Совсем недавно, 12 марта 2010 года, исполнилось 70 лет со дня подписания мирного договора, положившего конец советско-финляндской войне 1939 – 1940 годов. Поводом для конфликта послужил отказ Финляндии перенести границу от Ленинграда вглубь финской территории.
До 1940 года граница между СССР и Финляндией пролегала в 32 км от Ленинграда, что в случае войны подвергало город серьезной опасности. Советское правительство предложило финнам обменять территорию в 2700 кв. км вблизи Ленинграда на 5500 кв. км в Карелии. Обмен не был равноценным. Финнам предлагали обменять экономически развитый район на дикую лесную глушь. Финляндия предложение отклонила, на отказ от обмена Красная Армия ответила 30 ноября 1939 года началом военных действий. Бои развернулись на фронте в 1500 км от Баренцева моря до Балтии. Через 3,5 месяца, выиграв войну, Советский Союз отодвинул границу от Ленинграда на 150 км. Кроме того, СССР получил некоторые территории на Кольском полуострове и на 30 лет арендовал полуостров Ханко под базу ВМФ на Балтике.
Но славы Красной Армии эта победа не принесла: уж очень низким оказался уровень боеготовности войск и слишком крупными - потери и в живой силе и в технике. Непомерно высокую цену победы отечественные и зарубежные историки связывают с жестокими репрессиями, обрушившимися на командный состав РККА в 1936–1938 годах. Точных цифр потерь не знает никто, но большинство исследователей сходятся во мнении, что жертвами террора стали от 25 до 30 тысяч кадровых командиров. Этот погром неизбежно привел к резкому падению качества управления вооруженными силами страны.
Вот что пишет историк Рой Медведев: «Красная Армия крайне ослабла в результате массовых репрессий. Дело было не только в потере первоклассного состава высших военных кадров. Снизилась дисциплина в армии, где солдаты и младшие командиры перестали доверять старшим командирам. Быстрое выдвижение новых кадров приходило зачастую просто по анкетным данным. При этом командиры взводов становились командирами батальонов, а то и полков, командиры полков и батальонов – командирами дивизий». Дезорганизованная репрессиями Красная Армия выиграла финскую кампанию, образно говоря, закидав финнов шапками. Только шапок этих потребовалось непозволительно много. Финская армия накануне войны имела под ружьем 215 тысяч солдат, в то время как Красная Армия к декабрю 1939 года сосредоточила на границе с Финляндией около 450 тысяч солдат и офицеров. По западным оценкам, советские войска потеряли в это войне примерно 300 тысяч человек.
Ярким примером низкого качества управления в РККА служит трагедия 44-й стрелковой дивизии (44СД) в декабре 1939 – январе 1940 года. Дивизия прибыла на фронт во второй половине декабря 1939 года из Киевского военного округа и опыта боев в зимних условиях севера не имела. Ни командование, ни личный состав дивизии не были ознакомлены с особенностями финского театра военных действий и тактики противника. Кроме того, в 44 СД не хватало лыж и практически не велась лыжная подготовка. В район боевых действий дивизия двигалась по узкой лесной дороге несколькими колоннами, растянувшимися на десятки километров. Засыпанный глубоким снегом лес подступал вплотную к дороге, что лишало находившиеся на марше войска защиты с флангов и возможности маневра. В такой обстановке батальоны саперный и разведки должны находиться в авангарде колонны, однако по чьей-то небрежности они оказались в арьергарде.
Финские лыжники нападали из леса, в разрывах между колоннами минировали дорогу и устраивали на ней завалы. Разрезав завалами колонну на несколько частей, финны в 40-градусный мороз парализовали снабжение частей 44 СД боеприпасами, продовольствием и фуражом для лошадей. Голодные и замерзшие, под непрерывным огнем противника, части дивизии теряли боеспособность. Командование 44-й СД было вынуждено отдать приказ о выходе личного состава из западни, бросив тяжелое вооружение. Разрозненные отряды и группы бойцов выходили из окружения лесом, через глубокие снега. Не всем удалось выйти к своим. Только с 1 по 7 января 1940 года 44СД убитыми, раненными и обмороженными потеряла 4756 человек. Потери материальной части составили: винтовок – 4340 шт., револьверов и пистолетов – 1235, ручных пулеметов – 251, станковых пулеметов – 97, 45-мм пушек – 30, 76-мм пушек – 40, 122-мм гаубиц – 17, 82-мм минометов – 14. Дело командования 44 СД расследовала Главная военная прокуратура.
За невыполнение поставленной перед дивизией задачи, «трусость и паникерство», за «бездарное управление войсками» командир дивизии, начальник штаба и начальник политотдела трибуналом 9-й армии были приговорены к расстрелу. В январе 1940 года приговор был приведен в исполнение перед строем личного состава 44СД.
Документы 44-й СД исследовала научный сотрудник ЦГАСА О. Дудорова, и вот ее выводы: «Вина за все упущения была возложена на командование 44СД. Однако следует отметить. что отсутствию должного опыта у командования 44 СД способствовала политика, проводившаяся в конце 30-х годов в отношении РККА в целом: в результате репрессий против командного состава быстро продвинулись по службе и заняли командные должности люди, не вполне соответствующие занимаемым постам и не имевшие необходимых знаний и опыта.
В этом отношении продвижение по службе командира и начальника штаба 44СД являлось вполне типичным. Так, в послужном списке комдива – 44 А.И. Виноградова значилось. что в 1936 году он был майором, с июня следующего года командовал 143-м стрелковым полком. в феврале 1938 года досрочно получил звание полковник, в марте того же года был направлен в распоряжение Управления по командно-начальствующему составу РККА. Командиром 44СД А.И. Виноградов был назначен в январе 1939 года и тогда же ему было присвоено внеочередное воинское звание комбриг.
Начальником штаба 44СД был О.И. Волков, назначенный на эту должность 26 декабря 1938 года. Звание капитан ему было присвоено 30 декабря 1935 года, как окончившему 3 курса академии РККА имени Фрунзе и уже 31 июля 1939 года он стал полковником.
Командующий войсками 9-й армии В.И. Чуйков по завершении войны с Финляндией в «Кратком отчете о боевых действиях 9-й армии» отметил: «…Уставные нормы, по которым мы учились, оказались неприемлемыми на театре северной Финляндии». А генерал армии С.М. Штеменко в своих мемуарах записал: «Большим несчастьем для нашей армии и страны в целом было то, что накануне войны мы лишились многих опытных военачальников. Молодым пришлось трудно. Они обретали опыт уже в ходе боев и нередко расплачивались за это слишком дорогой ценой».
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!