирует человека, выплачивая ему компенсацию за неудобства, за холод, отдаленность от центра, отсутствие инфраструктуры, то социальная поддержка и судьи, и уборщицы должна быть равнозначной. То есть районный коэффициент или доплату нужно устанавливать в твердой сумме и привязывать ее не к заработной плате, а к территории, к ее природно-климатическим особенностям, температурным режимам, обеспеченности транспортом и связью. Конкретную сумму такой компенсации для каждого северного района рассчитать несложно.Возникает закономерный вопрос: кто должен нести ответственность по финансированию льгот? Ответ на него содержится в самом названии - это государственные гарантии и компенсации. Значит, и расходы по ним обязано нести государство. Однако у исполнительной власти на сей счет свои соображения. Рассказывает Владимир Буткеев:- Под откровенным давлением правительства Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в статью 4 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненых к ним местностях». В законопроекте предлагается следующая схема предоставления северных госгарантий. Работникам организаций и учреждений, которые финансируются из федерального бюджета, компенсации выплачиваются из федеральной казны. Тем, кто работает в областных, краевых, окружных бюджетных организациях, - из региональных бюджетов. Тем, кто трудится в муниципальных организациях, - из бюджетов местного самоуправления. А работникам промышленных предприятий и акционерных обществ - за счет работодателей.В результате, по мнению Владимира Буткеева, получается полная бессмыслица. Органы местного самоуправления и предприятия разных форм собственности не входят в систему государственной власти, а значит, не могут нести ответственности по государственным обязательствам. Правительство же оперирует другими аргументами. Мол, поскольку сегодня более 55 процентов всех выплат по коэффициентам и надбавкам к зарплате все равно обеспечивается за счет работодателей, давайте приведем закон в соответствие с жизнью. Но, наверное, правильнее было бы реальное положение дел привести в соответствие с законодательством.- Когда правительство заявляет: предприятия должны обеспечивать северные льготы своим работникам, складывается впечатление, что у него перед глазами стоят лишь такие гиганты, как «Норникель», «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Юкос». Да, эти корпорации действительно могут нести социальную нагрузку, поскольку имеют сверхдоходы за счет мировой конъюнктуры цен на свою продукцию. Но ведь северная экономика состоит не только из «Норникеля»! - комментирует Владимир Буткеев.Последствия такого решения предвидеть несложно. Как только государство взвалит на предприятия «почетную» обязанность оплачивать госгарантии, Север сразу же попадет в экономическое неравенство с другими регионами. Расходы на льготы будут включаться в себестоимость продукции, и ее конкурентоспособность, соответственно, снизится. И производство на Севере неизбежно рухнет, оттуда уйдут старательские артели, рыболовецкие хозяйства, транспортники, энергетики. К сожалению, этот процесс уже начался. Но если с Севера уйдет производственная сфера, то вслед за ней уйдет и бюджетная. Что там будут делать учителя, медики? Кого лечить, кого учить? В результате территория окажется брошенной, обезлюдеет. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. На освобожденные от российского присутствия просторы тут же придут сопредельные государства. Тем более что речь идет о таком лакомом куске, как Север России, где находится вся «таблица Менделеева», а кроме нее - и рыба, и биоресурсы, и энергоносители. Нелишне напомнить, что северная экономика дает 60 процентов всех валютных поступлений в казну государства, а стало быть, именно государство должно быть заинтересовано в том, чтобы его крайние северные регионы были заселены.Вскоре законопроект о внесении изменений в закон о госгарантиях будет рассматриваться Госдумой во втором чтении. В ходе подготовки к нему магаданский депутат и его единомышленники добились, чтобы в проект были внесены изменения, которые обозначены, как «поправка депутата Буткеева». Смысл ее таков: если местные бюджеты или работодатели предоставляют какие-то льготы своим работникам, то понесенные в связи с этим затраты компенсируются им из федерального бюджета.Ну а если поправка Буткеева не пройдет, и законопроект будет принят в первоначальном виде? В таком случае, по мнению Владимира Анатольевича, есть все основания для обращения в Конституционный суд. Ведь, как уже говорилось, согласно Конституции ответственность по государственным обязательствам должно нести само государство, а не частное лицо, будь это мелкий лавочник или нефтяной магнат.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!