«Из всех искусств для нас важнейшим является кино...»- этот лозунг висел когда-то чуть ли не во всех кинотеатрах страны
Недавно случайно в радиопередаче «Встреча с песней» услышал теперь уже давно забытый модный шлягер шестидесятых годов на слова Льва Ошанина. Есть в нем такие строки: «Я иду без тебя переулком знакомым. Я спешу не с тобой, а с Наташкой в кино». Нынешнему молодому поколению они ничего не говорят. У меня же песня вызвала ностальгические воспоминания по старому доброму другу, каким считал и считаю кино до сих пор. Было оно и общедоступным, и очень популярным.Память тотчас же вытолкнула на поверхность ранние детские воспоминания. Ожидание воскресенья, ожидание чуда. Оно наступало, когда, получив полтинник на билет и двугривенный на мороженое, вместе с такими же счастливчиками с нашего двора мы мчались к заветному кассовому окошечку соломбальского кинотеатра «Революция», чтобы увидеть «Золотой ключик», «Детей капитана Гранта», «Тимура и его команду».Мои школьные годы в Молотовске вобрали в себя уже суровые фильмы: «Котовский», «Александр Пархоменко», «Небо Москвы», «Малахов курган», «Она защищает Родину», которые мы торопились посмотреть в клубе Горького или в клубе строителей.Потом годы юности. Топтание на крыльце «Родины». Это уже не только предвкушение встречи с интересным зрелищем, но и трепетное ожидание опаздывающей к началу сеанса девушки, откликнувшейся на приглашение. Кино в те годы обязательно входило в «джентльменский набор» ухаживаний.Так уж получилось, что к кинематографу я оказался даже более причастен, чем большинство моих сверстников, потому что еще мальчишкой был вхож в среду киномехаников, «крутил» фильмы и некоторые из них смотрел по десятку раз. А потом уже, став «сильно» взрослым, снова чаще других соприкасался с волшебным миром киноискусства. Многие из живущих в Северодвинске и поныне вспоминают клуб любителей кино «Экран», который они посещали в семидесятые - восьмидесятые годы. Все это время мне довелось быть его председателем. Секретарем совета и наиболее активным моим помощником был Александр Гузнищев, начинавший тогда журналистскую деятельность в заводской газете «Трибуна рабочего».Схема работы «Экрана» была чрезвычайно проста. Присутствующие на заседаниях клуба, а именно так назывались его сборы, смотрели фильм, потом высказывали о нем свое мнение. Причем длинных выступлений обычно не было, некоторые представляли собой просто короткие реплики.Но и этого было достаточно, чтобы иметь коллективное мнение о достоинствах картины и недостатках. Обобщить же и выразить его на газетных страницах поручалось кому-нибудь из журналистов.Однако, несмотря на внешне кажущуюся простоту, все это потребовало большой предварительной подготовки. Во-первых, фильм для клуба должен быть первоэкранным, еще никогда не демонстрировавшимся в городе. Обсуждать и рекламировать старые картины не имело никакого смысла. Новые же фильмы областная база Главкинопроката выдавала с большим разбором. От этого зависел финансовый план кинотеатров. Нужно было также найти зал с широкопленочной и с широкоэкранной аппаратурой.Все удалось решить с помощью нескольких энтузиастов, добровольно взявших на себя дополнительные хлопоты. Приютить клуб вызвались руководители заводского Дома техники Василий Мокроусов и Маргарита Тамменен. Помещение оказалось очень подходящим. И небольшой зал, насчитывающий около ста мест, с великолепной акустикой, и новая совершенная аппаратура обеспечивали высококачественный показ. Кроме того, Дом техники находился, как говорится, на «людопотоке». Большинство работающих на заводе возвращались домой, не минуя проспект Ленина. На их пути находился и Дом техники. Это обстоятельство, да еще буфет, в котором можно было перекусить, выпить чаю или кофе перед началом просмотра, тоже способствовали работе клуба.Забота о фильмах легла на плечи нашего второго учредителя (первым была редакция газеты «Трибуна рабочего», а позднее первичная организация Союза журналистов) - кинотеатра «Сириус», в то время еще носившего свое первоначальное название «Россия». Практически это делалось так. В те годы каждый вторник в Архангельск съезжались директора кинотеатров, руководители киносети из районов области, где они целый день, с утра до позднего вечера, смотрели новые фильмы, поступившие на областную фильмобазу. Делалось это для более четкого планирования репертуара на следующий месяц. С Архангельском Татьяне Колесниченко удалось договориться о постоянном сотрудничестве, и с каждого просмотра она возвращалась не с пустыми руками, вместе с ней «приезжала» и картина для очередного занятия клуба, отобранная по ее выбору. Время от времени гостями «Экрана» становились заезжие актеры, кинорежиссеры. Более интересно и содержательно проходили клубные заседания, когда на них появлялась киновед областного управления кинофикации Т. Семенова. Татьяна Глебовна обычно приезжала на просмотр фильмов Тарковского и других «трудных» картин. И всегда была желанным гостем. Ее вступительное слово, участие в импровизированных дискуссиях помогали глубже понять их философскую суть.Клуб действовал более пятнадцати лет и закрылся в начале девяностых, когда началась деградация отечественной кинематографии. Но произошло это постепенно, не разом. Сначала поставили на ремонт Дом техники, как оказалось, на несколько лет. Потом в стране резко сократился выпуск кинофильмов, опустели кинотеатры. Когда же накануне нового века вновь открылся Дом техники, места для кино там вообще не нашлось. Под его крышей на месте кинозала расположился служебный офис.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!