Николай Калистратов: «Из Северодвинска Лас-Вегаса не выйдет»
Председатель комитета областного Собрания по военно-промышленному комплексу верит в технический и научный потенциал нашего города
Фото Владимира Ларионова
Депутат Архангельского областного Собрания Николай Калистратов ответил на вопросы интернет-пользователей в рамках ТВ-проекта «Поморский характер».
- ВЫ ДОЛГОЕ время были руководителем крупных предприятий: «Звездочки», Севмаша, а потом в одночасье вас уволили. Нет ли чувства обиды на президента, власть?
- Как говорят, на обиженных воду возят. Произошло то, что произошло. И ситуацию не исправишь, когда голову отрубили не тому, кому следовало. Но жизнь продолжается. Я считаю, что поработал достаточно времени директором: в общей сложности 19 лет я руководил крупными предприятиями. А то, что после долгой работы на одной должности нужно менять направление работы, – может, оно и правильно. Да и президент не виноват, это скорее начальство иного рода. Кстати, есть и понятие судьбы, может, оно и влияет.
- Чем вы занимаетесь в областном парламенте?
- Сейчас я занимаю пост председателя комитета областного парламента по военно-промышленному комплексу и конверсионной политике. Также в моем ведении города Северодвинск и Мирный, космодром, Новая Земля. Эти места очень важны для нашей страны, и я там часто бываю, встречаюсь с людьми, стараюсь решать их задачи. Мне это нравится. Еще на мне подготовка кадров для нашего ВПК - это весьма сложное и серьезное дело. Нам ведь нельзя снижать уровень технической дисциплины и уровень технологии. А это зависит не только от директора, но и от сотен и тысяч работников. Поэтому вопрос кадров у нас стоит остро и в области, и в Северодвинске. А привлекать людей на работу вахтовым методом нельзя, нам нужно иметь своих специалистов, чтобы строить подводные лодки и стратегические ракеты, которые России очень нужны: рано или поздно кто-то позарится на Камчатку, а сперва на Курильские острова. Напряженность сохраняется, об этом нужно помнить.
- Промышленности нужен рывок, но с уровнем коррупции в России этот рывок невозможен: предприниматели не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, иностранные компании не хотят вкладывать деньги. Как решить этот вопрос?
- Это очень большая проблема, я бы сказал, что в России она традиционная, у нас эти поборы были и до революции. К сожалению, в девяностых коррупция и воровство цвели пышным цветом, многие люди не совсем честно заработали свои богатства. Поэтому проблема есть, сегодня государство пытается решать такие проблемы, но это тяжело. У нас есть много примеров крупных дел, когда руководителей больших предприятий или же чиновников сажают за решетку. Но если смотреть на положение дел на Севере, у нас коррумпированность общества куда ниже, здесь более благоприятная обстановка, предприятия могут идти и вкладывать деньги.
- Некоторые экологи заявляют, что платформа «Приразломная», недавно построенная, на самом деле не сможет работать в северных морях и все это грозит нам экологической катастрофой. Так ли это?
- И на заводе, и проектировщики экологическую составляющую учли. На последнем этапе появились сомнения, но мы все проработали, установили дополнительные подкрепления, учли давление льдов, волны, которые там бушуют летом. Я несколько раз летал на подобные платформы, где условия схожи с местом, где будет вестись нефтедобыча, лично изучал обстановку. И я думаю, что наши инженеры грамотные, одни из лучших в мире. Использовалось много наших ноу-хау. И подобные платформы есть только в Канаде. Поэтому никаких проблем быть не должно, хоть риски определенные и есть. Поэтому будем смотреть, эксплуатировать, потому что эта платформа первая, но далеко не последняя. И строить эти платформы можно только у нас, в Архангельске и Северодвинске. Ну и еще в Мурманске, но тамошние заводы не в самом лучшем состоянии, в отличие от наших.
- Россия подписала контракт с Францией на строительство вертолетоносцев типа «Мистраль». Неужели корабли такого типа нельзя было построить у нас?
- Мое личное мнение как специалиста: отдать заказ французам было ошибкой. Хотя у нас есть вопросы скорости: военные говорят, что «оборона страны – первая заповедь любого царя, поэтому нам нужно увеличить скорость постройки в десять раз». А в жизни так не бывает: у нас нет проекта такого судна, а на проектирование и строительство уйдет 5-7 лет. Минобороны же ждать столько не хочет. Но я не считаю, что обстановка настолько напряжена, что нам нужен этот корабль прямо сейчас. Хотя я, может, и не знаю каких-то нюансов. А корабль такой мы сделать можем, на том же Севмаше, хоть таких судов еще и не строили, но надо же начинать когда-то.
- Сегодня во многих регионах промышленные города и моногорода становятся центрами инноваций. Почему бы не сделать Северодвинск таким местом?
- Идея не нова: предполагалось создать в Северодвинске технопарк для развития инноваций, однако пока от этого пришлось отказаться. Мы не учли тот факт, что Северодвинск – город, закрытый для иностранцев, и каждый раз приходится оформлять спецразрешение, на это уходит 15 дней. Это не очень устраивает наших иностранных партнеров, а технопарк, как ни крути, нужно создавать вместе с ними. Потому что наши ракеты лучшие в мире, подводные лодки на уровне, но те же платформы – у нас нет технологического оборудования для их насыщения, его надо покупать за рубежом. А монтажные и наладочные работы должны проводить изготовители. Поэтому после долгого обсуждения мы решили создавать технопарк в Архангельске, на базе одного из филиалов «Звездочки».
Кстати, когда мы говорили об инновациях, о развитии экономики северных городов, нам предложили сделать из Северодвинска город развлечений, аналог американского Лас-Вегаса. Но мое мнение: из Северодвинска Лас-Вегаса не выйдет, люди там совершенно иные живут. Это рабочие, техническая интеллигенция. Не поймут они.
- Не хотели бы вы занять пост губернатора и как относитесь к губернатору нынешнему?
- Каждому человеку нужно занимать то место, к которому он больше всего приспособлен. Я считаю, что у меня получились многие проекты, которые я брал с ноля, например строительство траулеров, обработка алмазов на «Звездочке», некоторые социальные проекты, занимался успешно кадрами. Все это мое, я занимаюсь этими проектами и дальше, в своей нынешней должности. И мне вполне хватает моей нагрузки. Так что я предпочитаю заниматься тем, в чем разбираюсь. Поздновато уже двигаться в направлении губернаторского кресла.
Что касается нынешнего главы региона, так он старается, да. Не все, конечно, получается, но ведь очень сложно работать в Архангельской области – она очень и очень сложная. Некоторые вопросы у нас не решены фундаментально, например вопрос государственной поддержки северных территорий. Но это вина не губернатора, они не решены давно и на другом уровне. Но движение вперед есть.
- В Северодвинске почти все работают на предприятиях ОПК. А зарплаты там не самые высокие. Будет ли какое-то повышение, ведь цены растут, а зарплаты - нет?
- Я знаю, что зарплаты на предприятиях Северодвинска низкие, исходя из того уровня требований, которые предъявляются к нам: мы работаем с реакторами и ракетами, это надо учитывать. Поэтому зарплата в 26-28 тысяч рублей – это не те деньги, которые нужно платить рабочим, мало это по сегодняшнему дню. И зарплата должна подниматься, нынешнее руководство предприятий это знает и старается. И платить рабочим больше будут, но надо, чтобы люди работали лучше, потому что продуктивность тех же немцев куда выше, чем наша. Еще один момент: зарплата напрямую зависит от цен на нашу продукцию. Если мы согласовали, к примеру, с Министерством обороны плохие цены, то зарплату не поднять. Это системный вопрос.
- Ходят слухи, что «Звездочка» находится на грани кризиса. Так ли это?
- Это вопрос тяжелый и сложный, но такого положения, как в 97-98 годах, мы не допустим. С другой стороны, есть мировые экономические кризисы, мы вступили в рыночную экономику и работаем по законам рыночной экономики, поэтому никто однозначно сказать не может, что кризисов не будет. Исходя из этого, я тоже однозначно сказать не могу, но те временные трудности сегодняшние, которыми в прессе, в газетах пугают наших тружеников, что может быть зарплата не выплачена, – это неправда.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!