Он пришел в подплав по «комсомольскому набору» и ходил в глубинах трех океанов. На его долю выпали два ЧП на «Хиросиме». Судьба испытывала его много раз, но он оказался сильным человеком
В эти февральские дни, но только тридцать лет назад, в Атлантике горела наша атомная лодка К-19. Большинству моряков она была уже известна под зловещим прозвищем «Хиросима». В недолгой биографии этого корабля на то время значились несколько трагических происшествий, - пожар на стапелях завода № 402, тяжелая авария реактора на учениях в океане, столкновение с американской лодкой «Gato» в полигоне боевой подготовки близ Кольского полуострова, и если следовать хронологии, в упомянутом феврале 1972-го «Хиросиму» настигла четвертая беда.Это сегодня мы знаем о тех событиях все, точнее, почти все, а тогда, в начале семидесятых, правда шла к нам очень трудным путем. Весть об очередном несчастье с подлодкой в Северодвинск, где ее строили, привезли офицеры и наши заводские специалисты, вернувшиеся с Севера. Было время строгих подписок, как водится, рождалось множество домыслов и предположений. В одном, пожалуй, не приходилось сомневаться - у трагедии серьезный масштаб. Но тогда мне и в голову не приходило, что спустя четверть века о «четвертом ЧП с «Хиросимой» мне расскажет один из главных участников и свидетелей - бывший командир штурманской БЧ подлодки К-19 - Ким Павлович Костин. Время исповедиКаждый из нас когда-нибудь да испытывает неодолимую потребность высказаться, точнее, рассказать о пережитом, - что-то наподобие исповеди, после которой душу не так гнетет и тревожит. Чаще всего к тому подталкивают прошлое и память. Возможно, ошибаюсь, но мне почему-то кажется, что своим знакомством с Кимом Павловичем я обязан как раз такому моменту в его жизни. Тогда он сам назвал время и место, мы встретились в его старпомовской каюте на «Лименде» - судне обеспечения заводского флота. Ким Павлович волновался, и это заметил бы любой. Раньше мы не были знакомы, и в первые минуты во взгляде его читались еще и сомнения. Их я отнес на свой возраст, ведь перед ним стоял «корреспондент», который годился ему в сыновья. Все так же волнуясь, Костин спросил: «Как вы насчет... героизма в мирное время? Скажите, вы верите словам о том, что в жизни всегда найдется место подвигу?» Помню свой ответ: «Место подвигу найдется всегда. Но подвиг в мирное время и на боевом корабле, как правило, следует после чьего-то разгильдяйства». Ким Павлович кивнул: «Тогда расскажу... Как все на самом деле было...»И вот тогда я услышал на редкость удивительный, но жестокий и страшный рассказ о событиях, которые бессчетно пережиты и выстраданы бывшим офицером К-19. В последнем я не ошибался. «Поверите ли, но я потом много лет ночами спать не мог, - признался Костин. - Вспоминаю, вижу все, и заснуть невозможно...»По путевке комсомолаРодился он в сугубо сухопутном городке России, Гжатске, в пятьдесят третьем окончил среднюю школу в Брянске. Раньше я был убежден, что комсомол лишь раз, причем еще до войны, агитировал молодежь посвятить себя флоту, и, выходит, заблуждался. Таких «комсомольских наборов» в жизни Костина оказалось целых два, и оба они отразились на его судьбе решительным образом. Сначала он по призыву ВЛКСМ поступил в Калининградское ВВМУ, и позже, когда потребовалось «дать стране больше подводников», перевелся в 1-е Балтийское училище. Учился он старательно, к тому же точные науки давались ему легко еще со школы.Служить начал на Тихом океане. Полгода отходил на минзаге Л-8, подлодке-ветеране Великой Отечественной, потом получил назначение на 613 проект, надежные наши послевоенные первенцы, и так на этих «дизелюшках» штурманил без малого одиннадцать лет. Поплавал немало, но очень хотел попасть на атомные лодки и поступил в так называемые «классы». Их он окончил с отличием и прибыл служить на Север.Здесь первым его кораблем должен был стать К-40 - атомный ракетоносец 658 проекта. Но так случилось, что в море пришел черед идти аналогичной подлодке К-19, а там имелся «некомплект», и Костина взяли в ее экипаж. На том, первом же его выходе, случилось ЧП: в полигоне боевой подготовки на глубине 60 метров К-19 таранила американскую АПЛ «Gato». Правда, выяснилось это случайно и только через несколько лет после происшествия, а тогда, по возвращении в базу, на повреждения лодки плотно «насела» флотская наука, подводников же принялись перетряхивать бессчетные комиссии. До февральской трагедии К-19 в Атлантике оставалось немногим более двух лет.То был своеобычный период нашего флота, когда он уже действительно стал ядерным и океанским. Страна не в ложном политическом пафосе, а по справедливости именовалась морской державой, и Мировой океан делили надвое: Советский Союз и НАТО. В то же время в тогдашнем флотском бытии самым невообразимым образом наличествовали казалось бы несовместимые явления: отвага первопроходцев и чиновно-клановое самодурство, жертвенные подвиги и штабное бумаготворчество, искренние патриотические устремления и засилье политотдельских догм. Не помню, кто сказал о той эпохе: «Время больших дел великой страны и великого бесчестья мелких душ».Четвертое ЧП с «Хиросимой»Шел 1972-й год. В глубинах зимней Атлантики К-19 возвращалась из автономки. Днем раньше, по случаю 23 февраля, торжеств не устраивали, на экипаж навалилась усталость. Вахту несла третья смена. Костин находился в центральном посту. В журнале (а вести его было прямой обязанностью Кима Павловича) именно он зафиксировал начало аварии - 10.35. Точнее, в 10.35 дали сигнал пожарной тревоги, а четвертое ЧП на «Хиросиме» началось раньше и было предопределено последовательной и беспрерывной цепью неподготовленности, халатности и закоренелым нашим русским «авось».Фактически аварийная ситуация «зрела» не один день. В 9-м отсеке подтекал трубопровод гидравлики. Об этом знали. И о возможных последствиях тоже знали. Но понадеялись на прочность временного бандажа, а тот давление не держал, и соединение текло, масло копилось в полых пространствах между шпациями. Вахта за вахтой - и в отсеке образовалась мельчайшая воздушно-масляная смесь. Попадая на разогретые поверхности механизмов, она могла воспламениться в любую минуту, и, в конце концов, воспламенилась.Катастрофу можно было предупредить, будь на вахте опытный или просто подготовленный моряк. Но на час беды ее нес неопытный и неподготовленный, хотя и с «липовым» допуском.Огненная струя ударила со взрывной силой утром, в 10 часов 35 минут. Время разгильдяев кончилось, началось время героев. Они, герои, и погибли первыми, бросившись в схватку с огнем. Дальше на трагический исход «отработали» многие обстоятельства. В центральном посту, например, не сразу оценили реальную угрозу, потому что никакой информации, тревожных докладов из 9-го отсека не поступало, затем не сразу решились на срочное всплытие, а всплыв, полтора часа не могли отдраить верхний рубочный люк, который заклинило.Уже на поверхности определились по месту, причем сигналы точного времени Костину пришлось брать по...Би-би-си, дали радио, добивали пожар, выносили трупы и откачивали раненых. Тогда же попытались выравнять давление в отсеках, и едва не поплатились: от угарного газа люди травились даже в 1-м отсеке, самом дальнем от очага пожара.Все это время штурман Костин нес свою вахту, скрупулезно вел журнал, который потом стал одним из основных документов для следователей. А следователи, к слову, прибыли к месту аварии одними из первых, на крейсере «Александр Невский», вместе с заместителем главкома Касатоновым. Но это было много дней спустя, а до этого момента капитан 3 ранга Костин и его товарищи в железном чреве подлодки бились за жизни: свои и жизнь своего корабля. На неуправляемой валкой лодке они выстояли 10-балльный шторм и еще несколько штормов поменьше, дождались прибытия своих кораблей и еще несколько суток безуспешно пытались завести буксиры, наконец, завели и только тогда передали корабль аварийной группе спасателей.Нескольких подводников «Хиросимы» эвакуировали вертолетами на БПК «Вице-адмирал Дрозд», но большинство из них переправили «мокрым способом» на буксир СБ-38. «Мокрым» - это когда моряка обвязывают фалом, поданным с буксира, он прыгает в воду, а крепкие хлопцы вытаскивают его уже на палубу спасателя. Костину тоже довелось «купаться» в 600 милях к северо-востоку от Ньюфаундленда.Потом была плавбаза «Магомед Гаджиев» и первые... следственные действия. Объяснительные писали все, без исключения, и на строго учитываемых листочках. Написанное моряками следователи сопоставляли, и не раз «всплывали несоответствия». Кое у кого из командования, естественно, был свой взгляд на события и своя, заготовленная еще в штабе, «версия». Вот только с «версией» той не все стыковалось, и Костина попытались уговорить, чтобы он «переписал» свои показания. Он наотрез отказался. Тогда ему намекнули, что подобная несговорчивость может иметь для него не очень приятные последствия, но командир штурманской БЧ К-19 продолжал стоять на своем. От Костина отступились, правда, о его строптивости не забыли и «вспомнили», оформляя наградные листы.Но все это было потом, а когда «Магомед Гаджиев» шел в Североморск, никто на его борту еще не ведал, кого же они везут домой, - будущих героев или подсудимых. Судно было уже у Нордкапа, когда «с самого верха» пришла секретная радиограмма: все-таки герои.Двадцать восемь павших моряков похоронили. Одних в море, сразу после аварии, других в море, когда «Хиросиму» притащили в базу. Тем и другим воздали почести: тем, кто погиб, обещали вечную память, тем, кто уцелел, вручили ордена и медали. Потом выяснилось, что моряки К-19 - «продолжатели героических традиций североморцев» - нужны только как легенда, как факт на бумаге флотской летописи. Экипаж «Хиросимы» тихо расформировали, людей растолкали по другим кораблям и береговым частям. Обычно так поступают со штрафниками. До ухода в запас Ким Павлович Костин служил в Северодвинске, в учебном отряде преподавал спецдисциплины.На девиацию зовите КостинаС 1981-го Костин работал в 22-м цехе Севмаша. Начинал здесь капитаном плавмастерской, ходил на буксирах-кантовщиках, потом получил назначение старпомом на «Лименду». Однажды мне довелось сходить с ним в рейс, сначала на Соловки, потом высаживать людей к Поньгоме - небольшому селению на карельском берегу. Глубины там маленькие, чтобы близко подойти к берегу, нужно как бы «протискиваться» по узкому желобу, а «Лименда», доложу вам, судно не маленькое. В таких и подобных ситуациях, обычно и проявляется судоводитель. Так вот, работал Ким Павлович очень точно и без суеты. Потом оказалось, что «точно и без суеты» - это главная черта в штурманском характере Костина. Здесь заводские моряки не дадут мне соврать.Есть такая достаточно сложная и очень ответственная операция - устранение девиации. Ответственная потому, что, если девиацию не устранить, то навигационные приборы на судне будут безбожно врать, и с ними, понятное дело, много не поплаваешь. А требует эта операция не только знаний, но и большого практического опыта, точности и отсутствия суеты. «Знаете, никто на заводе не мог устранять девиацию, как это умел Ким Павлович», - так сказали мне в цехе.И все же не скрою, у меня осталось впечатление, что в коллективе Севмаша с Костиным поступили не по справедливости. В последнее время он командовал «Алуштой». Должность капитана на этом каботажном «веселом пароходе» - собачья, но Ким Павлович справлялся, по крайней мере, нареканий в его адрес не было. Но покатилась по Севмашу очередная волна сокращений, и Костину напомнили о возрасте. Многие в цехе полагали, что мог он еще работать и работать, к тому же и специалист очень редкий, но «сверху нажали», и Ким Павлович ушел на пенсию. Жизнь не сахар, а сольУ него натруженные руки, седая голова, усталый взгляд, очень эмоциональная речь человека, не раз испытанного на излом. Из 67 лет его жизни двадцать четыре отданы службе по воинскому уставу, затем, уже в запасе, еще двадцать пришлись на нелегкую профессию моряка. Жизнь морская не сахар, а соль, но то, что досталось Костину, выпадает далеко не каждому. Он все тяготы вынес. А злая судьба пыталась ломать его и на берегу, нежданными, страшными потерями в семье, причем утраты эти приходили одна за другой. Удел немногих - такое выдержать. Ким Павлович выдюжил, не замкнулся и не озлобился, как это часто случается с другими. Старая истина: не тот бывалый моряк, кого море не согнуло, а тот, кого и жизнь не сломала.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!