Теплоход «Москва-49» готовится выйти в рейс по линии Архангельск - Тойватово, в прошлые годы навигацию на Северной Двине открывал двухпалубный красавец «Николай Кузнецов» |
Первый плот в Архангельске
На причале морского-речного вокзала собрались представители двух ведомств – речников и лесников, приехал министр промышленности, транспорта и связи Эрнест Белокоровин. Капитан Сергей Достовалов отрапортовал ему: плот из Авнюги (Верхнетоемский район) объемом 14 тысяч кубометров доставлен на рейд 25-го лесозавода в целости и сохранности. Министр поблагодарил: «Сырье очень кстати, деревообрабатывающие предприятия после зимы оказались на голодном пайке» - и подарил экипажу навигационный прибор «Штурман». Потом состоялась экскурсия по судну для гостей и журналистов, встреча с экипажем, в ходе которой начальник Северного речного пароходства Александр Севастьянов заявил, что нынче речникам работы прибавилось. По сравнению с прошлым годом объемы транспортировки леса выросли процентов на 70, уже сейчас просматривается полная загрузка флота на всю навигацию, что позволит поднять зарплату плавсоставу.Трудный путь до «родового гнезда»
Но еще раньше, чем лесная навигация, открылась пассажирская. Правда, без парадных речей, поздравлений и подарков. Теплоходы Архангельского райуправления вышли на маршруты третьего мая. Если для сплавщиков леса большая вода - мать родна, то пассажирскому флоту – лишние заботы. Подходы к некоторым остановкам оказались затопленными. - Попадали в Вознесенье, где находится родительский дом, через Цигломень, - посетовали северодвинки Римма и Лидия, - сейчас там теплоход не останавливается, пришлось ехать в Архангельск, ждать рейса полтора часа под открытым небом - для пассажиров здесь нет никакого зала ожидания. У кого в Северодвинске есть катера, будут добираться на них, мы же боимся. Недоумевает у расписания движения теплоходов еще один северодвинец, Леонид Назаров: - Навигация официально открыта 8 мая, надо в Вавчугу попадать, а теплоход в том направлении отправится только 24 мая. И совсем уж непонятно, почему навигацию на этом маршруте речники намерены закончить в августе, когда еще не будет собран урожай, который надо людям вывезти в город.Патовая ситуация
- Остановки в Цигломени нет по той причине, что берег там захламлен бетонными плитами, которые оказались под водой, ставить понтон опасно, - пояснил начальник Архангельского районного пассажирского управления Александр Попов. По той же причине не пускаем теплоход по линии Архангельск – Пукшеньга: путейцы не протралили места подхода судов на остановочных пунктах. Но это временные явления, вода спадет - все рейсы будем выполнять в полном объеме. Раннее закрытие навигации прокомментировал так: «Без световых створ и буев пассажирские суда не имеют права двигаться по реке. Делать остановки там, где берег не освещен, тоже не можем. На Пукшеньгу ходим до тех пор, пока путейцы содержат на реке навигационную обстановку, а они ее снимают последние годы рано, говорят, что средств выделяется мало, вот и подстраиваемся под ситуацию». Судя по складывающейся в райуправлении ситуации, пассажирские перевозки обречены на закат еще и по той причине, что большинство судов давно перешагнули рубеж нормальной эксплуатации. Опорная сила - теплоходы «Коммунар» и «Балхаш» построены 65 лет назад. Латают их каждый год; сколько еще прослужат, не знает никто. А смены не предвидится. Сейчас, по словам Попова, каждое судно обслуживает три-четыре маршрута вместо одного по правилам. Случись поломка – полетят все графики движения, пассажиры останутся куковать на берегу.Прощай, белый пароход?
Раньше за весь грузовой и пассажирский флот бассейна отвечало Северное речное пароходство. В ходе экономической реформы оно скинуло последний со своих плеч, оставив лишь группу судов проекта 306 и несколько скоростных транспортов типа «Ракета» и «Заря». Сейчас и эти суда почти все распроданы, осталась «Заря», которая курсирует между пристанями Верхней и Нижней Тоймы. Из четырех крупнотоннажных теплоходов на плаву лишь «Николай Кузнецов», да и тот ржавеет у причальной стенки Лимендского завода. Спросил у начальника пароходства Александра Севастьянова, нет ли намерения вернуть его на речные просторы. - Где взять деньги? - не задумываясь ответил он. - С народа не соберешь, нищий, не потянет цену, которая позволит судну быть рентабельным. Сослался и на фарватер, который совсем обмелел: придется высаживать пассажиров в Котласе на рейде километров за 15 от города… Знающие люди говорят, что теперь, когда построен под Котласом новый автомобильный мост, мелководье не помеха, можно поставить дебаркадер в районе Щипицино, до города можно добраться на автобусе за 20 минут. Кстати, и Великий Устюг, куда любят ездить туристы, тоже станет ближе. Что касается вопроса, поедут или не поедут, то опять же вспоминаются прежние годы. Начиная с июня билеты на теплоходы проекта 306 доставали, или отстояв ночную очередь, попав на прием к начальнику службы пассажирских перевозок, – было тогда в пароходстве такое отдельное подразделение. Конечно, за короткую летнюю навигацию окупить годовые расходы на содержание речного флота и невозможно, нужна финансовая поддержка властей. По словам Белокоровина, создана рабочая группа, специалисты ищут решение проблемы. Но инициатива–то должна исходить от речников. А они обреченно опустили руки, предпочитая кивать на местные власти, которые плохо заботятся об остановочных пунктах, на путейцев, поздно выставляющих весной навигационную обстановку и рано снимающих ее осенью. В итоге на реке появляются нелегальные, как их именуют контролирующие органы, перевозчики, которые доставляют людей на лодках и катерах с риском для жизни на дачи, в родительские дома…Их штрафуют, но карательными мерами положение на реке не изменишь.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта