Как она любила петь
«Раньше мы жили в соседних домах, наши дети учились в одном классе», - почетный гражданин Северодвинска Лидия Ивановна Черняева корит себя за то, что так поздно узнала о прошлом скромной женщины. И никогда в обывательских разговорах Надя Власова ни словом не обмолвилась о своем боевом прошлом. Скромная, немногословная женщина, работала на Севмаше. Раза два в их старой квартире бывала - хозяйкой она была исключительной. А через много-много лет встретились мы в клубе ветеранов «Вдохновение». Смотрю: Надя Власова при орденах! Оказывается, пулеметчицей в партизанском отряде воевала. А как она петь любила!«Воевала, стреляла»
- Все песни, сколько бы куплетов в них ни было, знала от сих до сих, - в библиотеке «Ковчег» руководитель «Вдохновения» Валентина Прокопьевна Пожилова продолжает воспоминания. – Все десять лет Надежда Антоновна ходила в клуб, радовала нас. Она очень общительная, но о себе много не рассказывала. А про войну - только на празднике в честь Дня Победы, и тоже немногословно: пришли в их смоленскую деревню фашисты, а она ушла в партизаны. Дали, рассказывала, ей пулемет «максим», показали, куда смотреть и на что жать. Когда началось наступление, чуть не жмурясь, говорила, на гашетку жала. «А потом что?! Воевала, стреляла…» - Надежда Антоновна всегда приходила на встречи с бутылкой смородинового морса. На 65-летие Победы приходила, потом еще разочек, кажется, на ноябрьских посидела с нами немножко, и все. Все мы пришли ее провожать, хоронили ее с военными почестями. Светлым человеком она была, еще каким светлым!Уже не добавить…
«Здесь обо всем рассказано, навряд ли смогу что-то добавить», - дочка, Галина Федоровна, передает мне газетные вырезки о маме и отце. И уже никто не сможет дополнить их рассказы деталями. Не спросить, как решилась избач деревенского клуба Надя уйти в партизанский отряд, и почему он «Дедушка» назывался. Как пришлось сидеть в засаде с бутылками с зажигательной смесью – три фашистские машины тогда разбомбили. За что ей вручили медаль Жукова. И про то, какой сильной бывает любовь… Супруги Власовы прожили вместе больше сорока лет, а познакомились в войну. Федора Артемьевича она застала под Брестом, где он служил в саперной части. Потом было отступление с боями до самой Москвы, выход из окружения, изнурительный путь освободителя, тяжелое ранение под Кенигсбергом. Осколок, оставшийся у сердца, в последний раз дал о себе знать 29 сентября 1986 года – Федор Артемьевич скоропостижно умер. Вспоминая о нем, хранители истории с сожалением писали в газетах, что не удалось расспросить ветерана о подробностях операции по освобождению села Петрищево, в котором погибла Зоя Космодемьянская. Ее могилу и окрестности фашисты заминировали так, что от одного заряда могли взорваться все. Старший сержант Власов с боевыми товарищами этого не допустил.«Как у вас было хорошо!»
И все-таки добавила дочка то, о чем газеты не писали. Рассказала, как не забыл фронтовик Федор о девушке Наде, случайно встреченной во время войны. В сорок восьмом году приехал за ней, чтобы назвать женой и увезти с собой. «Как у вас всегда было хорошо!» - до сих пор вспоминают школьные друзья их гостеприимный дом, в котором взрослые всегда были рады детям, в котором ребят всегда ждало угощение. Жили как все, скромно, но варенье и грибы никогда не переводились: «Папа был заядлым лесником. А мама очень вкусно готовила, и в 85 лет такие супы варила!». Была Надежда Антоновна из тех людей, которые «лишний раз» не побеспокоят. Даже в том, над чем человек, вроде бы, не властен. Слегла она в первый день отпуска дочери, а умерла, когда пришло время ей выходить на работу. Ветерана великой Отечественной войны Надежды Антоновны Власовой не стало 4 марта 2011 года. Светлая память светлому человеку.О Блоке
Родная сестра Федора Власова Евдокия Артемьевна Левшова тоже жила в нашем городе. О том, что в молодости работала она помощницей по хозяйству в семье поэта Александра Блока, случайно узнал Леонид Шмигельский. «Святой человек», - говорит про него Лидия Черняева, поведав историю о том, как Леонид Георгиевич за свои деньги свозил Евдокию Артемьевну в Ленинград. И не было для сотрудников музея-квартиры Блока гостьи ценнее, чем северодвинка, рассказавшая, что, где и как располагалось в квартире, когда в ней еще жила семья поэта.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта