Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Воскресенье, 5 мая 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 20 мая 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 20 мая 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

От Холмогор до Колы - тридцать три Николы

Версия для печатиОтправить статью другу
Этого святого чудотворца православные поморы чтят особенно. Потому что живут у моря

В православном календаре 22 мая значится как Никола Вешний (Весенний).

Земледельцы средней полосы России полагали, что к этому времени прилетает кукушка, и если она закукует на голый лес, то быть неурожаю, а нижегородцы советовали: «С Николы Вешнего сади картофель». В наших же поморских землях день этот считался праздником, который одной только церковной службой, как правило, не ограничивался.

В известной нам древнерусской литературе встречается около сорока различных произведений, рассказывающих о его необычайных делах. Николай Чудотворец (Николай Святитель, Николай Угодник) считался самым близким к Богу святым, покровителем торговли и земледелия, защитником бедных и неимущих, помощником простого люда, у него вымаливали благополучие.

Чудеса ликийского епископа

В поморской же среде Николая почитали как первого из тех могущественных небожителей, к кому следовало обращаться с молитвой в тяжкий час бедствий и странствий в океане, и чаще называли его еще и Николой Морским. Впрочем, последнее было характерно не только для нашего Севера, но и для всех российских губерний, чье население жило кораблевождением и морскими промыслами. В житиях святых мы находим описание, а точнее, все-таки, легенду, которая объясняет происхождение этого его имени.

В 3-4 веках в ликийском городе Мира, расположенном на малоазийском побережье, жил епископ по имени Николай. Однажды во время путешествия морем в Палестину он и его спутники попали в свирепый шторм. Страшная развязка казалась неминуемой, но епископ своей страстной молитвой сумел укротить стихию и, более того, - вернул к жизни одного из погибших моряков. Весть об этом диве быстро распространилась, и после смерти церковь причислила Николая к лику святых. 22 мая (или 9 мая по старому стилю) считается днем, когда мощи «чудотворного епископа» были перенесены из Миры в другой город - Бар.

В подтверждение особого отношения поморов к святому Николаю русский писатель-этнограф Сергей Максимов, оставивший наиболее полное и образное описание нашего края в середине 19 века, привел бытовавшую тогда присказку: «От Холмогор до Колы - тридцать три Николы». Присказка эта, конечно, образная, поскольку, если быть точным, монастырей, церквей и часовен, носящих имя этого чудотворца, на указанном пространстве имелось даже больше, чем тридцать три. Самым мощным оплотом православия среди них являлся Николо-Корельский монастырь.

Ни меч, ни огонь, ни время

Точная дата основания монастыря неизвестна, но, по косвенным данным, ею принято считать 1410 год. Инициативу создания этой православной обители в устье Северной Двины приписывают преподобному Евфимию, а упоминание в названии монастыря имени Святого Николая служит еще одним свидетельством большой популярности этого чудотворца на Севере России.

В 1419 году поморские земли Летнего берега Белого моря подверглись опустошительному набегу шведов. Упоминание об этом находим в летописи: «пришедши числом 500 войною с моря, пожгли и христиан посекли». Тогда деревянные стены монастыря не выдержали осады, он был разграблен и сожжен. Только через несколько лет мирная жизнь близ него стала понемногу налаживаться. Предание говорит о том, что тогда же на морском берегу местными жителями случайно была обнаружена икона святого Николая, которая единственная неведомым и действительно чудесным образом уцелела от разбоя и пожара, а затем долгое время лежала «нетленной» на берегу моря. Икону, которую не взяли ни огонь, ни меч иноземца, ни морская вода, вернули монахам.

Окончательно монастырь отстроили к 1471 году. К слову, сам факт восстановления Николо-Корельской обители, многие историки склонны объяснять не только щедрыми пожертвованиями Марфы Посадницы, но и уважительным отношением северян к образу Николы Морского. Последующие несколько веков иконописный образ его находился в монастыре. Причем при вторичном разграблении монастыря польско-литовскими рокшанами под командованием Барышпольца в 1613 году образ Николы Морского снова уцелел.

У поморов постоянно крепла вера в чудотворную силу святого. Так, французский путешественник де Ламартиньер, посетивший север Кольского полуострова в 1653 году, называл жителей Русской Лапландии не иначе, как «николаистами»: здесь в каждом доме имелась икона Святого Николая.

К Николе Вешнему во многих местах Поморья приурочивали первый выход судов в море. Любой флотский исследователь обратит внимание на то, что большинство промысловых и торговых судов наших предков на Мурманском и Беломорском Севере носило название «Святой Николай», причем традиция называть корабли именем этого чудотворца и угодника сохранилась вплоть до самого конца 19 века, когда пароходы пришли на смену парусным судам. Этнографы упоминают «рассуждения» наших предков по этому поводу: «Помогает ли когда Никола? Кто знает, все же уверенность укрепит. Это по старинке мы. Надея стародавняя».

Водное странствие иконы

Мысль о том, что древнюю монастырскую реликвию следует перевезти в губернский Архангельск, пришла известному архиепископу Варнаве ровно через 300 лет после разбойного разорения монастыря скандинавами. Этот священнослужитель, имевший в ту пору большой политический вес и пользовавшийся уважением населения, предложил поместить икону Николы Морского в часовню Никольского подворья на правом берегу Северной Двины. Церемония передачи образа состоялась в сентябре 1719 года при огромном стечении народа. Как описывают очевидцы, из Николо-Корельского монастыря в Архангельск икону доставили на празднично разукрашенном карбасе, и сам архиепископ Варнава встречал ее на пристани Юрьева Звоза. Надо сказать, что вместе с образом Николы Морского в губернский центр в тот день доставили еще и большой деревянный крест, который в свое время был пожалован монастырю царем Федором Алексеевичем. Но самое, быть может, интригующее событие, которое также подметили современники, - икона по прибытии в Архангельск мироточила, а молитвы, обращенные к образу Николы Чудотворца, стали причиной исцеления больных и калек. Даже старообрядцы, которых на Русском Севере было немало, а также иноверцы с почтением относились к новой архангельской реликвии.

«Не погрязать в тине суеты...»

К середине 19 века деревянные постройки Никольского подворья крайне обветшали. Возможно, именно поэтому писатель Сергей Максимов, посетивший Архангельск примерно тогда же, не удостоил их своим вниманием. Когда же встал вопрос о сносе и постройке на их месте епархиального женского училища, именно из-за нерешенного вопроса о новом пристанище для иконы Святого Николая раз за разом откладывалась разборка старой часовни.

Наконец в 1869 году построили каменное здание Никольской церкви, которое, правда, прослужило недолго. Церковь находилась на многолюдном месте в административном и торговом центре Архангельска, рядом располагался главный городской рынок. Естественно, что именно сюда и устремлялось большое число верующих, а тесное помещение не могло вместить всех желающих, и во время служб часть из них вынуждена была стоять даже на улице, в лучшем случае, на ступеньках храма. Хотя здание несколько раз ремонтировалось на средства известной архангельской меценатки почетной гражданки города Павлы Михайловны Шингаревой, судьба его оказалась предрешенной.

В 1904-м церковь разобрали и на ее месте в невероятно малые сроки, всего за полгода, возвели новую, которая сохранилась и поныне. Значительную часть расходов на ее строительство составили добровольные пожертвования граждан. Тогда же древний чудотворный образ святого Николы Морского украсили серебряной ризой и разместили в специальном выступе иконостаса.

7 ноября 1904-го епископ Иоанникий освящал новую Никольскую церковь. Тогда же прозвучали и слова протоирея В.Смирнова, объясняющие духовное назначение храма: «Своим видом напоминать, что не следует погрязать в тине житейской суеты, что необходимо хоть на время отрешиться от нее и быть в единении с Богом».

Тот, кто бывает в Архангельске, легко может найти эту церковь: она расположена в районе Красной пристани напротив бывшего Дворца пионеров. Здание это со своеобычной архитектурой, особенно привлекают внимание витражи и узорный орнамент из кирпича. Помнится, в самом начале шестидесятых, когда церковь уже лишилась верхней своей части, она своим видом здорово «ввела в заблуждение» нас с отцом: уж больно напоминала бывший особняк весьма состоятельного предпринимателя царских времен, и потому мы решили, что этим домом до революции владел «какой-то купец».

«Прозьба не отказать прозьбу»...

Между тем, своим «неузнаваемым» видом здание «было обязано» атеистическим погромам, волна которых прокатилась по Архангельску в середине двадцатых годов. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что Никольская церковь на набережной Северной Двины опять-таки чудом оставалась действующей гораздо дольше остальных церквей в областном центре.

В первый раз претензии на здание были заявлены в 1928 году. Сделали это активисты Архангельского городского клуба национальных меньшинств имени Луначарского в своем заявлении в губисполком. Орфография этого документа сохранена: «Прозьба не отказать нашу прозьбу и дать вышеуказанное помещение под культурно-просветительной работы среди нацменьшинств». После завершения работы специальной комиссии появилось решение: «на месте алтаря соорудить сцену, пробить новые окна для улучшения освещенности, полностью переделать крышу, закрасить внутренние фрески клеевой краской».

Поводом для расторжения договора с общиной верующих послужил случай, зарегистрированный местными чекистами: дьякон и сторож Никольской церкви были уличены в изготовлении контрреволюционных прокламаций к празднику1 Мая 1927 года.

В начале февраля 1930 года храм закрыли. Большую часть имущества передали в Рождественскую церковь Архангельска, а самую ценную реликвию - икону святого Николы Чудотворца - отдали на хранение представителю общины верующих некоему П.Т.Севастьянову. Имя этого человека затем быстро исчезло в событиях последующего бурного времени, как затерялся и след древней духовной реликвии поморов, которая имела и по сей день имеет высочайшую историко-культурную ценность.

Горько церкви в Конецдворье

Сегодня эта Никольская церковь радует взор ухоженным видом, а сердце - тем, что в Архангельске - первом морском порту России - есть теперь свой «морской храм», даже несмотря на то, что главная его чудотворная икона пока остается лишь упоминанием в летописях и преданиях.

Однако нельзя не сказать и о том, что тревожит... Гибнет старинная Никольская церковь в поморском селе Конецдворье, что в считанных километрах от Архангельска. Церковь эта уникальна в архитектурном плане, поскольку являет собой пример так называемых северных «привозных церквей». Много лет назад, когда село было еще в цветущей силе, жители его решили поставить храм. Но остров Конешный, где стоит Конецдворье, и тогда был безлесным. По заказу сельской общины здания церкви и колокольни, как и деревянную ограду с вратами, срубили в Подвинье, а затем в разобранном виде перевезли к месту установки и собрали. Опять-таки по специальному заказу поморов мастера отлили именные «конецдворские» колокола, правда, до нашего времени уцелел только один из них.

Сегодня храм находится не просто в аварийном, в катастрофическом состоянии, а табличка «памятник архитектуры, охраняется государством» истлела на нем еще лет пятнадцать назад. Святой Никола, возможно, и сегодня способен творить чудеса, но вот спасение старинного храма, названного его именем, - это не его, а наша мирская забота. Как жаль, что мы этого еще не поняли!

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Спорт   А только ль судьи виноваты?  |
Происшествия   Сети на... браконьеров  |  ГО без «Волги»  |
Экономика   Атомный проект получит оценку  |
Мир   Информация с верфей  |  «Seawolf»: второе рождение  |
Северодвинск   По большой воде в глубинку  |  Ловись рыбка велика  |
Россия   Прощай, «Хиросима»!  |
Общество   Гимназия стала домом  |  Из небытия  |  Подарок с продолжением  |  В мае жениться - примета хорошая  |  Маймаксанский самородок  |  От Холмогор до Колы - тридцать три Николы  |  Поморские НОВОСТИ  |  Старушки любят погорячее  |  Вавчуга утерла нос Европе  |  Евро от русского «француза»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2002
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com