Вспоминает бывший краснофлотец Василий Попов
К началу Великой Отечественной войны Северный флот по количеству боевых кораблей и самолетов уступал не только другим флотам, но и соединению немецких военно-морских сил, которое было сосредоточено в базах Норвегии для удара по Советскому Заполярью. Поэтому первые два года защитникам наших северных рубежей пришлось особенно тяжело. О своих впечатлениях мне рассказал Василий Александрович Попов, бывший моряк Северного флота.Служить во флот Василия Александровича призвали еще до войны и после прохождения курсов учебы в Полярном определили рулевым-сигнальщиком на подлодку Щ-403. Была поздняя осень 1939-го... Приближение войны на флоте уже чувствовалось, особенно с наступлением июня 1941 года, но была еще надежда, что столкновения не будет. Буквально за несколько часов до немецкого нападения нарком Н.Г.Кузнецов дал сигнал о введении оперативной готовности, а сутками ранее наши зенитчики обстреляли самолет-разведчик без опознавательных знаков, который пытался прорваться к Полярному. И все же официального объявления о начале войны еще не было. Главная база советских моряков в Заполярье жила в тревожном ожидании, когда утром 22 июня над ней появились фашистские бомбардировщики с крестами на фюзеляжах и начали сбрасывать смертоносный груз. Вот тогда-то впервые и зазвучал сигнал тревоги...Начало Великой Отечественной для североморских подводников складывалось крайне неудачно. Их атаки долгое время оказывались безуспешными. Тогда же на Северный флот пришли две подлодки англичан - «Трайдент» и «Тайгрис» - это была реальная помощь союзников. Англичане базировались в Полярном, и с некоторыми из них Василию Александровичу довелось встречаться. Он рассказывает:- Англичане уже тогда атаковали корабли и суда противника не одной торпедой, как это было принято у наших подводников, а производили залп так называемым «веером». Несколько торпед выпускались ими с интервалом в несколько секунд. При такой атаке вероятность попадания в цель была выше, что и подтвердилось в первых же походах англичан. Это была нам большая наука.Со слов ветерана, с учетом первого пришедшего опыта в Полярном была срочно организована учеба личного состава советских подлодок. Но учились не только атаковать новым способом из-под воды, но и применять артиллерийское оружие подлодок, когда те находятся в надводном положении. В первые месяцы войны своими пушками североморцы потопили несколько целей. Наиболее отличился тогда командир дивизиона М.И.Гаджиев, которому впоследствии присвоили звание Героя Советского Союза. Враг уже подошел очень близко и ожесточенно бомбил Мурманск, Ваенгу и Полярный. Летчики фашистов, уже прошедшие практическую школу в Европе, атаковали не столько дерзко, сколько с точно выверенным расчетом, и время для налетов выбирали порой неожиданное, не однажды заставали наших зенитчиков врасплох. Так, летом сорок первого, в ясный, безоблачный день сразу несколько «юнкерсов» внезапно появились над Полярным и атаковали рейд со стороны солнца. Главная база подводников на тот час оказалась без воздушного прикрытия. Не встретив и заградительного огня наземных батарей, самолеты с малой высоты сбросили бомбы, и несколько из них буквально прошили насквозь новейший советский эсминец «Стремительный», стоявший на якоре. Корпус корабля не выдержал взрывов, корабль разломился на две части и затонул. Все произошло очень быстро. Василию Александровичу и его товарищам с Щ-403 довелось спасать моряков «Стремительного», оказавшихся в воде. День этот оставил в памяти тяжелые воспоминания.Памятным выдался и боевой поход, в который лодка ушла в феврале 1942-го. Поздним вечером Щ-403 подошла к норвежскому острову Маггерей. Предстояло высадить группу разведчиков. Для этого нужно было дважды сходить к берегу на шлюпке. Однако штормило, и командир лодки С.М.Коваленко вызвал добровольцев. Откликнулись сразу несколько моряков, и выбор остановили на старшинах Михаиле Климове и Николае Широкове. В резиновые шлюпки сели люди, туда же погрузили оружие, рацию, снаряжение. Разведчики и моряки отчалили...Между тем ветер крепчал. Давно истек срок возвращения, а гребцы-подводники все не возвращались. Спустя еще время в море обнаружили две залитые водой пустые шлюпки. Стало ясно, что стряслась беда. Лодка еще несколько дней находилась близ берега, пытаясь отыскать своих людей, пока ее саму не обнаружили неприятельские корабли. Они появились неожиданно и атаковали нашу лодку. От таранного удара Щ-403 получила повреждения, но сумела погрузиться и лечь на дно. Здесь выяснилось, что командир С.И.Коваленко был ранен в ноги пулеметной очередью и не смог спуститься в люк с мостика во время погружения лодки. С воды его подобрали фашисты. Так командир Щ-403 попал в плен. Уже после войны выяснилось, что в концлагере его расстреляли.К слову, после войны также выяснилось, куда пропали моряки, бывшие гребцами на шлюпках разведчиков. Оказывается, при подходе к скалистому берегу сильный накат перевернул шлюпки, люди с трудом выбрались на берег, а снаряжение утонуло. Несколько дней моряки скитались в поисках прибежища, но в конце концов немцы настигли их. Наши подводники прошли несколько фашистских концлагерей, пока их не освободили советские войска.Ну а лодка в тот памятный день после атаки немецких кораблей отлежалась на грунте и сумела вернуться в базу. Так что поход тот, можно сказать, был неудачным. А позже, в один из авианалетов, не повезло и самому краснофлотцу Василию Попову - его контузило фашистской бомбой, которая разорвалась на пирсе. После поправки он был переведен служить в надводники - на рейдовый катер, потом на катер-торпедолов, а к концу войны он уже сам командовал посыльным катером, который обслуживал наши воинские части, расположенные по всему побережью Кольского полуострова.Демобилизация застала его в Молотовске. Здесь краснофлотец Попов и отметил это событие в известном городском ресторане, называемом «У Эдельмана». Но, выйдя «на гражданку», с морем Василий Александрович не расстался. Работал в лесном порту Архангельска, в Северном морском пароходстве сдавал суда представителям Регистра и уже перед самым выходом на пенсию трудился старшим инспектором в торговом порту, оформляя выход судов в море. И сегодня живет он в Архангельске, по символическому совпадению на улице имени дважды Героя Советского Союза Шабалина - известного североморца.В послевоенной жизни Василия Александровича был еще такой памятный эпизод. Во время приезда Бориса Ельцина в Архангельск он случайно оказался в толпе на Красной пристани. Там его Ельцин и увидел, подошел и спросил «про жизнь». Старый моряк отрапортовал ему: «Служил на флоте и все на кливер-шкоте. Получаю пенсию 900 рублей». Вроде и в шутку он это сказал, да только шутка та была грустной.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!