Школьникам придется покинуть 4-ю? Фото Валерия Уткина |
Прямая и явная угроза
Впрочем, в ее стенах о «реорганизации» не говорят. «Псевдонимы» раскрываются однозначно: речь для работников, учащихся школы и родительского комитета идет о возмущающей их перспективе закрытия школы. Слухи об этом ходили давно, и именно с ними в 4-й связывают проблемы с набором учащихся. А последние месяцы руководство управления образования открыто говорит о необходимости «оптимизации сети учреждений». В первую очередь речь может идти именно о малокомплектной – 204 ученика – 4-й школе, а также о другой укомплектованной менее чем наполовину от проекта ягринской школе – 5-й, к которой, вероятно, будет присоединена 4-я. Потому «боевой» коллектив в последние недели рассылает обращения о помощи в самые разные инстанции – от мэра Северодвинска до администрации президента России. Наиболее активно выступают, кстати, не столько работники, сколько родители воспитанников школы. Письма полны понятных и естественных эмоций. Есть среди них настоящий памфлет в форме плана-конспекта занятия, проводимого управлением образования. В числе задач «занятия» по за¬крытию школы там значатся такие: «научить детей преодолевать расстояние от дома до новой школы не за 20-30 минут, а за 10, как ходят нормальные взрослые», «показать общественности, что значит ее мнение» и «втолковать, что главное – это деньги и что проще всего их отнять у самых слабых».Вопросы ребром
Но есть и письма с конкретными, и очень острыми, вопросами. Например, их авторов интересует, почему управление образования не контролирует комплектование учреждений. Во многом этим, считают они, и объясняется недоукомплектованность 4-й в сочетании с перенаселенностью – опять же по их мнению – других ягринских школ. В этой связи особое возмущение в 4-й вызывает 24-я, начальное звено которой занимает здания двух бывших детских садов. Кстати, не факт, что объединение поможет 5-й школе: вероятно, учащиеся 4-й распределятся между разными школами Розового острова. Далее, 4-я – последняя школа в южной части Ягр после закрытия 18-й. Детям придется идти через несколько улиц к четырем школам на небольшом участке вдоль проспекта Бутомы. Между тем практическое отсутствие светофоров на Яграх и вообще травматизм на дорогах – отдельная тема, и можно понять опасения родителей. Одна из учительниц 4-й с горечью замечает, что похоронила десять учеников, погибших в ДТП! Напоминают авторы писем о руинах 18-й школы, об улучшающейся, по их мнению, демографической ситуации и проблемах с местами в садиках. Риторически спрашивают: «Будете строить новые школы?» Впрочем, о возможной судьбе здания ходят разные слухи. Например: на помещение положили глаз влиятельные бизнесмены… Наконец, возмущает авторов писем то, что руководство управления образования ни разу не встретилось с ними, не обсудило с ними своих планов. Все это создает в крепком, здоровом коллективе болезненную обстановку. Работники опасаются сокращения, дети и родители – неудобств при переходе в другую школу.Ответы на языке цифр
В свою очередь начальник управления образования Сергей Попа подготовил подробный ответ на аргументы возмущенных защитников 4-й школы. Прежде всего, в рамках внедряемой отнюдь не в одном Северо¬двинске, а по всей России подушевой системы финансирования школ субвенция из областного бюджета на выплату зарплаты работникам и на пополнение учебной базы учреждения рассчитывается исходя из количества воспитанников. Средства эти целевые, перераспределить их в пределах данной статьи расходов можно только за счет других школ. Уже по одной этой причине 4-й и 5-й школам крайне сложно будет сохранить статус-кво – независимо от воли горуо. А ведь это лишь начало внедрения новых принципов, замечает Сергей Григорьевич. Не за горами введение новой системы оплаты труда педагогов, также теснее прежнего связанной с количеством воспитанников, и распространение подушевого принципа на все расходы учреждения – на оплату «коммуналки», например… Комплектование школы – дело самой школы. Управление лишь регулирует его через муниципальный заказ. Более того, и по закону нельзя заставить родителей направить их детей в ту же 4-ю, если они подали заявление, скажем, в 24-ю. Переполненные классы других школ? Нет таких, уверены в горуо. Средняя наполняемость класса – без учета малокомплектных коррекционных – в 19-й школе 23-24 человека, в 5-й, 24-й и Ягринской гимназии – около 26. В таком превышении норматива в 25 человек управление не видит проблемы. Кстати, и в 4-й школе есть два класса, в которых 26 и 27 учащихся соответственно. Демография? Увы, реальные показатели неутешительны. На сегодня на Яграх 296 первоклассников в одиннадцати классах (без учета классов коррекции), в 2010 году детские сады выпустят 278 воспитанников. В 2011 году их ожидается 363 – на 14 или 15 классов, но далее – опять спад. Долгосрочные прогнозы тоже печальны: отцами и матерями станут рожденные в 90-е годы. А их мало. В выборе 4-й школы для реорганизации играет роль и то, что здание ее, 1956 года постройки, не вполне соответствует современным требованиям, несмотря на ремонт столовой в рамках программы «Школьное питание». Возможность продажи здания кому-либо начальник управления отрицает категорически. Именно по настоянию горуо, напоминает он, в реестр муниципального имущества, не подлежащего приватизации, были включены помещения образовательных учреждений. В случае реорганизации 4-й наиболее вероятный вариант использования здания – передача детской школе искусств №34. Там, к слову, вдвое больше воспитанников, чем в 4-й, – 420. Помещения же бывшего детсада и первого этажа общежития, расположенные в разных кварталах, явно не создают условий для успешных занятий. Управление гарантирует соблюдение всех законных прав педагогов и учащихся, заверяет Сергей Попа. Повторить все это Сергей Григорьевич, по его словам, готов и в 4-й школе. Просто назначать собрания в чужом коллективе через голову его руководителей считает некорректным. А ни от директора, ни от профсоюзного лидера, ни от кого-либо приглашения к разговору он не получал. Председатель профсоюзной организации работников образования Ольга Лыбашева пока воздерживается от подробных комментариев ситуации. Она лишь заверяет, что для защиты интересов коллектива в любом случае будет сделано все необходимое. И соглашается с тем, что экономическая обстановка и нормативные требования по финансированию, к сожалению, неутешительны. Впрочем, судьба 4-й еще не решена, подчеркивает Сергей Попа. Но, по всей видимости, решение вряд ли утешит и устроит тех, кому дорога старейшая на Яграх школа.«Здесь жизнь моя…»
Опрошенные нами наугад школьники, родители, учителя 4-й школы разными словами, но единодушно возражают против предполагаемого закрытия школы. Вполне естественно, в общем. Георгий Кононов, член родительского комитета: - Такое впечатление может сложиться, что вообще все нужно отдать нуворишам, а не детям. А что? Здание школы удобно расположено. Какой-нибудь бизнес-центр здесь хорошо разместить! Людмила Калинина, классный руководитель 3А: - Если закроют школу, то жалко молодых родителей, которых очень много как раз в этих кварталах, в этих общежитиях. И школу жаль. Здесь я 33 года отработала. Здесь жизнь моя… Маргарита Коростылёва, девятиклассница: - Мы уже оканчиваем школу. Но так хочется потом сюда прийти в гости! Учителя очень хорошие, классы дружные. Кстати, удобно, что классы небольшие! Наталья Козенко, шестиклассница: - Мы не хотим, чтобы школу закрывали. Классы сложившиеся, а в другой школе никто не знает, как к нему отнесутся. Нравится ли здание? Да, все хорошо сделано, каких-то глобальных проблем не вижу! Елена Карпунова, учитель: - Мы не наград просим. Предположим, город не сможет содержать школу. Но придите сюда, поговорите со всеми, объясните – это уже будет другая постановка вопроса. А пока мы о своей судьбе узнаем из газет.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта