Нельзя говорить о Великой Отечественной, не упомянув о девятистах днях блокады Ленинграда.
Самым суровым испытанием стала для ленинградцев зима 1941–1942 годов. Северодвинка Екатерина Ивановна Валданова, в годы войны электросварщица Кировского завода, работала на участке по ремонту танков и военной техники. Сколько времени в сутки нужно работать, никто не спрашивал. А между тем приблизилась зима.
Норма выдачи хлеба на работающего составила 250 граммов. На неработающих – 125 граммов… Да и хлебом сложно было назвать эти мизерные кусочки с примесью опилок и каких-то связывающих веществ. На предприятиях и в домах не стало отопления. На заледеневших, занесенных снегом улицах лежали трупы людей. Их складировали в каких-то свободных помещениях, как дрова. Усилился обстрел города, особенно мест массового скопления народа. И Екатерина Валданова дважды была ранена прямо на рабочем месте. По выздоровлении вновь возвращалась на работу. Но после контузии, тоже полученной ею у станка, ее вывезли в глубь страны вместе с дочуркой.
Единственный путь на Большую землю пролегал в ту зиму по льду Ладожского озера. Ветеран «Дороги жизни» Галина Сергеевна Опякина рассказывала мне, что уже осенью стали готовиться к организации трассы. 19 ноября 1941 года на лед Ладоги впервые вышли дорожные подразделения, а 22 ноября 60 машин отправились в первый спасительный для города рейс.
Галине Сергеевне выпало служить в 6-м рабочем батальоне, состоявшем преимущественно из молодых девушек. На них лежали тяжелые погрузочно-разгрузочные работы. Отдыхали в сырой, неотапливаемой землянке. Лес не разрешали рубить на дрова, чтобы не нарушать маскировку.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!