Инспектор Ярюхин в исполнении режиссера Ярюхина… Фото Владимира Ларионова |
Ответственность и вина
- Валентин Никитич, на сцене очень громко гремит гром, звенят звонки, все в зале вздрагивают. Это случайно или это замысел – еще и таким образом вовлечь зрителей в действо? - Хотелось бы акцентировать этот аспект. Помню Таганку семидесятых – там в этом смысле не церемонились со зрителем. И это было здорово. Сейчас все какое-то причесанное, а зритель хочет подвергнуться такому воздействию! - У Пристли герои пусть ненадолго, но все же способны признать свою вину и свою ответственность. Вы считаете, что это и для нас актуально? Способны ли мы на это? - Надо не терять надежду. Искусство во все времена не столько знает ответы, сколько задает вопросы. А общая ответственность – это старая тема для нашей культуры, отсюда и ее актуальность. Еще Достоевский говорил, что все перед всеми виноваты. - Все перед всеми виноваты – значит, никто ни перед кем? - В общем, да. А вот у Карла Ясперса есть работа «К вопросу о вине», там говорится: если ты просто жил при Гитлере, не ударив палец о палец, то ты виновен. И я все более в этом убеждаюсь. Это проявляется во всем. Возьмем театр как микрокосм. Здесь та же безответственность. Говорят: а что мы можем сделать? Я отвечаю: хотя бы не делай того, что делаешь. Здесь, в Северодвинске, актриса попросила меня не смотреть спектакль, в котором она занята. Ей, видите ли, стыдно, если я увижу спектакль. А играть не стыдно?…и инспектор Гул в исполнении Сергея Черноглазова. Фото Владимира Ларионова |
Премьера как выход на свет
- Я как раз хотел спросить: как вам показался наш театр после перерыва? - Нельзя стоять на месте. Если не делаешь шаг вперед, то отступаешь на два назад. За два месяца я посмотрел здесь весь текущий репертуар – кроме «Рядовых», их меня вообще просили не смотреть. Понравилось, пожалуй, «Волшебное кольцо» - режиссерскими придумками. Но и их благополучно блокируют актеры. Самое ужасное, что у артистов – даже у хороших! – нет азарта. Подразумевается: зрителей мало, что же «пластаться»? Но тут порочный круг: потому и зрителей мало, что кое-кто так относится к работе. Спрашиваю, разминаются ли актеры перед репетицией, а на меня смотрят, будто я сказал неизвестно что. Кое-кто текста элементарно не знает! А ведь талант надо беречь. Жизнь к нему в оппозиции. Человек трется о жизнь и стирается, и происходит это незаметно… Огорчает и низкая сценографическая культура. Сейчас никто не пишет щиты гуашью, как здесь делают. Говорят: мало денег. Ну, не знаю. В средней полосе их не больше. - Кстати, о знании текстов. Говорят, один из актеров на вопрос о том, как ему удается так играть, отшучивался: мол, текст надо знать, батенька! - Актерских баек много... - Расскажете? - Студент приходит к мэтру, говорит: «Скажите, какой внутренний монолог у вас был, когда вы сегодня играли?» Тот отвечает: «Я знаю только два внутренних монолога. Один: что-то ты, Иван Иваныч, играешь хреново! Второй: ай да Иван Иваныч, ай да сукин сын!» - Неужели все так мрачно у нас? Кто-нибудь может сказать о себе: «Ай да…»? - Нравится, как работает Анна Венгерович. С самоотдачей, задором, пониманием. Профессионально. - Спасибо за беседу и за спектакль, Валентин Никитич. С премьерой вас. - Премьера – не вершина. И не пункт назначения. Это просто как бы поезд выходит из тоннеля на свет.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта