В судостроение он пришел в девятнадцать лет и был самым молодым ответственным сдатчиком в истории Севмаша. Сегодня он на многое изменил свой взгляд и убежден в том, что флот России в нынешнем своем состоянии существовать не может
Будущий Севмаш строил дизель-электрические ракетные подлодки проекта 629, когда возникла идея взять «комсомольское шефство» над одним из «заказов». Естественно, вести и сдавать флоту такой корабль должен был член ВЛКСМ. Жуков подходил и по приобретенному опыту, и по образованию, и по возрасту. В истории Севмашпредприятия таких молодых ответственных сдатчиков больше не было. В послужном списке Виталия Вениаминовича три подлодки - «заказы» 804, 808, 813. Позже, вплоть до ухода на заслуженный отдых, он работал в различных управленческих структурах завода. Сегодня он гость «Кают-компании» и собеседник «Корабельной стороны». - Виталий Вениаминович, в последние годы, если мы с вами встречаемся, то каждый раз в библиотеках. Это не случайность?- Скорее всего, случайность. Но если говорить о пристрастии к чтению, то я всегда много читал, и до того, как пришел на завод, и когда работал на нем, и сейчас, когда ушел на пенсию, можно сказать, продолжаю «болеть» библиотекой, вернее, библиотеками, потому что я их действительно посещаю несколько, хотя с некоторых пор отдаю предпочтение библиотеке ДОФ.- Тогда следующий мой вопрос как к большому книгочею. У меня такое впечатление, что мы из «самой читающей страны в мире» медленно, но верно превращаемся в «самую смотрящую телевизор». Вы мне возразите?- Скорее, соглашусь с вами. По моим наблюдениям, старики, вроде меня, книг не читают. Газеты еще может быть, а вот книг не читают. Видимо, у них сегодня другие интересы, дачное хозяйство, как правило... И молодежь, к сожалению, тоже книг не читает. Точнее сказать, молодые люди их читают, но в большинстве случаев это либо учебники, либо та литература, которую требует от них учебная программа. Искреннего интереса к художественной литературе, попыток разобраться в прошлом страны и в том, что сегодня происходит, я не заметил. Информацию люди приучены получать «из телевизора». Это вредное занятие, особенно для молодых, потому что телевизор, как мне кажется, приучает к лени. - Что читает бывший ответственный сдатчик подводных лодок Жуков, будучи на пенсии?- Все, пожалуй, и не перечислить.- Образно, скажем так, назовите свою «обязательную программу»...- Журналы «Морской сборник», «Наука и жизнь», «Воин», «Искатель», «Вокруг света», «Домашняя энциклопедия», справочные издания по флоту, по подлодкам... Из художественной литературы регулярно читаю журналы «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Роман-Газета». Из наших современных маринистов ценю В.Шигина и Н.Черкашина, хотя последняя книга Черкашина «Унесенные в бездну» меня разочаровала.- А детективы?- Детективы - это моя слабость, каюсь. Но, с другой стороны, готов признаться, для меня это такая литература, которую прочел и тут же забыл, словом, не для размышлений.- И все же поводы для размышлений есть?- Есть и немало. Их не может не быть при нашей истории. - У нас, кстати, есть повод поговорить об истории. Вы ведь один из немногих ныне живущих в нашем городе, кто хорошо знал Евгения Павловича Егорова, причем знал его лично. Каким он остался в вашей памяти?- Евгения Павловича многие сегодня называют человеком-легендой. Действительно, это был своеобразный человек, личность. То, что сделал Егоров для нашего завода, для города, для нашего кораблестроения в целом, ставит его на особое место. Подобных ему директоров в Северодвинске больше не было.Сразу же оговорюсь, с Егоровым мне и в самом деле довелось тесно работать, а близко, если так можно сказать, по-человечески, мы не были знакомы. Так получилось. Мне в этом смысле как бы не повезло. Я сдал флоту три лодки. Егоров, которого на те дни отвлекли другие, более важные дела, лишь однажды был на подписании приемного акта, в двух других случаях присутствовал главный инженер Вашанцев. После церемонии подписания, как правило, устраивался банкет, и там уже в неформальной обстановке можно было бы познакомиться и поближе. Иными словами, я не был с Егоровым на короткой ноге, но часто имел с ним дело по работе...О таких людях в известном и положительном смысле можно говорить - это фигура. Справедливо-требовательный. Технически грамотный, во всех рабочих вопросах здорово разбирался. Умел выступать, в том смысле, что излагал мысли ясно, доступно, убедительно. В министерстве его не просто знали, а ценили, он внушал чиновникам почтение, а не наоборот. Очень ценным его качеством считаю то, что он всегда пестовал, поддерживал молодежь. Вообще, можно сказать, он делал ставку на молодых. Человек с необычайно широким кругозором, он не замыкался на какой-то одной сфере, это был директор с мозгами министра. Еще скажу - он был достаточно прост в общении, обладал тонким чувством юмора. На директорских проверках обычно собирались люди, которые исповедовали разные стили управления и руководства. И ответственные сдатчики здесь не исключение. Были и те, кто брал горлом или же решал проблемы, прямо апеллируя к директору. Поэтому был как-то период, что на проверки люди стали ходить с ожиданием неизбежных жалоб, претензий, взбучек и так далее. Вот однажды Егоров мне говорит:- Жуков, ты как-то неинтересно докладываешь.- То есть?!- Ругани у тебя нет, - отвечает. По глазам Егорова вижу - он шутит, а другим - прозрачный намек: может, хватит друг друга грызть.Он мог в разговор, что называется, ввернуть интересное слово или же фразу. Однажды пожарные не разрешали на моем «заказе» проводить огневые работы. Я - за помощью к директору. Он: «Жуков, никогда не спорь с городовым, с попом и с пожарным». Ну это я для примера...На всю жизнь запомнил день, когда последний раз увидел его в директорском кабинете. Мы с А.И.Завершинским пришли к нему подписывать укрупненный сетевой график. Евгений Павлович находился в подавленном состоянии духа, был очень рассеян, я бы сказал, небрежен... Сейчас, я думаю, в тот день он уже знал, что его ждет... Я уехал на согласование в Москву, вскоре вернулся, а мне с порога: «Егорова сняли». Точнее было бы сказать по формулировке - «освободили в связи с переходом на другую работу», но на заводе-то это «освобождение» всеми воспринималось как «снятие»... В личной жизни Евгений Павлович был глубоко несчастным человеком.- В те годы, когда вы работали ответственным сдатчиком, завод ? 402 в «новостях из-за бугра» впервые стали называть «фирмой Егорова». Даже «супостаты» относились с уважением, нет, даже почтением к директору, но, можно сказать, что и к его коллективу. - Мы тогда строили ракетоносные подлодки 629 проекта поточно-позиционным методом, который был уже опробован на дизельных торпедных лодках 611 проекта. То есть, по сути, работал конвейер по производству стратегических кораблей. Флоту передавались ежегодно по четыре, а то и по пять подлодок. С этим нашему потенциальному противнику тех лет, конечно, приходилось считаться. Что касается «фирмы Егорова». Завод работал с огромным напряжением, но по четкой технологии, которую отладил именно Е.П.Егоров. За готовностью каждого корабля очень строго следили и главные специалисты, и лично директор. Приходящий с испытаний «заказ» обычно ждал дежурный заводской автобус. Даже если швартовка случалась ночью, первым делом ответственного сдатчика везли с отчетом к директору, бывало - прямо на квартиру... У самого же Евгения Павловича доклады в ЦК КПСС, отчеты и запросы к дюжине министерств стали ежедневной практикой. Вообще, совмещенные испытания, когда в целях сокращения сроков заводские и государственные испытания объединяют в одни, стали нормой. Сбои в графиках, отставание в сдаточных программах устранялись так, что с затратами никто не считался.Вот такой случай: во время испытаний 808 «заказа» сломался командирский перископ - устройство сложное и очень дорогостоящее. Мы вернулись с моря, стали к причалу, а на нем уже ждет нас... совершенно новый перископ, на замену сломанному. Таким было то время, и так мы работали...- Виталий Вениаминович, я буквально вчера прочел статью одного столичного автора. В ней он называет северодвинское Севмашпредприятие «черной дырой российской оборонки». Я в свое время отработал на СМП шесть лет, и, признаться, меня такое определение задело что ли. А вот вы, отдав заводу гораздо больше времени, как видите сегодняшние проблемы Севмашпредприятия? В данном случае мне интересно ваше, пусть субъективное, впечатление.- Мое личное впечатление, может быть ошибочным, конечно, но оно таково. Сегодня наступили иные времена, иная страна, иная экономика, иные отношения, а Севмаш, как мне кажется, так и продолжает жить прошлым, ходить раздутым от гордости. А ведь от подобных «севмашевских традиций», то есть от самоуверенности в том, что мы, дескать, великие, единственные и незаменимые, давно нужно бы отказаться. «Надуваться» от сознания своих былых подвигов и достижений больше нечего. Надо в корне менять все и работать, не ждать более милости от Военно-Морского Флота, а самим искать заказы, биться за них. Еще одна беда, что молодежи нет, в том числе и в руководстве. Нужно менять кадры, обязательно должна быть кадровая ротация.- У вас достаточно скептический взгляд, но в то же время вы решительны в своих суждениях...- Знаете, я был оптимистом до поры до времени, а сейчас... Не то чтобы превратился в пессимиста, а с прожитыми годами ко многому стал относиться более взвешенно и рассудительно, а потому на многое изменил свою точку зрения. И не только в отношении своего родного предприятия. Я, например, не могу разделять и нынешнего отношения государства к Военно-Морскому Флоту.Знаете, меня лично «задел» недавний Парад Победы в Москве. Зрелище это было грустным еще и потому, что представлять российский ВМФ на нем поручили Черноморскому флоту. Я понимаю, есть определенная идеология, вроде как надо бы поддержать Черноморский флот, заявить о его существовании, но по большому-то счету все это несправедливо. В голову парада моряков нужно ставить Северный флот - наш атомный, стратегический, который, хотя уже и с натяжкой, но еще можно назвать флотом.Мне очевидно, что флот России дальше таким, каким он есть сегодня, существовать не может. Проблему его небоеспособности я вижу даже не в малом количестве кораблей или же в их несовершенстве, а в отсутствии настоящих моряков. Нет кадров для флота, никто их не готовит.Посмотрите, какая сейчас идет на флот техника. Когда мы в самом начале шестидесятых строили лодки, уже тогда от экипажа требовался высокий уровень знаний и обученности. При этом техника наша была рассчитана, как говорится, на три-четыре дурака, и только на пятом уже начиналось ЧП. Это тогда, больше тридцати лет назад, а сейчас? Не с десятью классами моряки должны во флот приходить. Современным подводным кораблем должны управлять люди с законченным высшим образованием.Скажу честно, когда о «Курске» начинают в очередной раз говорить, у меня едва ли не отвращение возникает. Погубили такой корабль!- А вы полагаете, «Курск» погубили?- Полагаю, что да. Уже ясно, да и государственная комиссия признала, что причиной гибели корабля стали не «конструктивные недостатки» или недоработки предприятия-изготовителя. Попытки свалить вину на завод были, и вы это знаете, а именно - ошибки в управлении и обслуживании техники, в том числе и той злосчастной торпеды...В судостроение я пришел в девятнадцать, сейчас мне уже шестьдесят девять, а это не одно поколение и людей, и кораблей - целая жизнь. Повторюсь: с годами я на многое вынужден был пересмотреть свою точку зрения. Признаться, порой наступают такие моменты, когда становится жаль своего труда, что ли... - Из ваших слов выходит есенинскую фразу можно перефразировать: «Как жаль мне лет, растраченных напрасно»?- Может быть, и так. Но только в определенном смысле.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!