Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Воскресенье, 28 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 18 февраля 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 18 февраля 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

118 жертв и один пострадавший свидетель

Версия для печатиОтправить статью другу
За четырнадцать минут до взрыва ничто на «Курске» не предвещало беды

Тайну этой катастрофы «открывали» по многу раз. И на сенсациях неплохо зарабатывали, разменяв национальную трагедию на пятаки газетного рынка. Однако те репортажи, анонимные интервью и расследования со ссылками на «достоверные источники» в большинстве своем имели мало общего с тем, что в действительности случилось 12 августа 2000 года в Баренцевом море.

Воспроизвести со стопроцентной достоверностью всю картину происшедшего даже сегодня, полтора года спустя, не может никто. Но есть узкий круг посвященных, которые к этому пониманию максимально приблизились. На вопросы журналиста Александра Емельяненкова отвечают начальник Следственного управления Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Виктор ШЕИН и руководитель группы, старший следователь по особо важным делам ГВП подполковник юстиции Артур ЕГИЕВ, в чьем производстве находится дело о катастрофе АПЛ «Курск».

Роковую торпеду узнали по номеру

- Судя по тому, что говорят члены правительственной комиссии, окончательные выводы о причинах гибели «Курска» могут быть сделаны только после подъема остатков первого отсека. А какой позиции придерживается прокуратура? Что уже сегодня можно сообщить о результатах вашей работы?

- Только то, что не вступает в противоречие с Уголовно-процессуальным кодексом и не нарушает тайну следствия, - сразу ставит ограничительные вешки начальник Следственного управления ГВП. - И уж точно мы не будем подменять собой комиссию. У нас своя цель - с соблюдением процессуальных норм, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить причастных к катастрофе лиц и степень их ответственности.

- На какой стадии решено отказаться от дальнейшей проработки версии столкновения с иностранной лодкой?

- Сама эта версия осталась. И она будет сохраняться, пока не сможем добыть исчерпывающих доказательств какой-либо иной причинно-следственной зависимости. Во всяком случае до тех пор, пока не получим официального экспертного заключения о механизме деформации правого борта АПЛ «Курск». Привлеченные нами эксперты не находят следов постороннего внешнего наложения, да и промышленность отрицает версию столкновения. Но есть, тем не менее, люди, которые указывают на косвенные обстоятельства.

Например, на то, что одну из натовских лодок сразу поставили в док в Норвегии. Или вспоминают загадочный визит руководителя ЦРУ в Россию вскоре после катастрофы. Тот же самолет, который якобы сопровождал уходящую из района гибели «Курска» неопознанную аварийную лодку, - об этом говорили адмиралы Попов, Моцак, другие военачальники. Всего десять таких косвенных признаков было названо.

- И как вы с этим работали? Направляли международные запросы?

- Да, мы обратились за помощью в четыре страны: США, Великобританию, ЮАР и Норвегию. В ЮАР потому, что там находился один из водолазов, принимавший участие в поисково-спасательной операции на «Курске» в 2000 году. Требуемую информацию мы получили. От американцев через наше посольство тоже пришел ответ - по сути завуалированная обида. Мол, несмотря на очевидные факты, российская сторона продолжает в своих обращениях настаивать на версии столкновения, что бросает тень... В таком духе.

- Когда говорят об «очевидных фактах», подразумевают взрыв торпеды на борту лодки. Известно ли уже, какая именно торпеда и в каком торпедном аппарате взорвалась первой?

- Да, это установлено по фрагментам на дне, за пределами лодки. Один элемент даже с номером. А всего взорвалось не менее четырех торпед, возможно - больше. Когда все соберем, исключим то, что на дне осталось, - можно будет точно сказать.

- Тем самым исключается версия о возможном поражении «Курска» ракетой с «Петра Великого», а также столкновение с одним из наших же кораблей?

- Столкновения с нашими кораблями быть не могло - они находились на большом удалении в момент, когда зафиксированы взрывы. А ракетные стрельбы проводились накануне, 11 августа. Остальной боезапас на месте. Мы все тщательно проверили.

Огонь и вода оставили следствию шанс

- Что представляет собой то место на «Курске», где в последнее время проводились следственные действия?

- Это, грубо говоря, труба цилиндрическая. Диаметр ее - одиннадцать метров, - на листке бумаги Виктор Шеин рисует для наглядности схему. - Общая протяженность второго и третьего отсеков - более двадцати метров. Плюс от первого осталось шесть шпангоутов - это еще где-то около четырех метров. И все тут вперемешку, смято и спрессовано чудовищным взрывом.

- Почти все оборудование второго отсека оказалось в третьем, - детализирует картину подполковник юстиции Артур Егиев. - Приборные стойки, пульты управления - все это отброшено, смято, спрессовано у кормовой переборки.

- Непросто найти обуглившуюся спичку в том месте, где пронесся огненный смерч. На что вы надеетесь?

- Вслед за взрывом в разрушенный корпус хлынула вода, это остановило огонь. Осмотры показали, что не вся документация центрального поста уничтожена.

Как удалось понять из дальнейшего разговора, у следователей были основания надеяться, что при разборе завалов во втором и третьем отсеках обнаружатся документы и технические средства, раскрывающие и тайну первого взрыва, и того, что ему предшествовало.

Логика следствия и специалистов, которые консультируют прокурорских работников, понятна. Если предположить, что причиной взрыва торпеды стало внешнее воздействие (столкновение), то акустики, пусть даже в самый последний момент, не могли не обнаружить столь опасного сближения. А значит, как минимум должен быть их доклад, зафиксированный в вахтенном журнале.

Если никакого столкновения не было, а всему причиной техническая неисправность самой торпеды, другого оборудования корабля или неадекватные действия экипажа, в вахтенном журнале и на речевых регистраторах могут быть обнаружены доклады и команды, предшествовавшие первому взрыву и, что возможно лишь гипотетически, в интервале между первым и вторым взрывом. А это, по данным сейсмического контроля, приблизительно 135 секунд.

- Две минуты всего. Вряд ли вахтенный успел что-то записать.

- Да, но какие-то команды, доклады, возможно, были зафиксированы еще до того - это многое бы объяснило. Я не могу такого представить, чтобы никто никакого следа не оставил, - размышляет Виктор Шеин.

По первым прикидкам, следственные действия во втором и третьем отсеках планировалось завершить к концу декабря. Но прогноз оказался чересчур оптимистичным - без поправки на особые условия Заполярья. Когда искореженные внутренности носовых отсеков «Курска» оказались на поверхности, все немедленно сковал мороз: трубопроводы, арматуру, оборванные кабели, осколки разрушенных торпед, приборы и механизмы, сорванные со штатных мест, личные вещи, фрагменты человеческих тел.

А на использование электросварки взрывотехники и спецы по ракетному вооружению наложили ограничения. И это понятно: на лодке еще семь не выгруженных «Гранитов», а под нагромождениями металла могут оказаться боевые части неразорвавшихся торпед. Несколько таких «сюрпризов» - боевых зарядных отделений (БЗО), начиненных так называемой морской смесью - уже найдено и обезврежено. В тротиловом эквиваленте это около 700 кг.

Когда на нем еще были живые

- К какому времени относятся записи в уже найденных документах?

- Последняя - за четырнадцать минут до первого взрыва, - говорит генерал-майор юстиции Шеин. - И не обнаружено ничего такого (никаких вводных), что не укладывалось бы в план учений.

- Аварийная торпеда, о которой Геннадий Лячин якобы успел донести в штаб, нигде не фигурирует? Утверждения об этом - просто газетные «утки»?

- У нас нет документальных сведений о самых последних переговорах. Рубка связиста, где все эти секреты, очень важна. Она в третьем отсеке. В других изученных нами документах о подобном докладе нет упоминаний.

- А все ли, кого перечислил в записке Дмитрий Колесников, обнаружены в девятом отсеке?

- Да. Все двадцать три.

- Это лишает оснований гипотезу, что кто-то из экипажа воспользовался аварийным выходом девятого отсека и погиб уже за пределами лодки, не дождавшись подхода спасателей?

- Такой гипотезы следствие не выдвигало.

- Эти предположения высказывали специалисты Севмашпредприятия и «Рубина».

- А мы имеем дело с установленным фактом: при обследовании девятого отсека обнаружены тела 23 погибших подводников. Двенадцать подняты водолазами в октябре 2000-го, еще одиннадцать извлечены нами.

- Что можно сказать о времени, когда погиб последний из экипажа?

- До сих пор эксперты не дали окончательного ответа. Предполагают, что не менее восьми часов после взрыва люди еще оставались живы. Но пока, повторяю, официального заключения нет. Оно имеет ключевое значение для следствия, и тут важно не ошибиться.

Столь же тщательно нам предстоит разобраться с вопросами, почему не произошло присасывание автономного снаряда к аварийному выходу девятого отсека и почему не отделился кормовой аварийно-сигнальный буй. Ведь обнаружили лодку только через тридцать часов после взрыва на ее борту. А если бы сразу, автоматически, всплыл буй, как это предусмотрено в конструкции, по его сигналам корабли обеспечения уже через час были бы на месте, а спасатели имели необходимую информацию.

- Это давало кому-то шанс?

- Прежде всего, для тех, кто был с Колесниковым в девятом отсеке. При осмотре лодки мы многих погибших находили в масках - значит, после первого взрыва у членов экипажа была возможность предпринять меры к спасению.

Мы не стрелочника ищем

- Если будет доказано, что первопричина трагедии - нештатная ситуация в первом отсеке (например, какие-то неполадки с торпедой), может ли это стать основанием для привлечения к ответственности каких-то должностных лиц?

- Расследование для того и проводится, чтобы установить само событие и лиц, причастных к этому. Если в их действиях будет усмотрен состав преступления, нас закон обязывает принять все меры, чтобы лица, совершившие преступление, понесли наказание.

- Группа адмиралов и старших офицеров в Главном штабе ВМФ и руководстве Северного флота уже привлечена к административной ответственности. И основанием для этого, как все понимают, стали материалы предварительного расследования, доложенные президенту генеральным прокурором. Есть в этом что-то настораживающее: следствие не закончено, правительственная комиссия выводов не обнародовала, а главная кара свершилась - имена виновных названы.

- Действительно, указанное решение принято после доклада генерального прокурора президенту России. Таково право президента - знакомиться с уже установленными фактами, в частности нарушениями, которые выявлены в подготовке и организации учений. Ведь есть высшие интересы - страны и флота, необходимость срочного устранения причин, которые могут грозить новыми потрясениями. Мы не преследуем цели во что бы то ни стало найти крайнего в этой трагедии, нет оснований упрекать нас в обвинительном уклоне. Однако фактор времени нельзя сбросить со счетов.

Когда материал был подготовлен к печати, пришло известие из Мурманска: следователи Главной военной прокуратуры практически завершили осмотр разрушенных отсеков. Из 118 погибших на «Курске» найдены тела 94-х, кроме того, обнаружено около двухсот человеческих фрагментов. Их принадлежность еще предстоит установить. Однако в большинстве случаев ожидается неутешительный ответ - по объективным причинам идентифицировать их не удастся. Все неопознанные останки планируется захоронить вместе, в братской могиле - там и будет общий мемориал погибшим на «Курске».

Среди находок, которые представляют особый интерес для следствия, - самописец с пульта гидроакустического комплекса, документация связистов с поста ЗАС и СПС, а также два вахтенных журнала центрального поста.

Важная информация поступает также из Главного штаба ВМФ: здесь окончательно смирились с торпедной версией катастрофы. Предлагается даже официально огласить причину гибели «Курска» и не поднимать первый отсек.

Больше того, назначив «козой отпущения» перекисно-водородную торпеду, отцы-командиры предлагают снять ее с вооружения - как устаревшую, ненадежную и опасную в эксплуатации. Полтора года назад торпеды этого типа были лишь временно, до выяснения причин гибели «Курска», сняты с кораблей и размещены в арсеналах. Теперь от них хотят отказаться вовсе.

Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ «Правда СЕВЕРА»



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Российские таэквондисты соберутся в Архангельске  |
Культура   Виват, «Сияние»!  |
Происшествия   Нападение на таксиста  |
Экономика   Жильё моё  |
Северодвинск    «Город будущего»  |  В память о старте  |  «Синдуратна» выйдет первой  |
Россия   118 жертв и один пострадавший свидетель  |  На морских широтах  |  «Рубин» сам себя защитит  |
Общество   Хейердал собирается в гости  |  Там, где шумит «Прибой»  |  Остановить мгновенье, чтоб рассказать о веке  |  Скажи-ка, Дядя, ведь недаром...  |  Самая активная, самая результативная  |  «Лайским воротам» будет 95  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2002
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com