Загадка инициалов Егорова
Когда-то давно, в начале шестидесятых годов, я неожиданно столкнулся на улице со своей бывшей соседкой. Не виделись мы с ней несколько лет. Инна заметно повзрослела, бойкой скороговоркой она сообщила, что окончила институт и работает в школе. А узнав, что я стал строителем, крепко удивилась: «Зачем же на стройку ушел, ты же на заводе уже инженером работал?»з моего краткого разъяснения она довольно быстро поняла, что с завода я никуда не уходил и чем теперь занимаюсь.- А! Это, как прораб на стройке.Пришлось согласиться, что сходство действительно есть. Ответственные сдатчики и подчиненные им строители - на строящемся корабле полновластные хозяева. Они следят за сроками его продвижения, определяют время монтажа той или иной системы, следят за соблюдением выполнения цехами очередности работ.Моя собеседница тут оказалась не первой. У людей, не связанных с кораблестроением, понятие строитель зачастую ассоциировалось со строительным трестом. Многие путали профессию строителя с должностью, которая полностью называется не просто строитель, а строитель корабля. И происходило все это в основном из-за пресловутой секретности. Слово корабль было закрыто для печати, да и для устного употребления тоже не рекомендовалось. Для этого случая существовал синоним - заказ. Теперь все стало более прозрачно. О кораблях, которые строит завод, о том, что существует пятый отдел, занимающийся управлением строительства военных заказов, можно прочитать и в открытой печати.- На прошлой неделе отделу строителей Севмаша исполнилось полвека. Отсчет ведется с 13 февраля 1952 года. В этот день вышел приказ директора предприятия Г. Волика о назначении главными строителями кораблей - начальниками отделов №№2 и 5 известных в отрасли специалистов, А. Баранова и К. Кулигина. Первому предписывалось заниматься строительством тяжелых крейсеров проекта 82, другому - легких крейсеров проекта 68-бис.- Судьба тяжелых крейсеров решилась очень скоро. В следующем году недостроенный головной корабль был законсервирован, а затем и демонтирован, а у отдела № 2 появилась новая специализация - строительство подводных лодок. Пятый же продолжал выполнять свое изначальное предназначение еще несколько лет. В 1954 и 1955 годы завод сдал Военно-Морскому Флоту крейсера «Молотовск» и «Мурманск». А потом наступит пора организационных перестроек.В связи с юбилеем в отделе на днях состоялся торжественный прием. Вполне естественно, что в центре внимания оказались ветераны-строители: Аркадий Шеффер, Павел Лапшинов, Генрих Птицын, Николай Кирейчев. В праздничном докладе руководителя отдела Владимира Прокофьева их фамилии наряду с фамилиями Иннокентия Бахтина, Анатолия Селезнева, Алексеея Овчинникова, Александра Белопольского, Михаила Баженова и других ответственных сдатчиков прозвучали в числе тех, кто сдавал корабли еще в пятидесятые годы. На нижнем снимке, сделанном на торжественном приеме, запечатлен фрагмент юбилейного празднества отдела, другой относит нас к событиям полувековой давности. Если точнее, то это 22 сентября 1955 года. Только что подписан акт передачи Военно-Морскому флоту крейсера «Мурманск», второго корабля этого класса, построенного на заводе. Довольны представители флота, не скрывают своей радости и заводчане: ответственный сдатчик Георгий Зятьковский и директор Евгений Егоров. Фотография эта интересна не только своим сюжетом. Большую историческую ценность представляет автограф на обороте снимка. Там четким егоровским почерком написано: «Л.П.Ф. Вот он, ожидаемый, к величайшей радости, если не веришь, в твоих руках».В те же самые пятидесятые годы очень известным в стране был Ираклий Андроников, писатель и талантливый исполнитель устных рассказов, прославившийся еще и как биограф Лермонтова. В книге «Загадка Н.Ф.И.» он рассказывает о долгом поиске и усилиях, потребовавшихся для того, чтобы узнать кто скрывается за таинственными лермонтовскими инициалами. И чтобы в будущем заводским историкам не пришлось трудиться над загадочными буквами в директорском автографе, скажу: адресат, обозначенный в нем, - это Леонид Павлович Фомин, кстати сказать, тоже не один год работавший старшим строителем пятого отдела. - Такова краткая история фотоснимка, который сохранил сын Леонида Павловича - Георгий, теперь уже тоже ветеран прославленного Севмаша.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!