Впервые о премии «Национальный бестселлер» я услышал в 2002 году, когда в кругах «прогрессивной» литобщественности прошла волна возмущения и негодования. Еще бы, лауреатом премии, да еще с таким звучным названием, стал Александр Проханов с романом «Господин Гексоген». Александр Андреевич, конечно, не «проснулся знаменитым», как гласит девиз премии, но интерес к нему вернулся, причем довольно устойчивый.
ТОГДА же я купил эту книгу с черепом на обложке в каком-то подземном переходе и несколько позже на каком-то литмероприятии, когда между делом спросили, что последнее из современной литературы прочел, честно ответил: Проханова. Некоторые при этом несколько поморщились, не таясь.Тогда мне показалось, что премия вызывает интерес к автору и, естественно, определенным образом влияет на продажи. Факт покупки в подземке прохановской книги об этом немного свидетельствует…Далее нацбестовский путь проследить несложно. Премию брал Виктор Пелевин, которому она в разгар его популярности особой погоды не сделала, Михаил Шишкин с тягомотным и далеко не бестселлером «Венерин волос». Кажется, с третьей попытки ее присудили Дмитрию Быкову, тогда он для верности задавил всех массой своей ЖЗЛ-овской биографии «Пастернак». Из всего списка проснулся знаменитым в 2007 году никому ранее не известный преподаватель истории в питерском военно-морском училище Илья Бояшов с книгой «Путь Мури». Прошло всего два года, и теперь его книги наличествуют практически во всех книжных…В прошлом году я болел за своего друга Захара Прилепина. Предыдущие его романы «Патологии» и «Санькя» не выстрелили победным залпом в банкетном зале «Астории», а именно там в день рождения Пушкина называют имя победителя. Но в 2008-м его роман в рассказах «Грех» околдовал членов жюри и, собственно, заслуженно.Прилепинский «Грех» – это книга о различных ипостасях нашего молодого современника. От восторженно-сентиментального влюбленного до кабацкого охранника, могильщика в вечном хмелю, бойца, гибнущего в Чечне. Понятие греха как разлома, порока, который втесался в современный мир, складывается из рассыпанной мозаики личных судеб. Эти судьбы развертываются в рассказах. «Грех» - одновременно и сборник рассказов, и роман, его герои – один человек и в то же время индивидуальные составляющие поколения.В новом премиальном цикле лидером был Герман Садулаев с романом об «офисном планктоне» «Таблетка». Кстати, Герман одно время жил в нашем городе на улице Полярной и с неизменной теплотой вспоминает Северодвинск. А в Архангельске у него даже была своя рок-группа, в которой он солировал.Считалось, что и прошлогодний победитель, а теперь член жюри Захар Прилепин, безусловно, проголосует за друга, у которого к тому же в багаже есть шедевральная книга «Я – чеченец!». Но у Захара оказался слишком сложный выбор между Германом и москвичом Александром Снегиревым с довольно крепким романом «Нефтяная Венера». Но выход, как всегда, нашелся. Прилепин буквально влюбился в книгу Сергея Самсонова «Аномалия Камлаева». Здесь он еще раз доказал, что дружеские отношения - это одно, а литературные принципы и предпочтения – совершенно другое, и они не всегда пересекаются.Половину дня перед нацбестовской церемонией мы провели на Канонерском острове – своеобразном острове-свалке. Здесь креативная команда из питерско-московского глянцевого журнала «Собака» маяла Садулаева с Прилепиным и сына достаточно раскрученного автора Ильи Стогова фотосессией во всевозможных свалочных интерьерах. Тема проекта – постапокалиптическое общество, ведь в принципе к чему-то подобному чудовищно безмозглому и бессмысленному мы молчаливо скатываемся…«Нацбест» – премия не рафинадная, не снобистская, часто неожиданная. Единственная крупная всероссийская, чьей колыбелью является Петербург. Организаторами она мыслится как вызов, некая перчатка, брошенная в лицо общественному вкусу. Да и отец-основатель ее Виктор Топоров - критик довольно резкий в своих суждениях, язвительный...На свежей церемонии такой перчаткой была новая номинация премии, по которой блоггеры голосовали за «худшую книгу года». В ней с большим отрывом «победил» современный классик Владимир Маканин с романом о чеченской войне «Асан». Скандальности сему событию добавляло то, что в прошлом году «Асан» взял главный приз самой крупной в денежном отношении литпремии «Большая книга». Споры вокруг «Асана» – одна из основных интриг литературного сезона 2008-2009. Владимира Семеновича упрекают в неправдоподобии, художественной слабости книги и даже в том, что она «порочит честь русского офицера». Но так или иначе, «Асан» стал заметным явлением в литературе, и дискуссии вокруг романа идут только на пользу.Что еще здесь можно сказать?.. В этом году в «Астории» в качестве имени победителя я не услышал того, чего хотел. Ни Герман Садулаев, ни Александр Снегирев, ни Сергей Носов не произвели решающего впечатления на жюри. Победителем назвали усредненный компромиссный вариант. Андрей Геласимов устраивает многих. Как кто-то выразился, его книги можно читать даже детям.Его победные «Степные боги» разворачиваются в Забайкалье во время завершения Второй мировой. Этот вариант пришелся по душе московскому ресторатору Дмитрию Борисову, кинорежиссеру и продюсеру Михаилу Калатозишвили. Был шанс и у других, но впечатлительная девушка и по совместительству телеведущая Ольга Шелест, долго кокетничая, отдала свое рисованное сердце Геласимову за тему войны. Немного подвыпивший ведущий церемонии Артемий Троицкий подвел итог.В принципе, Геласимов не самый плохой вариант, только не для хулиганствующего «Нацбеста». Однако после победы елизаровского «Библиотекаря» в прошлом году на «Букере», которая воспринялась многим больше, чем просто перчатка в лицо, можно говорить о некой смене координат. Бунтари взыскуют отдохновения, а рафинированные снобы хотят поиграть во что-то более опасное и интригующее, чем просто дистиллированная литература.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!