Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 3 мая 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 8 апреля 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 8 апреля 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Все вымпелы вьются...

Версия для печатиОтправить статью другу
Чем был и чем стал Военно-морской флот России (продолжение)

До Баку волны катятся на боку

Каспийскую флотилию, например, за короткий период времени посетили министр обороны, начальник Генерального штаба, главком ВМФ и все его заместители. Командующий флотилией вице-адмирал Владимир Масорин объясняет столь пристальное внимание к своему объединению со стороны военного руководства страны тем, что военно-политическая обстановка в Центрально-Азиатском регионе, на Юго-Западном и Прикаспийском стратегическом направлении остается довольно сложной. Это подтверждает и Анатолий Квашнин, который считает, что сегодня флотилия находится на одном из главных стратегических направлений, поэтому боевая готовность, состояние сил и штат - все должно соответствовать этому положению. Президент и министр обороны ставят флотилии задачи, направленные на усиление влияния России в этом регионе. Речь идет и о возможном силовом влиянии, поэтому Каспийская флотилия находится в центре происходящих событий и на ее усиление брошены все силы и средства. Здесь создана 77-я отдельная бригада морской пехоты. База хранения экранопланов стала основой для создаваемой смешанной эскадрильи. До конца года в состав флотилии планируют принять новый корабль. Конечно, это наращивание новой силы не идет ни в какое сравнение с прежней, с тем, сколько было сокращено и сколько потеряно на южных окраинах бывшего СССР - оружия, техники и материальных запасов, и в первую очередь на Черном море.

Утомленное солнце тихо в море садилось

Черноморский флот играл важную роль в Черноморско-Средиземноморском бассейне и стабилизации военно-политической обстановки в этом регионе. Корабли под Военно-морским флагом СССР выполняли задачи у берегов Египта, Сирии, Анголы, Эфиопии и Йеменской Арабской республики, в Красном море и в Персидском заливе. К началу 80-х годов они на постоянной основе несли вахту в Индийском океане и в портах Западной Африки, обеспечивая стабильность обстановки в районе от Атлантики до Персидского залива. В периоды обострения обстановки на Ближнем Востоке, трех арабо-израильских войн, агрессии США против Ливии и против Ирака численность сил Черноморского флота в море удваивалась и количество боевых кораблей иногда достигало 60 единиц.

В разгар Югославского кризиса черноморцы сумели отправить в район конфликта лишь десантные корабли с личным составом ВДВ. Все находящиеся в строю корабли ЧФ можно перечесть по пальцам: большие противолодочные корабли «Керчь» и «Очаков», сторожевые корабли «Сдержанный», «Ладный» и «Пытливый», большие десантные корабли «Азов», «Николай Фильченко» и три номерных, не считая малых противолодочных кораблей и тральщиков. Единственный ракетный крейсер «Москва» после десятилетнего ремонта имеет ограничения по боевому применению. Из всей Констанцской ордена Ушакова бригады дизель-электрических подводных лодок в строю лишь одна - Б-871. Где же 60 кораблей Средиземноморской эскадры? Увы, эскадры больше нет.

Что тебе снится, крейсер «Аврора»

Балтийский флот должны были начать усиливать еще два года назад. На памятном для моряков заседании Совета безопасности 23 ноября 1999 года Владимир Путин заявил о таком намерении. Но вместо этого флот продолжают сокращать.

Северный флот - не подведет

Самый современный флот у России - Северный флот. Пока он есть - никто не посмеет посягнуть на права России в Арктике. Однако на наши месторождения нефти и газа на шельфе северных морей, а также биоресурсы уже претендуют многие государства.

Выступая 24 мая прошлого года на сборе офицеров воспитательных структур Северного флота, заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Владимир Доброскоченко подчеркнул, что в Северной морской зоне основным дестабилизирующим фактором являются неправомерные действия Норвегии по отношению к российским рыболовецким судам, включая их аресты в районе архипелага Шпицберген.

Ряд государств Североатлантического альянса, в первую очередь США и Норвегия, продолжают наращивать научно-исследовательскую деятельность в Северной морской зоне и Арктическом районе. Вице-адмирал Доброскоченко указал на возможные причины обострения военно-политической обстановки в Северной морской зоне и на Кольском направлении. Среди них: неурегулированность вопросов разграничения континентального шельфа в Баренцевом море; дальнейшее ужесточение требований к российским рыболовецким судам в районах промыслов в Баренцевом и Норвежском морях; размещение и ввод в эксплуатацию РЛС «Глобус-2» в районе Варде, являющейся одним из передовых элементов системы национальной ПРО США.

Наше стремление к партнерству ради мира Запад понимает как нашу слабость. Он явно торопится списать Северный флот со счетов большой политики. И для этого есть основания. Из трех флотилий атомных подводных лодок на Северном флоте остались две. Из двух эскадр подводных лодок - ни одной. Нет морской стратегической авиации. Сокращены многие дивизии и бригады кораблей. Из трех тяжелых атомных ракетных крейсеров в строю - «Петр Великий». Из двух тяжелых авианесущих крейсеров остался только «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», да и тот уже никогда никуда не пойдет на боевую службу, потому что истекли сроки постановки его в капитальный ремонт. А эта задача для флота невыполнимая.

Министр обороны считает, что минимум до 2005 года существенных военных угроз для России извне не просматривается. А состояние наших стратегических ядерных сил позволяет парировать те из них, которые теоретически могут возникнуть. Именно этим и обусловлены временные рамки проведения военной реформы, на которую отпущено от силы 2-3 года. Красиво получается на бумаге, а на деле...

Ежегодно увеличивалось число открываемых научных и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Предполагалось, что до 2005 года на флот поступят новые вооружения. Однако по ряду перспективных образцов ежегодные темпы финансирования не позволяют выдерживать планируемые сроки. Возможно, создание этих образцов может вообще потерять смысл из-за их устаревания в процессе разработки. В ближайшие пять лет основная часть средств будет вкладываться в поддержание технического состояния действующего флота, и только затем будут увеличены средства на его развитие. На сегодняшний день на поддержание флота идет 80 процентов и на развитие - 20 процентов средств. Серийное строительство кораблей новых проектов начнется после 2010 года, тогда как уже сейчас средний возраст кораблей составляет от 16 до 20 лет, и большинство из них, конечно, будут выведены из боевого состава раньше 2010 года.

Дан приказ: дифферент на корму

Будущее принадлежит подводным силам флота. В докладе «Подводные лодки будущего» специального научного совета, работающего при министерстве обороны США в качестве федерального консультативного органа, акцентируется внимание на том, что в ближайшие 30 лет подводные силы сохранят свою неуязвимость. Атомные подлодки составляют около 30 процентов от всего боевого состава ВМС, но потребляют менее 20 процентов от суммы средств, выделяемых на содержание всего флота. Стоимость эксплуатации АПЛ в год в 2 раза меньше, чем эсминца. По мнению западных аналитиков, ведущая роль подводных лодок как основы потенциала ВМС и инструмента военной политики будет возрастать.

Для обеспечения национальной безопасности Россия должна иметь в водах Мирового океана не менее четырех подводных ракетоносцев. Развитие морской составляющей стратегических ядерных сил (СЯС) РФ диктуется наращиванием высокоточного оружия (ВТО) США и странами НАТО. Оно подрывает стратегическую стабильность и делает уязвимыми МБР наземного базирования. Компенсирующим фактором может стать развитие и поддержание в высокой степени боевой готовности морской составляющей СЯС.

Владимир ГУНДАРОВ, капитана I ранга «Страна.ru»

Совершенствование ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН) должно проходить за счет принятия на вооружение новых ракетных комплексов, вывода из боевого состава устаревших и подготовки к развертыванию серийного строительства ракетных подводных лодок нового поколения типа «Юрий Долгорукий». Но для «Юрия Долгорукого» ракетный комплекс так и не был принят на вооружение из-за коррупции и чиновничьих интриг в период, когда военное ведомство возглавлял Игорь Сергеев.

Развитие многоцелевых подводных лодок должно осуществляться за счет завершения строительства ранее заложенных атомных подводных лодок третьего поколения, продолжения строительства многоцелевых ПЛА четвертого поколения типа «Северодвинск» и новых дизельных подводных лодок типа «Санкт-Петербург». Однако лодки не только третьего поколения, но уже и четвертого типа «Северодвинск», не успев достроиться, морально устарели. Сейчас в конструкторском бюро «Малахит» работают над созданием лодки типа «Северодвинск-1», которую на Западе относят к лодкам пятого поколения. Однако, по сути, это будет усовершенствованный вариант подводной лодки типа «Северодвинск». Она должна иметь меньшую шумность, чем у любой лодки ВМС США, в том числе и самой малошумной - «Сивулф». Предполагается, что строительство новой АПЛ типа «Северодвинск-1» начнется в 2004 году, а ее вступление в строй - в 2009 году. Но путь от проекта до закладки может растянуться на десятилетия, не говоря уже о сроках самого строительства. Например, «Северодвинск» строится уже девятый(!) год. Поэтому с оптимизмом смотреть в будущее подводного флота можно будет после того, как головные лодки двух классов - ракетоносные и многоцелевые - сойдут со стапелей, то есть производственный цикл будет подготовлен к строительству серии АПЛ.

И тогда, вода нам как земля

Надводные корабли должны развиваться в сторону их многоцелевого предназначения. Планировалось, в частности, строительство головного многоцелевого сторожевого корабля типа «Новик», фрегата и корвета нового поколения. Однако сейчас строительство корабля «Новик» на заводе «Янтарь» прекращено. Есть надежда на то, что удастся построить корабль «Ярослав Мудрый». Его готовность составляет сейчас 80 процентов.

На заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге заложен корвет «Стерегущий» проекта 20380 морской зоны применения для ВМФ РФ. Он будет водоизмещением до 2000 т, длиной 100 м и шириной 13 м. Корвет сможет наносить ракетные удары по надводным кораблям и береговым объектам, участвовать в противолодочных операциях. С помощью 100-мм универсального автоматического комплекса корвет сможет обеспечить огневую поддержку в ходе десантной операции. Он будет нести палубный вертолет Ка-27. Его передача флоту должна состояться в 2005 году. К концу 2002 года планируется заложить второй корвет, а в будущем году - объявить тендер на закладку фрегата. Руководство ВМФ пытается выбить деньги из правительства еще и на строительство нового десантного корабля. По крайней мере, адмирал флота Куроедов однажды на совещании сказал, что закладка нового десантного корабля, возможно, все-таки состоится. Но сегодня трудно предугадать, удастся ли это сделать. В будущем году должна состояться передача флоту новой дизель-электрической подводной лодки четвертого поколения проекта «Амур», которая является всего лишь усовершенствованной лодкой проекта 877 (по натовской классификации «Kilo»).

В текущем году боевой состав ВМФ России пополнит отремонтированный и модернизированный на заводе «Северная верфь» эсминец «Расторопный» 956-го проекта. В морском научном комитете ВМФ полагают, что совершенствование вооружения многоцелевых кораблей, каковыми становятся привычные всем эсминцы, должно пойти по пути сведения систем управления в многофункциональные комплексы, способные взаимодействовать в рамках корабельного соединения. Приоритет в развитии будет у систем получения, обработки и передачи информации в масштабах операционной зоны боевых действий. А наращивание ударной мощи кораблей произойдет за счет увеличения ракетного боезапаса и размещения на них артиллерии единого калибра (127 мм) с дополнительными снарядами.

Белеет парус одинокий в тумане моря

Фрегаты и корветы, дизель-электрические подводные лодки, конечно, тоже нужны флоту. Но не стоит забывать, что корвет в полтора раза уступает по боевой мощи фрегату, который предназначен лишь для морского, а не океанского простора. Это следующий, после эскадренных миноносцев, класс боевых надводных кораблей. Таким образом, мы создаем каботажный, то есть прибрежный, а отнюдь не океанский флот. Если бы уровень противостояния в мире снижался, то мы действительно могли бы обойтись фрегатами и корветами. Но все происходит с точностью до наоборот. Развитые страны мира стремятся закрепить свое влияние в морских и океанских районах. Столкновения интересов в этой сфере будут, несомненно, нарастать. Имея флот для действий только в прилегающих к территории морях, мы не сможем ни отразить агрессию с морских направлений, ни защитить государственные интересы в Мировом океане. Наша страна рискует остаться вдалеке от освоения перспективных экономических районов, если сегодня ничего не сделает для активизации кораблестроения.

Превращение океанского флота в каботажный будет иметь и другие последствия - без преувеличения, катастрофические для российской государственности. Этот деструктивный процесс создает условия для развязывания локальных войн по периметру страны и дальнейшего распада Российской Федерации. Не случайно Петр I, начав создавать империю, создал Российский флот как оплот государственности. Развала флота допустить никак нельзя.

И наоборот, являясь передовым оперативно-стратегическим эшелоном, вынесенным за пределы государственных границ, он может стать действенным инструментом международной политики России. Это один из важнейших выводов для понимания роли ВМФ в системе национальной безопасности России

Владимир ГУНДАРОВ, капитана I ранга



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Культура   Сегодня он играет джаз  |  Отфестивалили по полной программе  |
Происшествия   2/3 области утонет  |
Экономика   Держи карман шире  |  Северодвинску - чистую воду  |  Взрывать не будут  |  В городе скоро закроются 90 ларьков  |  Долги вернули  |
Мир   Информация с верфей  |
Северодвинск   О «Синдуратну» разобьют кокос  |  Сардан повышен в звании  |  Зимний ремонт «Вологды»  |
Акции, проекты   Увековечена газетная строка  |
Россия   Новости из портов  |  Одиссея «Эклипса» Почти по Кусто,  |  Момент истины в министерстве  |  Свобода стоит 5 млн крон  |  Все вымпелы вьются...  |
Общество   Последний причал Виктора Конецкого  |  Поморские НОВОСТИ  |  Грызть науки и там не страшно  |  В Англию на яхте  |  Звездный час Тетеревлева  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2002
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com