Этого святого чудотворца православные поморы чтят особенно. Потому что живут у моряВ православном календаре 22 мая значится как Никола Вешний (Весенний). Земледельцы средней полосы России полагали, что к этому времени прилетает кукушка, и если она закукует на голый лес, то быть неурожаю, а нижегородцы советовали: «С Николы Вешнего сади картофель». В наших же поморских землях день этот считался праздником, который одной только церковной службой, как правило, не ограничивался.В известной нам древнерусской литературе встречается около сорока различных произведений, рассказывающих о его необычайных делах. Николай Чудотворец (Николай Святитель, Николай Угодник) считался самым близким к Богу святым, покровителем торговли и земледелия, защитником бедных и неимущих, помощником простого люда, у него вымаливали благополучие. Чудеса ликийского епископаВ поморской же среде Николая почитали как первого из тех могущественных небожителей, к кому следовало обращаться с молитвой в тяжкий час бедствий и странствий в океане, и чаще называли его еще и Николой Морским. Впрочем, последнее было характерно не только для нашего Севера, но и для всех российских губерний, чье население жило кораблевождением и морскими промыслами. В житиях святых мы находим описание, а точнее, все-таки, легенду, которая объясняет происхождение этого его имени. В 3-4 веках в ликийском городе Мира, расположенном на малоазийском побережье, жил епископ по имени Николай. Однажды во время путешествия морем в Палестину он и его спутники попали в свирепый шторм. Страшная развязка казалась неминуемой, но епископ своей страстной молитвой сумел укротить стихию и, более того, - вернул к жизни одного из погибших моряков. Весть об этом диве быстро распространилась, и после смерти церковь причислила Николая к лику святых. 22 мая (или 9 мая по старому стилю) считается днем, когда мощи «чудотворного епископа» были перенесены из Миры в другой город - Бар. В подтверждение особого отношения поморов к святому Николаю русский писатель-этнограф Сергей Максимов, оставивший наиболее полное и образное описание нашего края в середине 19 века, привел бытовавшую тогда присказку: «От Холмогор до Колы - тридцать три Николы». Присказка эта, конечно, образная, поскольку, если быть точным, монастырей, церквей и часовен, носящих имя этого чудотворца, на указанном пространстве имелось даже больше, чем тридцать три. Самым мощным оплотом православия среди них являлся Николо-Корельский монастырь. Ни меч, ни огонь, ни времяТочная дата основания монастыря неизвестна, но, по косвенным данным, ею принято считать 1410 год. Инициативу создания этой православной обители в устье Северной Двины приписывают преподобному Евфимию, а упоминание в названии монастыря имени Святого Николая служит еще одним свидетельством большой популярности этого чудотворца на Севере России.В 1419 году поморские земли Летнего берега Белого моря подверглись опустошительному набегу шведов. Упоминание об этом находим в летописи: «пришедши числом 500 войною с моря, пожгли и христиан посекли». Тогда деревянные стены монастыря не выдержали осады, он был разграблен и сожжен. Только через несколько лет мирная жизнь близ него стала понемногу налаживаться. Предание говорит о том, что тогда же на морском берегу местными жителями случайно была обнаружена икона святого Николая, которая единственная неведомым и действительно чудесным образом уцелела от разбоя и пожара, а затем долгое время лежала «нетленной» на берегу моря. Икону, которую не взяли ни огонь, ни меч иноземца, ни морская вода, вернули монахам. Окончательно монастырь отстроили к 1471 году. К слову, сам факт восстановления Николо-Корельской обители, многие историки склонны объяснять не только щедрыми пожертвованиями Марфы Посадницы, но и уважительным отношением северян к образу Николы Морского. Последующие несколько веков иконописный образ его находился в монастыре. Причем при вторичном разграблении монастыря польско-литовскими рокшанами под командованием Барышпольца в 1613 году образ Николы Морского снова уцелел. У поморов постоянно крепла вера в чудотворную силу святого. Так, французский путешественник де Ламартиньер, посетивший север Кольского полуострова в 1653 году, называл жителей Русской Лапландии не иначе, как «николаистами»: здесь в каждом доме имелась икона Святого Николая. К Николе Вешнему во многих местах Поморья приурочивали первый выход судов в море. Любой флотский исследователь обратит внимание на то, что большинство промысловых и торговых судов наших предков на Мурманском и Беломорском Севере носило название «Святой Николай», причем традиция называть корабли именем этого чудотворца и угодника сохранилась вплоть до самого конца 19 века, когда пароходы пришли на смену парусным судам. Этнографы упоминают «рассуждения» наших предков по этому поводу: «Помогает ли когда Никола? Кто знает, все же уверенность укрепит. Это по старинке мы. Надея стародавняя».Водное странствие иконыМысль о том, что древнюю монастырскую реликвию следует перевезти в губернский Архангельск, пришла известному архиепископу Варнаве ровно через 300 лет после разбойного разорения монастыря скандинавами. Этот священнослужитель, имевший в ту пору большой политический вес и пользовавшийся уважением населения, предложил поместить икону Николы Морского в часовню Никольского подворья на правом берегу Северной Двины. Церемония передачи образа состоялась в сентябре 1719 года при огромном стечении народа. Как описывают очевидцы, из Николо-Корельского монастыря в Архангельск икону доставили на празднично разукрашенном карбасе, и сам архиепископ Варнава встречал ее на пристани Юрьева Звоза. Надо сказать, что вместе с образом Николы Морского в губернский центр в тот день доставили еще и большой деревянный крест, который в свое время был пожалован монастырю царем Федором Алексеевичем. Но самое, быть может, интригующее событие, которое также подметили современники, - икона по прибытии в Архангельск мироточила, а молитвы, обращенные к образу Николы Чудотворца, стали причиной исцеления больных и калек. Даже старообрядцы, которых на Русском Севере было немало, а также иноверцы с почтением относились к новой архангельской реликвии.«Не погрязать в тине суеты...»К середине 19 века деревянные постройки Никольского подворья крайне обветшали. Возможно, именно поэтому писатель Сергей Максимов, посетивший Архангельск примерно тогда же, не удостоил их своим вниманием. Когда же встал вопрос о сносе и постройке на их месте епархиального женского училища, именно из-за нерешенного вопроса о новом пристанище для иконы Святого Николая раз за разом откладывалась разборка старой часовни. Наконец в 1869 году построили каменное здание Никольской церкви, которое, правда, прослужило недолго. Церковь находилась на многолюдном месте в административном и торговом центре Архангельска, рядом располагался главный городской рынок. Естественно, что именно сюда и устремлялось большое число верующих, а тесное помещение не могло вместить всех желающих, и во время служб часть из них вынуждена была стоять даже на улице, в лучшем случае, на ступеньках храма. Хотя здание несколько раз ремонтировалось на средства известной архангельской меценатки почетной гражданки города Павлы Михайловны Шингаревой, судьба его оказалась предрешенной. В 1904-м церковь разобрали и на ее месте в невероятно малые сроки, всего за полгода, возвели новую, которая сохранилась и поныне. Значительную часть расходов на ее строительство составили добровольные пожертвования граждан. Тогда же древний чудотворный образ святого Николы Морского украсили серебряной ризой и разместили в специальном выступе иконостаса.7 ноября 1904-го епископ Иоанникий освящал новую Никольскую церковь. Тогда же прозвучали и слова протоирея В.Смирнова, объясняющие духовное назначение храма: «Своим видом напоминать, что не следует погрязать в тине житейской суеты, что необходимо хоть на время отрешиться от нее и быть в единении с Богом».Тот, кто бывает в Архангельске, легко может найти эту церковь: она расположена в районе Красной пристани напротив бывшего Дворца пионеров. Здание это со своеобычной архитектурой, особенно привлекают внимание витражи и узорный орнамент из кирпича. Помнится, в самом начале шестидесятых, когда церковь уже лишилась верхней своей части, она своим видом здорово «ввела в заблуждение» нас с отцом: уж больно напоминала бывший особняк весьма состоятельного предпринимателя царских времен, и потому мы решили, что этим домом до революции владел «какой-то купец».«Прозьба не отказать прозьбу»...Между тем, своим «неузнаваемым» видом здание «было обязано» атеистическим погромам, волна которых прокатилась по Архангельску в середине двадцатых годов. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что Никольская церковь на набережной Северной Двины опять-таки чудом оставалась действующей гораздо дольше остальных церквей в областном центре.В первый раз претензии на здание были заявлены в 1928 году. Сделали это активисты Архангельского городского клуба национальных меньшинств имени Луначарского в своем заявлении в губисполком. Орфография этого документа сохранена: «Прозьба не отказать нашу прозьбу и дать вышеуказанное помещение под культурно-просветительной работы среди нацменьшинств». После завершения работы специальной комиссии появилось решение: «на месте алтаря соорудить сцену, пробить новые окна для улучшения освещенности, полностью переделать крышу, закрасить внутренние фрески клеевой краской».Поводом для расторжения договора с общиной верующих послужил случай, зарегистрированный местными чекистами: дьякон и сторож Никольской церкви были уличены в изготовлении контрреволюционных прокламаций к празднику1 Мая 1927 года. В начале февраля 1930 года храм закрыли. Большую часть имущества передали в Рождественскую церковь Архангельска, а самую ценную реликвию - икону святого Николы Чудотворца - отдали на хранение представителю общины верующих некоему П.Т.Севастьянову. Имя этого человека затем быстро исчезло в событиях последующего бурного времени, как затерялся и след древней духовной реликвии поморов, которая имела и по сей день имеет высочайшую историко-культурную ценность. Горько церкви в Конецдворье Сегодня эта Никольская церковь радует взор ухоженным видом, а сердце - тем, что в Архангельске - первом морском порту России - есть теперь свой «морской храм», даже несмотря на то, что главная его чудотворная икона пока остается лишь упоминанием в летописях и преданиях. Однако нельзя не сказать и о том, что тревожит... Гибнет старинная Никольская церковь в поморском селе Конецдворье, что в считанных километрах от Архангельска. Церковь эта уникальна в архитектурном плане, поскольку являет собой пример так называемых северных «привозных церквей». Много лет назад, когда село было еще в цветущей силе, жители его решили поставить храм. Но остров Конешный, где стоит Конецдворье, и тогда был безлесным. По заказу сельской общины здания церкви и колокольни, как и деревянную ограду с вратами, срубили в Подвинье, а затем в разобранном виде перевезли к месту установки и собрали. Опять-таки по специальному заказу поморов мастера отлили именные «конецдворские» колокола, правда, до нашего времени уцелел только один из них.Сегодня храм находится не просто в аварийном, в катастрофическом состоянии, а табличка «памятник архитектуры, охраняется государством» истлела на нем еще лет пятнадцать назад. Святой Никола, возможно, и сегодня способен творить чудеса, но вот спасение старинного храма, названного его именем, - это не его, а наша мирская забота. Как жаль, что мы этого еще не поняли!
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!