Директор ПАТП и депутат областного Собрания Сергей Неумывако на минувшей неделе встретился с нами – клиентами-пассажирами – в малом зале ЦКиОМ. Желающих его послушать собралось немного, но пришедшим скучно не было. Весело – тоже.Апокалипсис завтраСергей Николаевич начал в буквальном смысле издалека. С ипотечного кризиса в Соединенных Штатах.Затем речь зашла о колебаниях цены на нефть и о Стабилизационном фонде. Потом – о проблемах, связанных с присоединением к Архангельской области Ненецкого округа. Приводились остроумные примеры, звучали интересные факты и цифры, на доске появлялись замысловатые схемы. А зал настороженно молчал, слегка оживляясь лишь тогда, когда оратор упоминал суммы зарплат чиновников или предсказывал общий рост цен на начало или второй квартал будущего года.Зашумели слушатели тогда, когда речь зашла о том, что близко, - о Северодвинске и Архангельске. Сергей Николаевич живо набросал безрадостную картину будущего нашего города. Накладные расходы у нас по объективным причинам так велики, что, по его мнению, в усиливающейся конкурентной борьбе с Петербургом нашим верфям останутся лишь «сварка и свалка». Это приведет к масштабному сокращению на заводах, социальным проблемам и оттоку относительно мобильного и платеже способного населения. Через десять лет население Северо двинска составит, по мысли Сергея Неумывако, не более 100 тысяч человек. И в транспортном отношении город тупиковый, на транзит рассчитывать не приходится.К чему эти черные мысли? К тому, что директор предприятия должен рассчитывать, кого и в каких условиях предстоит возить. Тем более что пассажирские автоперевозки – занятие вообще весьма дорогое, а для муниципального предприятия при существующей системе налогообложения – дорогое особо. (Позднее директор ПАТП привел пример: если разложить налоговую нагрузку для наглядности на количество транспортных средств, то предприятие платит в год порядка 250 тысяч рублей на один автобус, а частник – всего лишь шесть тысяч.) При этом автобус стоит от 2,5 до 6 миллионов, цены на топливо растут, причем оптовая уже превысила розничную, которая, по словам Сергея Неумывако, пока сдерживается внеэкономическими методами.Это была ошибкаНе все благополучно и в прошлом, и в настоящем, полагает директор ПАТП. Монетизацию льгот на транспорте, к примеру, следует признать ошибкой: в том виде, в каком она проводилась, она не только нанесла удар по многим льготникам, но и окончательно добила муниципальные пассажирские автопредприятия. Практически все они в области – банкроты. Архангельский автовокзал и тот продан.Далее, тарифы опять же сдерживаются административными методами, а система компенсации из областного бюджета организована неудовлетворительно. Итог – новые убытки. По словам Сергея Неумывако, из доброй тысячи предприятий области, подвергшихся реструктуризации, лишь два избежали ликвидации: трал флот – благодаря, в частности, бюджетной поддержке, и наше ПАТП. (Это последнее – благодаря уму и смекалке директора, со свойственным ему чувством юмора не преминул отметить Сергей Николаевич.)Между тем, по мнению Неумывако, экономически обоснованный тариф в Северо двинске уже сейчас должен быть не менее 10 рублей за одну поездку. Еще лучше, если власть при сравнительно невысокой стоимости билетов для пассажиров компенсирует предприятиям разницу.Проклятые конкурентыЧто надо бы регулировать властными решениями, так это не тарифы, а сам рынок автоперевозок, уверен директор ПАТП.А пока на улицах непорядок – пассажиров возят все кому не лень. У многих частников транспорт не приспособлен для перевозки людей и просто опасен. При цивилизованной организации дела такого не бывает, полагает Неумывако. Вон в Нью-Йорке лишь одно автобусное предприятие – муниципальное, в Париже – два, опять же городские. И ничего – не жалуются. Чтобы у нас было как в Париже, необходим областной закон «Об общих принципах организации пассажирских перевозок», который бы установил для всех цивилизованные правила игры. По прогнозу Сергея Николаевича, из восьми частных перевозчиков в Северодвинске после принятия такого закона осталось бы два.Вопросы трудящихсяНо гораздо более интересны, чем все политико-экономические экскурсы директора ПАТП, для его слушателей оказались ответы на их собственные вопросы.Как ни удивительно это при прозвучавших невеселых прогнозах, но вопроса о повышении цен на обычные проездные и разовые талоны директор ПАТП обещал не ставить. По крайней мере, в ближайшие месяцы. Однако по многим другим вопросам он огорчил слушателей. Так, дважды на встрече звучал вопрос о возможности организации льготных поездок больных в Архангельский онкодиспансер. Сергей Неумывако не видит такой возможности. Более того, идет борьба за то, чтобы сохранить этот маршрут в Архангельске в существующем виде – так, чтобы не требовалась пересадка. Больных, которым требуется гемодиализ, возят бесплатно по списку и по графику за счет предприятия. Но ПАТП, еще раз подчеркнул директор, не источник льгот. Источник льгот – власть.Работников Севмаша не устраивает периодичность работы муниципальных автобусов, перевозящих заводчан к проходной в час пик. При этом автобусы предпринимателя Николая Малинникова (кстати, присутствовавшего на встрече и воспринимавшего некоторые высказывания директора ПАТП с легким скепсисом) таких нареканий не вызывают. Сергей Неумывако отвечал, что работа в этом направлении ведется, однако число автобусов и общий суточный график не позволяют организовать перевозки нужной интенсивности без нарушений трудового законодательства.Организовать дополнительные остановки 133-го маршрута в городе тоже нет возможности. Вероятно, что вообще единственной остановкой его придется сделать железнодорожный вокзал.Ветераны просили также не ставить месяц на льготные проездные с ограниченным числом поездок. Однако и этого сделать нельзя: отчетность в ПАТП помесячная.Ветеранов беспокоит вопрос о проездном «Победа». На 2008 год он сохранится, заметил директор ПАТП. Но добавил: «Скорее всего»…Трудно быть директором. Но и пассажиром нелегко.
Алексей ЯНИН
Почему пассажир хочет быть водителем?Недовольство горожан городским транспортом не похоже на простое брюзжание, у северодвинцев есть веские претензии к качеству обслуживания.Антонина Ладухина, горожанка:- Я против того, чтобы ПАТП акционировалось. Мне кажется, это отразится на льготниках и пенсионерах не самым лучшим образом. Хотя и к сегодняшнему предприятию у меня много претензий.Наталья Змывалова, продавец ТС «Континент»:- На городском транспорте приходится добираться на работу и домой. Это какой-то ужас – невозможно дождаться своего автобуса. И шестнадцатый, и семнадцатый маршруты ходят очень редко!Мария Калинина, продавец магазина «Сударушка»:- Часто рабочая смена заканчивается около одиннадцати часов. В это время добраться на городском транспорте до дома просто невозможно, особенно на маршрутах из квартала.Александр Тарасенко, учащийся 38-й школы:- В час пик проездной просто бесполезен – городского автобуса не дождаться. За час, заметил, проезжает штук пять маршруток и коммерческих автобусов и только два автобуса, на которых действуют проездные.Андрей, военнослужащий:- Я сменил статус пассажира на водителя. Почему? Не устраивал ни график движения, ни наполняемость автобусов. Только банкротство предприятия и появление частных извозчиков спасет ситуацию и разгрузит маршруты.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!