«70 лет назад погиб Аркадий Гайдар. Согласно официальной биографии, у него был единственный сын. Его имя он прославил в известной всем с детства замечательной повести «Тимур и его команда». Но по одной из версий, родного ребенка знаменитого писателя звали Евгений. А Тимур якобы был приемным».
Аркадий Гайдар с сыном Тимуром. Фото из архива Александра Бурлова
ТАКАЯ ВЕРСИЯ под заголовком «Тимур Гайдар был приемным сыном?» появилась на сайте еженедельника «Собеседник» 2 ноября. И вот чем аргументируется ее достоверность. «Согласно официальной биографии, к декабрю 1925 года они (Аркадий Гайдар и Лия Соломянская. – А.Б.) уже жили вместе. И если иметь в виду, что Тимур Гайдар родился в декабре 1926 года, то молодые родители зачали его примерно в середине апреля. Но и тут выходит нестыковка. В апреле Аркадий был далеко от Перми. На гонорары от опубликованных повестей он решил поехать в Среднюю Азию... То есть получается, что в момент, когда был зачат Тимур, его рядом с Лией не было».
На самом деле нестыковка получается у автора «Собеседника». Фактически Аркадий Гайдар вместе с Николаем Кондратьевым отправляется в длительное путешествие по Средней Азии и Кавказу не в апреле, а 25 марта 1926 года. Тимур же родился 8 декабря. Об этих событиях можно узнать, заглянув, например, в документальную книгу Бориса Осыкова «Аркадий Гайдар. Литературная хроника», выпущенную стотысячным тиражом еще в 1975 году. Тут все, как говорится, в пределах допуска.
Опровергнуть столь «сенсационное» сообщение можно и другим путем. Вспомним, например, замечательный гайдаровский рассказ «Чук и Гек». Есть в том известном рассказе такие строки: «В избу вошел сторож, а с ним большая лохматая собака.
- Это что же за гости сюда приехали?
- Я жена начальника геологической партии Серегина, - сказала мать, соскакивая с печки. – А это его дети. Если нужно, то вот документы.
- Вот они – документы… сидят на печке, - буркнул сторож и посветил фонарем на встревоженные лица Чука и Гека. – Как есть в отца – копия! Особо вот этот толстый. – И он ткнул на Чука пальцем».
И цитирую я эти строки потому, что по аналогии вспомнились Гайдаровские чтения, проводившиеся несколько раз в Архангельске в конце семидесятых годов. Тогда родственники писателя приезжали в Архангельск. И в кулуарах не раз можно было услышать слова «Копия! Вылитый Гайдар». Правда, это говорилось по поводу не Тимура, а его сына. В то время студент и позднее аспирант Егор Гайдар был удивительно похож на деда. Тимуру же в большей степени достались внешние черты матери.
В качестве открытия в публикации «Собеседника» подается сообщение и о том, что до брака с Соломянской у Аркадия Гайдара была другая семья – жена Мария Плаксина и сын Евгений, умерший в младенческом возрасте. Но этот факт давно известен. Его никто никогда и не отрицал. В «Личной регистрационной карточке», заполняемой лицами «командного и административно-хозяйственного состава», 5 сентября 1921 года Голиков Аркадий Петрович в графе «Семейное положение» собственноручно записал: «Женат, Мария Плаксина, жена». Этот документ воспроизведен исследователем творчества Гайдара Борисом Осыковым в той же книге «Аркадий Гайдар. Литературная хроника». Рассказано о первом браке Аркадия Гайдара и в книге Бориса Камова, вышедшей в серии ЖЗЛ еще раньше – в 1971 году. Ее тираж также сто тысяч экземпляров.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!