«Тот, кто лечится по книгам, рискует умереть от опечатки»
Фото Владимира Ларионова
О собеседнике. Алексей Владимирович ВОРОНОВ по первой специальности врач, по второй - экономист. С 2000 года – кандидат экономических наук. Диссертацию, первым в стране, посвятил работе аптечных пунктов. В планах — докторская.
Любовь, деньги, смерть – кажется, эти темы признаны самыми популярными, на каком бы языке мира они ни обсуждались. В России к ним можно смело приписать еще одну, объединенную: здоровье и лекарства.
Сегодняшний разговор «Вечерки» с Алексеем Вороновым, генеральным директором ГУП «АО «Фармация». Под вывеской «Аптеки Поморья» государственного предприятия в нашем городе работают 16 аптек и аптечных пунктов, по области - 164.
- Алексей Владимирович, один из жизненно важных вопросов: какова в стоимости лекарств, ругаемых за дороговизну, доля продавцов?
- С 1 апреля этого года вступил в силу закон, жестко регламентирующий цену на жизненно важные препараты. Она теперь регистрируется производителем. Дистрибьюторы делают свою наценку. А о нашей, аптечной, можно сказать так: в Архангельской области она находится на достаточно низком уровне по сравнению с соседними регионами, на уровне областей Центральной России.
Например, розничная наценка на препарат стоимостью 500 рублей не должна превышать 16 процентов. Администрация области строго это контролирует.
Еще раз уточню: это относится только к жизненно важным препаратам, на остальные наценки не регламентируются. Так что по росту цен вопрос не к аптекам или оптовикам, находящимся под строгим контролем государства, а к производителям.
- Спрос на лекарства не падает?
- Продажи наших аптек стабильно растут.
- Болеть, что ли, люди больше стали?
- Нет, просто они стали больше доверять государственным аптекам.
- Как делать безопасные покупки в продуктовых магазинах, СМИ постоянно учат. А вот в аптеках... Нюхать бесполезно, по упаковке судить тоже.
- К сожалению, человек не может сам понять, что товар качественный. Те, кто занимается фальсификацией, имеют самое современное оборудование. Ежегодно от некачественных лекарств в мире умирает около 1 миллиона человек. Лидерами в их производстве стали Китай и Индия. В Индии, например, по опубликованным оценкам экспертов, до 37 процентов поддельные и некачественные лекарства.
- Каков объем этой подлости в нашей стране?
- Оценочно от 10 до 20 процентов, точно никто не знает.
- Значит, могут обмануть и вас?
- На сто процентов могу сказать: нет. Работаем только с добросовестными партнерами, у нас отлажена собственная система контроля качества поставок.
- Что может стать для покупателя сигналом опасности?
- Главный признак – низкая цена, особенно на жизненно важные препараты. Принципиально их стоимость не может значительно различаться в разных аптеках.
Если тот же мезим-форте продается на 10-20 процентов дешевле, то возникает вопрос: где его взяли? Если бы такие цены были у добросовестного поставщика, мы бы тоже брали лекарство у него.
- Насколько недобросовестным продавцам выгодно обманывать покупателей?
- Очень выгодно. Приобретя одну упаковку за полцены, он может четыре другие, настоящие, продавать по сниженной цене и при этом получать заметно большую прибыль, чем если бы он работал с обычной наценкой с теми же лекарствами.
- Мне не приходилось слышать, как наказывают пойманных преступников от фармации. А вам?
- Серьезное наказание не предусмотрено, даже по самым громким делам приговоры были условными.
- Алексей Владимирович, когда народ плохо себя чувствует по поводу эпидемии гриппа, продавцам лекарств на словах тоже достается. Мол, наживаетесь вы на беде, может быть, и в раздувании ее масштабов участие принимаете...
- Ни мы, ни частные аптеки здесь ни при чем. Хорошо оплаченную рекламную истерию организовывают производители, это уже доказано. Как в случае крупнейшей аферы XXI века со свиным гриппом, от которого, как выяснилось, умерло гораздо меньше людей, чем от гриппа обычного.
- «Чем дороже, тем лучше» - справедливо ли такое мнение о лекарстве?
- Однозначно ответить нельзя. Нередки случаи, когда самые старые и недорогие лекарства не хуже помогают. Тот же самый аспирин, которому недавно сто лет исполнилось. И потом, в стоимости новых препаратов высока доля стоимости рекламы и желания их производителя заработать побольше.
- Вы сами воспользуетесь, например, дешевым старичком анальгином?
- Да, если не будет под рукой аспирина или парацетамола.
- К навязчивой рекламе безрецептурных препаратов как относитесь?
- С точки зрения врача – отрицательно. Мы видим волны массового спроса после ее появления. Но, как говорится, тот, кто лечится по книгам, рискует умереть от опечатки.
- А каково самочувствие конкуренции в вашем бизнесе? Она здоровая?
- К сожалению, не всегда. Некоторые недобросовестные медики выписывают рецепты на бланках коммерческих аптек с их логотипами и адресами, получая за это вознаграждение. Хотя фактически по такой бумажке отпуск рецептурного препарата невозможен. Для рецепта установлена официальная форма, не предусматривающая ничего постороннего.
- Про Северодвинск я такого еще не слышала. Но если вдруг доберется до нас «новинка»: что делать неравнодушным пациентам с такой бумажкой?
- Писать заявление в Рос-здравнадзор или в прокуратуру.
- Алексей Владимирович, о чем еще стоит сегодня сказать?
- О дефиците специалистов с высшим и средним провизорским образованием.
Хочу сказать молодым людям, что есть такая хорошая наука – фармация. Она позволяет найти достойное место в жизни.
Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА
Анфиса Федоровна, пенсионерка:
Я всегда посещаю одну и ту же аптеку. Она не самая близкая к моему дому, но зато там у меня есть скидка в десять процентов. Если учесть, что ежемесячно мне приходится тратить на лекарства более 1000 рублей, то экономия приличная. Уж лучше я прогуляюсь, подышу свежим воздухом да куплю на сэкономленное фруктов.
Елена Владимировна, домохозяйка:
Для меня главным критерием является ассортимент. Кстати, в этом плане северо-двинские аптеки серьезно уступают мурманским, откуда я недавно переехала. Кроме того, те препараты, что я покупала в Мурманске, здесь стоят почти в два раза дороже, что не перестает меня удивлять.
Василий Севастьянович, пенсионер:
Пока, слава богу, на здоровье не жалуюсь. Поэтому в аптеке появляюсь, как говорится, по мелочам. То мазь какую купить надо, то таблетки от головной боли, в среднем, не более 100 рублей в месяц выходит. Но и ради этого не ленюсь и иду в определенную аптеку, где у меня есть скидка.
«А я оную учиню»
Первая аптека в Архангельске открылась в ноябре 1711 года, через десять лет после того, как Петр I закрыл зелейные лавки со знахарями. 299 лет назад в ноябре из нашей губернии было подано прошение: «У города Архангельского аптеки нет, а я оную учинить и медикаменты свои держать могу… Вашего Величества покорный раб иноземец Каспар Вейсе».
И о доступности цен на лекарства первый аптекарь побеспокоился, попросив: «С оных медикаментов в противу же европейских государств от пошлины свободу иметь». А качество медикаментов в царские времена гарантировал государственный герб на этикетках, что никаким другим товарам не позволялось.
Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!