Чтобы в наше трудное время приобщать детей к «спорту аристократов», нужно быть не только увлеченным человеком, но и неисправимым оптимистом
Водить яхту считалось занятием родовитых особ, парусный спорт еще и сегодня, случается, называют спортом аристократов. Чаще всего об этом вспоминается, когда глядишь с берега на скользящую по водной глади яхту под белоснежным парусом. На самой же яхте все видится по-иному. Потому что в действительности ходить под парусом - это тяжелый физический труд, постоянное эмоциональное напряжение, а еще и целая наука: как поймать и обуздать ветер, как удержать его, чтобы поспорить с волной...два Двинское устье освобождается от ледового панциря, для укротителей ветра наступают горячие денечки - пора готовиться к навигации. И первыми расправляют паруса над гладью Никольского рукава самые молодые яхтсмены из секции парусного спорта. Помню, насколько был поражен мой товарищ, увидев как-то на берегу тех, кто ловко управлял снастями проворно и бесстрашно летающих по заливу яхточек. Перед ним стояли мальчишки и девчонки младшего школьного возраста! Сегодня гость нашей кают-компании - тренер детской парусной секции яхт-клуба «Север» - Юрий Борисович ЦЕМА.- Юрий Борисович, у вас тренерский стаж уже за 18 лет. Помните ли вы своих первых воспитанников?- Воспитанниц. Я вернулся из армии, когда для северодвинского яхт-клуба были «золотые времена», это начало 80-х. У паруса была очень высокая популярность, яхтами занимались многие. Когда же женский парусный спорт включили в олимпийскую программу, работать с девчонками стало перспективно. Организовали такую секцию и у нас. Вот тогда я и стал тренером, первым тренером, кто с девочками работал в Северодвинске. Весной я набрал из двух школ двадцать своих «яхтсменок», 5-6 класс, стал обучать хождению на самых маленьких парусниках, класса «Оптимист» - это для начинающих. У тех девочек успехи пришли быстро. Потом, правда, они повзрослели, к другим тренерам перешли, и там их успехи, к сожалению, сошли на нет, но первых своих воспитанниц я помню.- Те «золотые времена», о которых вы сказали, мне помнятся в газетных строчках: что ни регата, что ни состязания, северодвинцы без призов не оставались, было о чем писать спортивным репортерам...- Если быть точным, в истории нашего городского парусного спорта было два «пиковых момента», с разницей примерно в десять лет. Первые серьезные успехи пришли в 1980-м, когда отличились воспитанники Светланы Борисовны Шухиной, выступавшие на «Оптимистах». Сергей Бабин выиграл чемпионат ЦС «Зенит», это соревнование союзного ранга, тогда же и Тимур Колтовой стал чемпионом России. Потом, уже в 1990-м, Дмитрий Полищук на «Оптимисте» стал третьим на первенстве Союза, а Александр Делягин в классе «Луч-2» отличился сразу в трех состязаниях: стал чемпионом ДСО профсоюзов, чемпионом России и бронзовым призером на первенстве СССР. Были и другие достижения, но уровнем пониже.В целом в те годы почти любой начинающий ребенок-яхтсмен прогрессировал очень быстро, потому что были возможности для полноценной его подготовки. Имелась не только хорошая материальная база, но и возможность для проведения регулярных тренировочных сборов, выездных спортивных лагерей. Причем вывезти детей в Севастополь или Анапу для нас проблемой не являлось. Для детей же это был еще один стимул. И вот пока были стимулы, был и прогресс. - В школе есть такие понятия, как «методика», «учебная программа»... Ну а в вашей школе будущих яхтсменов, чем вы руководствуетесь?- Специальных рекомендаций и учебных программ мы уже давно не получали. Но своя определенная программа, конечно, есть, хотя, точнее сказать, - это общий план. Курс обучения вкратце: сначала так называемая «материальная часть», где изучаем устройство судна, парусное вооружение, части такелажа, потом даем основы судовождения, но все это еще теория, а в конце мая обычно выходим на воду. Сначала учим ходить по ветру, потом «поперек» и против ветра, галсами. Все по принципу - от простого к сложному. Затем старты, небольшие гонки, конечно, уже с «премудростями» - как ветер поймать. Без «дальних походов» не бывает. Это, когда мы берем палатки и под парусом идем на острова. До Питяева за 3-4 часа добираемся. Вот так и учим. - Во всяком виде спорта есть стартовый возраст для занятий. Каков он у яхтсменов? - К парусу можно приучать с раннего возраста. В нашей секции, например, мы начинаем работать с ребятами 8-10 лет. А вот за рубежом яхтами класса «Оптимист» начинают овладевать дети и более раннего возраста, порой совсем малыши, трех-четырех лет от роду.- Насколько я знаю, вы берете в секцию всех желающих ребят, никому не отказываете?- Конечно, любому тренеру, думающему о будущих достижениях своих подопечных, хотелось бы вести отбор. Но я беру учить всех и никогда никого не выгоняю и не принуждаю уходить, какими бы они ни были. Те, кто уходят, уходят сами. - А какие у них причины?- Причин очень много. Подросткам ведь свойственно увлекаться. Скажем, мальчишки приходят в секцию со своими представлениями о парусном спорте. Иной столкнулся с первыми трудностями, и ему уже этого достаточно, чтобы бросить занятия. У другого интерес присутствует, и все ладится только до первого «купания», - перевернулся или выпал из яхты, и больше он уже за руль не сядет, одолевает пережитый страх. Все это понятно. Есть еще много других причин. И, к сожалению, есть те, кого уйти вынуждают разные семейные обстоятельства, и таких ребят в последнее время много. Такое нынче время.- Наши дети изменились?- Изменились, особенно в последние пять лет. Нынешние дети очень быстро теряют детство, они уже повидали многое из того, что не нужно бы, - «двор» в худшем значении этого слова, воровство, то, что мы называем «денежные отношения». Раньше дети были открытыми, сейчас же у них все внутри, а в глазах читаешь недоверие к взрослым.- А проблемы с учебой в школе на ваших подопечных как-то сказываются?- У нас не принято, чтобы за плохую учебу в школе ребенка отлучали от секции, хотя, конечно, я обязательно ребят настраиваю: между вами, родителями и парусом не должно быть никаких проблем. В большинстве случаев этого достаточно. Иногда я могу тихонько попросить, чтобы ребенок показал мне свой ученический дневник, но это скорее для того, чтобы поближе подростка узнать. Я уже заметил - «твердый четверочник», например, он и в парусном деле все постигает спокойно и основательно, а у «троечника», как говорится, «мозги быстрее работают на выживание», ну и так далее.- Я смотрю, Вы подмечаете любопытные особенности в своих учениках. Наверное, за восемнадцать лет уже имеются какие-то наблюдения?- Без них никак нельзя. Вообще-то, в ученике для меня самое главное - увидеть, что он за человек. Не для того, что, если разглядишь, работать с ним будет легче. По тому, уживаются или не уживаются между собой ребята, видно, состоится из них команда или нет. Ну, а из других «приметок»... Девчонки вот легче учатся, они усидчивее, серьезнее, послушнее, и прогрессируют сначала быстрее. У мальчишек начальная подготовка хуже, но потом они ее наверстывают... Для новичков состязаться с лидером всегда благо, а для лидера - беда: если он соревнуется с новичками, то обязательно снижает свои результаты, «деградирует». Поэтому лидера всегда нужно нацеливать на борьбу с более сильным соперником... Всегда полезно старшим поручить опекать младших. У старших воспитывается чувство ответственности, у младших - уважение к старшим, а в целом выигрывает коллектив... Ребенок, который не умеет бороться, преодолевать трудности по жизни, никогда не выдаст высокий спортивный результат. Поэтому чемпионов из «богатых» семей, как правило, не бывает. - А говорят, парусный спорт - спорт аристократов, людей состоятельных. Выходит, путь в чемпионы «богатым» заказан?- Есть три вида спорта, называемых еще «королевскими»: конный спорт, большой теннис и яхты. Но так их называют в большей степени оттого, что занятия ими требуют вложения очень больших денег. Парусный спорт ведь тоже дорогое удовольствие.- Тогда поговорим о дороговизне «удовольствия», хотя бы о том, какой «флот» сегодня в яхт-клубе у детской секции?- Мы, как говорится, «ходим на старой матчасти». Самая «новая» яхта у меня - 1982 года постройки. Раньше, между прочим, «Оптимистов» списывали уже через 10 лет эксплуатации. Мы же что-то делаем, что-то ремонтируем и продолжаем ходить. В ценах 1994 года «Оптимист» строгого монотипа стоил 3.500 долларов. Сумма даже тогда для нас была немыслимой. Вообще, очень обидно бывает, когда воспитанники проигрывают только из-за худшей матчасти, а ведь есть очень талантливые ребята!- То есть сегодня северодвинским подросткам рассчитывать на высокие спортивные пьедесталы нет смысла. Тогда, что же влечет их к парусу? - Море и яхта - это то, что в полной мере дает подросткам возможность испытать себя, преодолеть естественный страх перед стихией, самоутвердиться и, в конечном счете, почувствовать себя личностью. Я думаю, это самое главное. Признаюсь, реализоваться в полной мере как яхтсменам, так уж получается, удается очень немногим, но то лучшее, что приобретено в парусной секции, остается с человеком на всю жизнь.- Наши чемпионы еще не забыли про парус?- Сергей Бабин сейчас старпом крейсерской яхты «Ропак», Александр Делягин - старпом «Резона».- А сами-то вы на крейсерской яхте ходите?- Нет. Если по-настоящему «гоняться», яхту нужно очень тщательно готовить, а это требует уймы времени, и тогда - прощай, дети!- Был недавно на ягринском пляже, смотрю - парус и зимой не отдыхает. Это ваши ребята под парусом на лыже ходят?- Это ребята Олега Владимировича Чуркина - он тренер-общественник, спортсмен, очень увлеченный человек, готов с детьми сутками возиться... К слову, вы знаете, что северодвинцы - одни из основоположников зимнего виндсерфинга в стране? В начале восьмидесятых этим видом занимались только эстонцы и ленинградцы, увлеклись и наши, поехали на соревнования и выступили очень удачно - сразу же стали первыми в командном зачете. Но самая большая заслуга в том, что с приходом наших в Союзе была организована ассоциация парусно-лыжного спорта, еще в 1982-м. Каждый год, в последние выходные марта, на ягринском пляже проводятся соревнования - открытое первенство города. Парус - он и зимой ветер ловит, работает - красивое, увлекательное зрелище. Приходите посмотреть, не пожалеете.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!