Владимир Михалович Няков: знания, которые получают наши выпускники, позволяют свободно выбирать профессию и ВУЗ |
«Мы не боремся, мы приспосабливаемся»
- Государственная политика в области образования весьма неоднозначна. Каждое нововведение – ЕГЭ, новая система оплаты труда - вызывает серьезные споры относительно эффективности и пользы перемен. Какой точки зрения придерживаетесь вы? - Можно совершенно точно говорить об отсутствии системного подхода. Взять тот же обязательный третий час физкультуры, который решено ввести с середины учебного года. Невозможно сделать что-то большее, чтобы вызвать у учеников отвращение к спорту. Или идея по введению основ православной культуры. Что это будет? Что же касается новой системы оплаты труда, что ж, мы готовимся к переходу, и никуда от него не денемся. И единая тарифная сетка не была идеальной, и к ней долго привыкали. Посмотрим, что получится с новой системой. Есть только опасения, что благодаря ей школы рискуют серьезно ослабить свою воспитательную работу. Мы постараемся не допустить этого. - С чем в первую очередь приходится бороться лицею в современных условиях? - Мы не боремся, мы приспосабливаемся к условиям. Боремся только за финансирование, пожалуй. И нужно сказать, что поддержка города, администрации очень значима. Очень много в лицее делается по внедрению современных технологий. Во всех сферах. Начиная от оборудования классов, заканчивая столовой. - Электронный дневник вот появился… - Да, это тоже передовая технология. Возможно, для детей это и не такая уж радостная новость. В Америке, например, не принято говорить с детьми об оценках. Но у нас другая страна и другие традиции, в том числе и традиции контроля. У нас будет введена еще и электронная пропускная система, что позволит четко знать, был ребенок в школе или не был, поможет ограничить доступ посторонних лиц. Главное, чтобы родители тактично относились к таким возможностям контроля. Ведь если ребенка наказывают за каждый промах… Я бы не хотел быть таким ребенком. - Какие они, современные родители? - Мы очень много работаем с родителями, и они проявляют очень большое внимание к делам школы, с пониманием относятся ко всем вопросам, в том числе и к необходимости финансовой поддержки школы. Когда в школах были отменены бесплатные учебники, мы ввели сбор на учебную литературу. Многие тогда отреагировали болезненно, и это понятно. Но я сам объяснял ситуацию, ничего не скрывая и не пытаясь сгустить краски. И понимание было достигнуто. Сегодня бесплатные учебники выдаются вновь, но в нашем лицее дети были обеспечены ими всегда.Свободная личность во враждебном мире
- Родители – молодцы. А как оценить современных школьников? - К сожалению, мне все меньше удается напрямую общаться со школьниками. Сегодня директор – это уже совсем другая профессия. Но по тому, что я вижу, могу судить, что они очень раскованные, и иногда даже слишком. Прекрасно информированы, отлично ориентируются в мире современных технологий, который постоянно и быстро меняется. У них больше уважения к личной свободе, своим правам. Поэтому какие-то ограничения воспринимают остро. Но ограничения эти продиктованы в первую очередь требованиями безопасности. Окружающая среда становится все более враждебной к детям. Опасностей, которые сегодня окружают ребенка, мы раньше и не знали. - Чему в первую очередь учит лицей сегодня? - В первую очередь трудолюбию. Главное направление лицея – физико-математическое, и не каждому по силам справляться с этой нагрузкой. Именно поэтому в свое время мы отказались от младших классов, когда выбор образовательного учреждения целиком лежит на родителях. Нет смысла издеваться над ребенком и отдавать его в математический класс, если у него нет склонности к точным наукам. - Лицеисты традиционно ярко заявляют о себе на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Стремление к победе тоже воспитываете? - Конечно! Участие ради участия – это хорошо, но нужна мотивация к успеху, чтобы добиться по-настоящему высоких результатов. - Лицей №17 упрекают в том, что его выпускники предпочитают учиться в центральных вузах, не остаются в области… - Это не совсем так. Около 40% лицеистов поступили в региональные вузы. Также немало и тех, кто после окончания центральных университетов и академий трудится на наших предприятиях. Но мы постоянно развиваем техническое направление, и знания, навыки, которые получает выпускник, очень высокого уровня. Они позволят выпускнику свободно выбирать профессию и вуз. Интерес высших вузов к нашим выпускникам – признание качества образования. То, что мы делаем, – всерьез и надолго. - Это ведь признание и качества работы учителей? - Абсолютно точно. Кадры решают все. Никаких экономических выгод для учителя мы предложить не можем, можем только создать условия для плодотворной работы. Именно поэтому ищем тех, кто не просто окончил педагогический вуз, а тех, кто влюблен в свой предмет, знает его по-настоящему и может передать свою заинтересованность ученикам.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта