Загадочная находка на деревенской грядке
На доме жителя деревни Вавчуга Михаила Егоровича Спиридонова под самым коньком крыши висит необычная для деревенских мест чугунная маска с античным лицом. Небольшая по размеру, элегантная, она вызывает неизменный интерес приезжих людей.СВОИ, деревенские, уже привыкли к неожиданному украшению. Нашел ее хозяин, когда, закончив плавать на судах Северного морского пароходства, решил по-хорошему обустроить деревенский дом. Тогда и откопал неказистую, проржавевшую «железяку». Сначала хотел выкинуть, но, очистив от земли, понял, что вещь ему попалась занятная. Обмыл, покрыл серебрином и повесил на фасаде дома. Желая узнать происхождение маски, поспрашивал соседей, как она могла оказаться на огороде. - Выяснил немного, - делится воспоминаниями 82-летний Михаил Егорович. - Андрей Назаров, живший через дорогу, сейчас уже покойный, рассказал, что таких масок на доме, когда он еще был большим двухэтажным - «на поветь на тройке въезжали», - было несколько. литье это попало, по его мнению, из Голландии.В прошлые годы часто наезжали к нам на «Гоголе» туристы со всего Союза. Один из них, ленинградец, увидев изображение, сказал, что такого рода изделиями в давние времена украшали форштевни кораблей. Вот и все, что удалось узнать.Позже, вернувшись в город, взял в библиотеке книгу Т. М. Матвеевой «Убранство русских кораблей». В ней, действительно, отмечается, что раньше, в петровскую эпоху, корабельные мастера частенько украшали корму, боковые галереи, концы крамболов, гальюн и носовую оконечность гравюрами, барельефами, изящными фигурками, иным художественным декором. Так что, скорее всего, верно предположение питерца, тем более, если учесть, что Вавчуга в прошлом была крупнейшей корабельной верфью, которую называют «колыбелью отечественного торгового судостроения». Здесь были спущены на воду десятки галиотов, лихтеров, фрегатов, гукоров. Историки утверждают, что всего построено более 120 торговых и промысловых судов, а первое подняло паруса 24 мая 1702 года. Выходит, круглая дата подоспела - триста лет стукнуло вавчужской верфи. И хоть давно это было, но славные деяния тех лет бесследно в лету не канули. Первая корабельная верфьЭто была замечательная пора, эпоха расцвета отечественного судостроения. Архангельск тогда был единственным портом России, через который шла широкая торговля с Европой. По свидетельствам историков, на долю северной гавани приходилось до 80 процентов внешнеторгового оборота государства. На рейде с открытием навигации судов под разными флагами - невпроворот. Одно смущало российских промышленников: большая часть навара уходила иностранным купцам, предоставлявшим суда для перевозки товаров. Не было своего флота, способного конкурировать с иноземным. Тогда-то и задумали вавчужские купцы Баженины, владевшие 70-ю полевыми и сенокосными участками, двумя мукомольными мельницами, скопившие солидный капитал на продаже хлеба, вина и сала, заняться строительством кораблей. Первым делом возвели в родовом поместье, расположенном напротив Холмогор в 80-ти километрах от Архангельска вверх по течению Северной Двины, водяную пильную мельницу. Построили они ее при поддержке крестьян из окрестных деревень по, как бы сейчас сказали, немецкой технологии. Весть о новом лесопильном производстве в Вавчуге докатилась до столицы, и Петр I, будучи в Архангельске, заглянул к Бажениным посмотреть «заморскую диковинку». Это был небольшой двухрамный заводик, на котором пилили доски. Государю расторопность и купеческая смекалка пришлись по душе. Он похвалил купцов и дал добро на пиление корабельного леса. Вскоре расчетливые и хваткие Баженины написали царю челобитную с просьбой разрешить строить в «нашей вотчинишке у пильной мельницы корабли против заморского образца для отправки на них в иные страны тертых досок». Не каждому купцу даровал царь такое право. Но уверовавший в таланты холмогорцев разрешил «корабли и яхты строить иноземцами и русскими мастерами повольным наймом». Те мешкать не стали. За два года построили верфь, рядом парусный завод, несколько кузниц. На озере, расположенном прямо под деревней, насыпали несколько длинных ровных гряд, называемых сейчас гривами, на которых работные люди вили веревки и канаты. За короткий срок на шести десятинах было создано многопрофильное комплексное судостроительное производство.Основатели и наследники Весной 1702 года Баженины спустили на воду первые два фрегата «европейского образца» - «Святой Дух» и «Курьер». На торжественную церемонию пожаловал сам Петр Алексеевич. Обрадованный успехом Бажениных, сообщает историк Николай Коньков, царь лично описал в письме Ф.М Апраксину момент спуска. В Вавчуге Петр I провел несколько дней. Уезжая, подарил Осипу Баженину медальон из кизила со своим барельефным изображением. Вавчужские суда обычно строились из беломорской сосны, были «годны, крепки и сильны». Выделывали их умельцы-крестьяне, которые зимой работали на верфи, а летом на своих деревенских пахотных и сенокосных угодьях. Но корабельное дело не страдало, Баженины приспособились к сельскохозяйственному календарю. Со стапелей сходили первоклассные суда, ничуть не уступавшие по мореходным качествам голландским, английским, немецким. Государь очень гордился тем, что наши мастера «утерли нос» заморским.Приметы старины глубокойСейчас бесприютным остался дом купцов Бажениных. Государство, объявив его памятником культуры, практически ничего не сделало для сохранения уникального строения. Сейчас оно стоит обветшавшее, с выбитыми стеклами, прогнившими полами и потолками, бесславно доживает свой век. Говорят, на заре перестройки были энтузиасты, бравшиеся отреставрировать дом и приспособить его под гостиницу для туристов. Но районная власть не отдала «реликвию», а у самой средств не хватает, чтобы хоть крышу залатать. Рушится дом с мезонином, но живут легенды, связанные с его основателями. Рядом со строением можно видеть вросшую в землю наковальню, говорят, она помнит силу петровских ударов. По словам Спиридонова, Петр I собственноручно при приезде в Вавчугу посадил несколько кедров, один из которых до сих пор тянет к небу суковатые разлапистые ветви на Сахарной головке - так называется небольшой, круглой формы, островок посреди живописного Вавчужского озера.Пильная мельница еще долго служила людям - ее при советской власти приспособили для выработки электричества. Сейчас, правда, осталась только полуразрушенная плотина, которая сдерживает воду, уходящую из озера в реку. Не будь ее, наверное, и озеро давно бы превратилось в болото. Как превратилась благодаря «заботам государства» в заурядную глухомань Вавчуга, давшая жизнь торговому флоту России. И только сверкающая маска на доме Спиридонова напоминает о былой славе села и его обитателей.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!