Об уникальной лаборатории Северодвинского филиала Поморского университета узнали, как люди далекие от науки, случайно. Пригласили нас посмотреть на удивительный прибор, а в итоге я сам и стал объектом изучения.
- КАК ВИДИМ, основная активность проявляется в правом полушарии головного мозга, - комментирует показания датчиков старший преподаватель кафедры психологии и психофизиологии СФ ПГУ Маргарита Стамякина, - а за что у нас отвечает правое полушарие?Студенты отвечают про творческое мышление, монитор отображает активность красным и желтым цветом, а фотокор Владимир Ларионов со смехом запечатлевает замредактора в роли подопытного кролика.- Это только малая часть всего оборудования лаборатории, которую собрал профессор Александр Пятков, - рассказывает лаборант кафедры Настя Кантемирова. - Ему, между прочим, 10 апреля исполняется 70 лет.Вот он, повод испытать себя! Для журналиста интервью с ученым – та еще проверочка: и дураком не хочется показаться, и обольщаться относительно собственных знаний и эрудиции тоже не приходится. Сомнения в сторону!Наука и гигантомания- Александр Васильевич, есть ли наука в провинции?- Безусловно, есть, наука и должна быть в провинции. Стремление создавать крупные научные центры в мегаполисах – просто гигантомания. Деление на большие и малые города по числу жителей с точки зрения науки несерьезно. Во всем мире крупнейшие исследовательские центры находятся практически в деревнях, вдали от шума и суеты.- А как же быть с утверждением, что большие города – большие возможности, оборудование опять же?..- Дело не в оборудовании, а в людях, которые хотят, любят и умеют заниматься исследовательской деятельностью. Дело в любопытстве, которое ими движет. Любопытство – видовая особенность человека думающего. Чем выше интеллект, тем сильнее любопытство. А ученый – это человек, любопытство которого развито особенно сильно.- Как с любопытством у северодвинских ученых сегодня?- Любопытства хватает, и техника отличная – благодаря грантам Российского гуманитарного научного фонда нам удалось создать в СФ ПГУ серьезную университетскую лабораторию. Но нет возможности достойно оплачивать работу. Сегодня нагрузка преподавателя - до 900 часов в год. Времени для научных изысканий практически не остается. А брать меньшую нагрузку не позволяют все те же экономические условия.- Стало быть, невыгодное дело – наука?- Наука всегда была рутинной, низкооплачиваемой работой. Вспоминаю свои первые исследования – их можно назвать памятником социализму – работали на общественных началах, в свое личное время. При том развитии техники, которое было в те далекие времена, научная работа была вообще неблагодарным занятием. Представьте, результаты одного только исследования на первых ЭВМ обрабатывали восемь лет! Сегодня это заняло бы всего несколько часов. А тогда появление калькулятора было революцией, ведь до того нашими главными инструментами были логарифмическая линейка и арифмометр.В мире сложных систем- Александр Васильевич, а как можно определить основное направление ваших исследований?- Называется это направление - исследование больших и сложных систем, если говорить проще – исследование человека как сложной системы.- Грубо говоря, изучение человека не просто как набора органов, молекул и прочего…- Просто набор органов – на столе у прозектора, в реальности каждая молекула выполняет свою уникальную функцию в общей задаче.- Простите за утилитарный подход, а каково прикладное значение ваших исследований?- Скажем так, именно отсутствие системного подхода на всех уровнях, включая так называемые высшие слои общества, приводит к тем последствиям, которые мы имеем несчастье наблюдать. К примеру, сейчас фактическое создание однопартийной системы воспринимается ее сторонниками как победа. Но я бы на их месте не был столь оптимистичен. Ведь Советский Союз распался не из-за Сталина, Горбачева или демократов, а именно из-за отсутствия политической альтернативы. Чтобы такая сложная система, как государство, жила и развивалась, необходимо существование альтернативных, противоположных подсистем. Иначе неизбежна деградация. Перекос в одном направлении неизбежно приводит к мучительным последствиям.- Очевидно, в нашей стране это обычная практика?- А вы посмотрите на нашу медицину и образование. Это как раз к вопросу о гигантомании. Построят, скажем, медицинский центр с действительно сильными специалистами и сообщают об успехах в области здравоохранения. Но как в такой центр попадет бабка из деревни? Никак. А образование? Взять тот же ЕГЭ. Зачем его надо было запускать, если проект был явно недоработан? В результате куча поправок, уточнений, которые можно было предугадать, спрогнозировать. Теперь многие руководители выражают свое недовольство, мол, сдавать гуманитарные предметы, литературу например, в форме тестирования нельзя. Я, как человек, преподающий уже 50 лет, заявляю вам: тестированием можно проверить любые знания. Только тестирование надо серьезно продумывать, разрабатывать и, главное, доверять эту работу профессионалам.Дети индиго- А как вы оцениваете современных студентов?- Молодежь всегда замечательная, но, к сожалению, сегодняшним выпускникам не хватает простейшей грамотности. Многие не знают терминов школьного уровня, не говоря уже о математических примерах. И общая культура, конечно, тоже не на высоком уровне. Но что мы можем требовать от детей, выросших при столь сильной пропаганде общества потребления? Если со школьной скамьи человеку внушают, что главное – финансовое благополучие, деньги, машина, что добиться успеха можно только с пивом в руке и сигаретой в зубах, результат пропаганды неизбежен.- А что вы скажете про такое явление, даже феномен, как дети индиго?- Это явление напрямую связано с нашими исследованиями. Дело в том, что во всем мире основной упор при воспитании ребенка делается на левое полушарие головного мозга, отвечающее, грубо говоря, за логическое восприятие мира. Но это как раз несистемный подход, ведь тогда слабо развивается правое. А дети индиго отличаются именно тем, что у них одинаково активно используются оба полушария. Чего они смогут добиться, увидим очень скоро.- Когда мы собирались на встречу с вами, одна из знакомых сказала: ну проводят они свои исследования, пишут работы - и что? Какой от этого прок? Зачем нужна наука сегодня?- Затем же, зачем и всегда. Познание, изучение мира, человека, вселенной. Стремление к чему-то большему, чем материальные блага. Необходимо, чтобы в обществе была вторая подсистема, которая противоположна утилитарному отношению к жизни, интеллектуальная и духовная альтернатива, люди думающие, а не только потребляющие.- Большое спасибо за беседу, поздравляем вас с юбилеем, желаем всех благ.- И вам спасибо. Приходите еще.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!